Устройство, обслуживание, ремонт Mercedes С-класса W201 – 8.4.5. Три в одном – или как уберечь катализатор
8.4.5. Три в одном – или как уберечь катализатор
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Замена отказавшего катализатора обойдется недешево, поэтому хорошо бы заранее знать, какие проблемы с ним бывают, как обстоит дело с ними на рынке запчастей.
До недавнего времени мы знали о катализаторе только следующее: это такая штука, которая непонятно зачем нужна, непонятно как работает, что наш бензин ее "убивает", в общем – одни неприятности. Вырезать – и никаких проблем! Но постепенно мы начали привыкать к тому что катализатор – вещь все-таки небесполезная, по крайней мере мысли о "хирургическом вмешательстве" в выхлопную систему посещают все реже и все меньшее количество голов.
Весной, когда сотрудники ГАИ начинают "борьбу за чистоту воздуха", на нас сваливается еще одна проблема – нужно отрегулировать СО. Владельцы машин, оборудованных катализаторами, об этом даже не задумываются, а посты проверки СО проезжают без дрожи в коленках и боязни за свой кошелек. Правда, тот же кошелек может прилично "похудеть" по другой причине. Штрафы за превышение уровня СО покажутся копеечными по сравнению с расходами на покупку и замену катализатора, если он выйдет из строя. Поэтому совсем не вредно знать, как с ним обращаться, а для этого нужно сначала разобраться, как он устрон и как работает.
Как они работают?
При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное – это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации. Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором.
Как говорят специалисты, каталитический нейтрализатор – это простое устройство, в котором происходит сложный химический процесс. "Внутри корпуса из нержавеющей стали находится керамический или металлический "кирпич", имеющий сотовую структуру. У этого монолита огромная площадь поверхности, причем вся она покрыта тончайшим слоем специального сплава – собственно катализатора, содержащего платину, родий и палладий. Именно эти драгоценные металлы отвечают за чудесные свойства катализатора, они же определяют его высокую стоимость".
Выхлопные газы "омывают" поверхность монолита, и, когда температура достигает "критического" значения 270° С, начинается каталитическая реакция. Окись углерода превращается в двуокись (углекислый газ), углеводороды превращаются в воду и опять же двуокись углерода, а окислы азота превращаются в воду и азот. Все это для окружающей среды менее вредно.
Каталитические нейтрализаторы способны довольно эффективно снижать токсичность выхлопа, при этом они не влияют на потрeбление топлива и мощность двигателя. При наличии катализатора слегка возрастает обратное давление выхлопа, от чего двигатель теряет 2–3 л.с., но это, пpaктически, вся "плата" за очистку выхлопа. Однако, установка каталитического нейтрализатора – не идеальное решение. Теоретически, он должен служить бесконечно, так как вышеупомянутые драгметаллы служат лишь катализатором, который при химической реакции, как известно, не расходуется. На пpaктике же жизнь катализатора имеет свой предел…
Что их губит?
Отказ каталитического нейтрализатора может произойти по нескольким причинам, хотя, обычно, это процесс постепенный, уловить который без специального оборудования невозможно.
"Сердцевина" большинства катализаторов изготовлена из керамики – материала, известного своей хрупкостью. Автомобиль может на скорости попасть в выбоину, удариться обо что-то или даже просто "чиркнуть" корпусом катализатора по камню, и от этого каталитический "кирпич" может треснуть. После этого потеря "сердцевиной" своих рабочих качеств – дело времени.
Конверторы нового поколения, содержащие металлический монолит, не столь уязвимы по этой части. Разбить их, конечно, можно, но, во всяком случае, не так просто.
Враги катализатора
Кроме физического разрушения существует еще одна частая причина выхода из строя катализатора. Топливо. Он чрезвычайно чувствителен к составу топлива. Если бензин этилированный, то тетраэтил свинца, содержащийся в нем, откладывается на активной поверхности каталитического "кирпича" и быстро "засаливает" ее, от чего всякие реакции прекращаются. Уж, кажется, на заправках и наконечники шлангов стали ставить разного размера, и раздаточные колонки красят в разные цвета, и пишут об этом на каждом углу, а все равно потребители иногда путают и заливают не тот бензин. А ведь достаточно "сжечь" полбака такого бензина, и катализатор погибнет безвозвратно.
Но не только этилированный бензин – враг катализатора. Катализатор можно погубить и неэтилированным, если неисправна система управления двигателем, неполностью сгорает смесь или двигатель сильно изношен.
Тройные каталитические нейтрализаторы ("тройные" потому, что катализатором служит совокупность трех драгоценных металлов) устанавливают только на те машины, двигатели которых оборудованы замкнутой системой контроля выхлопа. Перед катализатором установлен кислородный датчик, который отслеживает состав выхлопа и передает эти данные в центральный процессор. В зависимости от содержания кислорода в выхлопе, БЭУ регулирует состав горючей смеси и зажигание так, чтобы поддерживались их оптимальные значения. Это служит главной защитой для катализатора, а также обеспечивает экономию топлива и эффективность работы двигателя. Катализатор не переносит больших отклонений в составе рабочей смеси. Плохо отрегулированный двигатель с повышенным содержанием углеводородов в выхлопе просто гробят катализатор. Если же смесь слишком бедная, это может вызвать резкий перегрев катализатора, от чего снова пострадает монолит, только уже "физически". Таким образом, "жизнь" катализатора зависит от исправности системы управления двигателем.
Многое зависит и от исправности самого кислородного датчика. С "возрастом" он становится "ленивым" или совсем выходит из строя, что сказывается на составе смеси и, соответственно, на исправности катализатора.
Испортить катализатор может и выхлоп сильно изношенного двигателя, сжигающего масло. Оно, попадая вместе с выхлопом в катализатор, "запекается" на поверхности монолита, подобно лаку, и не дает катализатору работать.
Есть и другие вредные факторы. Например – свечи. Неподходящие свечи не будут давать полного сгорания, что может вызвать в катализаторе губительную реакцию расплавления".
Будьте очень осторожны в применении присадок к бензину или маслу. Большинство об этом не задумывается, а ведь присадки тоже могут вредно воздействовать на катализатор. Если на продукте не написано: "совместим с катализатором", лучше не рискуйте.
Еще один опасный случай – запуск двигателя буксировкой. При этом может происходить попадание в катализатор просто чистого бензина. Это, во-первых, отравляет катализатор, но также может вызвать мгновенную реакцию и даже взрыв. Смотрите также, куда едете – старайтесь не попадать в глубокие лужи. Рабочая температура катализатора составляет порядка 900° С. Внезапное попадание его в воду может быть фатальным.
В целом, замечено, что на срок службы катализатора влияют условия эксплуатации. Больше страдают катализаторы на машинах, эксплуатируемых в городских условиях, когда двигатель часто заводят. С другой стороны, при длительной высокоскоростной езде по магистралям катализатор также портится от того, что перегревается.
Наконец, вы поступите разумно, если станете регулярно осматривать всю систему выхлопа. Если сломаны кронштейны или отвалились резиновые подвески, выхлопная труба будет вибрировать, передавая на катализатор ненужные нагрузки.
Снятие и установка сборки панели управления функционированием отопителя и кондиционера воздуха, регулировка приводного троса Рассматриваемые в настоящем......
18 04 2024 20:18:37
7.24. Потенциометр положения дроссельной заслонки Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите провод массы с аккумулятора. 2. Отсоедините электрические разъемы......
17 04 2024 6:55:54
4.2.13. Снятие и установка переднего уплотнительного кольца коленчатого вала Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите зубчатый ремень. На двигателях 1,6 (16......
16 04 2024 0:44:14
3.4. Электрооборудование двигателя 3.4.1. Введение ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение агрегатов системы заряда и зажигания 4-цилиндровых двигателей 1. Генератор......
15 04 2024 12:49:30
Замена двигательного масла и масляного фильтра Длительный контакт кожи с отработавшим двигательным маслом довольно опасен. Используйте защитный крем и......
14 04 2024 10:43:15
7.2.2. Снятие коробки передач ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Для снятия коробки передач необходимо поднять автомобиль и закрепить его в этом положении. Также необходимо......
13 04 2024 6:59:24
2.28. Замена свечей зажигания ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Комплект инструментов для замены свечей зажигания 1. Свечной торцовый ключ 2. Динамометрический ключ 3.......
12 04 2024 1:32:36
Снятие отдельных элементов Слева: иллюстрация показывает соединение между катализатором и передней выпускной трубой (2). Далее можно увидеть лямбда-зонд......
11 04 2024 13:18:56
Помощь при неисправностях Неисправность Ее причины Ваша помощь А. Сцепление проскальзывает 1. Изношены накладки сцепления 2. Слишком незначительное......
10 04 2024 5:12:38
3.4.4. Силовые кабели ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Периодически проверяйте кабели по всей длине, повреждение, растрескивание или прогорание изоляции кабелей, а также......
09 04 2024 7:55:24
9.1.5. Рычаг передней подвески Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установить автомобиль на стояночный тормоз. 2. Ослабить болты крепления колес. 3. Приподнять......
08 04 2024 4:22:30
8.10.5. Внутренний датчик температуры Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Датчик установлен в фонаре внутреннего освещения над внутренним зеркалом заднего вида.......
07 04 2024 11:31:19
5.1. Технические данные ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Наименование A3 SOHC A5 DOHC Частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, мин –1 750±50 Угол......
06 04 2024 2:16:58
4.14. Масляный насос Снятие Расположение болтов крепления масляного насоса 1 – болты крепления масляного насоса; 2 – болт крепления маслоприемной трубы к......
05 04 2024 13:25:44
1.14. Замок рулевой колонки ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Достаньте ключ из замка зажигания, и рулевое колесо будет замкнуто для защиты автомобиля от воров. Попробуйте......
04 04 2024 10:33:57
Если необходима сварка кузова, а вы хотите сделать её самостоятельно, не обращаясь в автосервис, то это повод задуматься над тем, какое оборудование будет лучше, пpaктичнее, выгоднее и, конечно, дешевле....
03 04 2024 19:46:28
3.10.3.4. Башмак механизма натяжения моделей с однорядной приводной цепью Снятие Снятие башмака механизма натяжения однорядной приводной цепи ПОРЯДОК......
02 04 2024 0:54:40
7.4.1.6. Сборка коробки передач ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установить в картер сцепления наружное кольцо переднего подшипника вторичного вала (если заменялся......
01 04 2024 23:18:59
16.10. Задняя подвеска в сборе Снять или отсоединить ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднять автомобиль и снять задние колеса. 2. Теплоотражательный экран системы......
31 03 2024 14:57:50
Снятие и установка электромотора привода верхнего люка Детали установки электромотора привода верхнего люка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Детали установки сборки......
30 03 2024 11:53:28
10.3.4. Проверка выключателей ламп и электродвигателей ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять выключатель. 2. Простой выключатель имеет два кабельных соединения. В......
29 03 2024 18:27:41
1.13. Измерение износа зубчатых ремней на дизельных двигателях ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Освободите зажимы и снимите кожух зубчатого ремня. 2. Используя......
28 03 2024 6:30:51
13.10.13. Снятие и установка цилиндра замка задней двери ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Освободите скобы крепления и снимите обивку задней двери. 2. Отвинтите две......
27 03 2024 22:33:21
3.1.11.1.5. Замена контактов прерывателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Замена контактов прерывателя Bosch 1 – место подключения провода прерывателя; 2 – винт крепления......
26 03 2024 23:52:18
11.5. Передний стабилизатор поперечной устойчивости Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите переднее колесо. 2. Снимите тягу стабилизатора. 3. Снимите......
25 03 2024 7:10:27
4.2.8. Снятие и установка распределительного вала ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Снятие корпуса распределительного вала производите на холодном двигателе.......
24 03 2024 17:58:45
Измеритель расхода воздуха (Air flow sensor – AFS) Измеритель расхода воздуха с нагреваемой тонкой пленкой, микромеханическая измерительная система......
23 03 2024 21:57:57
Привод управления сцеплением Сцепление и привод управления сцеплением 1 – ведомый диск; 2 – нажимной диск; 3 – выжимной подшипник; 4 – рычаг муфты......
22 03 2024 11:13:53
10.8. Балка задней подвески О Б Щ И Е С В Е Д Е Н И Я Элементы задней подвески 1 – опора; 2 – резиновая опора пружины; 3 – балка задней подвески; 4 – цилиндрическая......
21 03 2024 8:30:49
Ремонт незначительных повреждений кузовных панелей Устранение следов мелких царапин ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Если царапина поверхностная и не затрагивает......
20 03 2024 10:56:36
3.2.17. Звездочка коленчатого вала Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите газораспределительный ремень. 2. Вывинтите болт звездочки, предварительно......
19 03 2024 8:17:41
Системы охлаждения, отопления и воздушного кондиционера Спецификации Отдельные хаpaктеристики приведены также в тексте Главы и в случае обязательности их......
18 03 2024 17:16:14
Снятие и установка фланца переднего приводного вала и двухрядного радиально-упopного шарикового подшипника передней ступицы Детали установки фланца......
17 03 2024 8:38:12
1.7.3. Инструкция по технике безопасности ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Износившиеся ремни безопасности необходимо заменить, а также постоянно проверять их закрепление.......
16 03 2024 21:55:37
Сцепление Общие сведения Маховик, корзина и диск сцепления 1 — Маховик. Поверхность, прилегающая к фрикционным накладкам, должна быть очищена от масла и......
15 03 2024 2:48:26
1.20.3.5.3. Проверка уровня масла в автоматической коробке передач ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предписанный уровень масла для безукоризненной работы коробки особенно......
14 03 2024 11:14:55
Диагностика неисправностей систем отопления и кондиционирования воздуха В салон автомобиля не поступает горячий воздух Неисправен термостат. Замените.......
13 03 2024 9:50:28
Проверка функционирования и замена клаксона Перед началом диагностики электрического контура проверьте состояние пpeдoxpaнителя и реле. ПОРЯДОК......
12 03 2024 20:51:31
Тормозная жидкость ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ При работе с тормозной жидкостью необходимо иметь в виду следующее: ВНИМАНИЕ Тормозная жидкость ядовита. Ни в коем......
11 03 2024 19:45:17
Приведение в положение ВМТ такта сжатия поршня первого цилиндра Верхней мертвой точкой (ВМТ) называется высшая точка хода поршня, определяемого вращением......
10 03 2024 12:20:46
13.12. Двигатель стеклоподъемника Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите внутреннюю обшивку двери. 2. Осторожно снимите герметизирующую пленку в нижней......
09 03 2024 9:14:12
15.22. Гидравлический модулятор ABS Снятие Гидравлический модулятор ABS со снятой крышкой 1 – винты крепления зажима жгута проводов; 2 – шина заземления;......
08 03 2024 23:46:59
Проверка прочности крепления колесных болтов ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ После каждого монтажа колес нужно через несколько километров проверить прочность......
07 03 2024 17:19:20
9.18. Замена защитных чехлов рулевой передачи ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите соответствующий наконечник рулевой тяги. 2. Ослабьте хомуты (стрелка) и......
06 03 2024 18:43:40
Обогрев заднего стекла, радио (A26) – соединительная линия (дверной выключатель освещения/водительская сторона), в электроцепи к приборной панели *......
05 03 2024 17:26:10
1.10.22.2. Включение стеклоомывателей заднего стекла ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Рычаг включения стеклоочистителей Омывающая жидкость будет разбрызгиваться на заднее......
04 03 2024 6:36:15
12.17. Диагностика неисправностей тормозов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПРИЧИНА СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ Слишком большой холостой путь тормозной педали Полностью или частично......
03 03 2024 15:50:49
10.28. Датчик скорости/положения коленчатого вала (модели 1,8 л) Снятие Отвинчивание болта крепления датчика скорости/положения коленчатого вала на......
02 03 2024 1:34:20
6.3.11. Снятие и установка реле безопасного запуска двигателя ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоединить электрический разъем от реле безопасного запуска......
01 03 2024 11:55:22
Капот ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Открывание капота Для отпирания капота потяните за рукоятку, расположенную с левой стороны под панелью приборов. При этом капот......
29 02 2024 8:10:21
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::