Устройство, обслуживание, ремонт Subaru Forester – 4-ступенчатая автоматическая трaнcмиссия (АТ)
4-ступенчатая автоматическая трaнcмиссия (АТ)
Общая информация и принцип функционирования
Общие сведения
Конструкция АТ
Данная Часть Главы Коробка переключения передач посвящена автоматической трaнcмиссии (АТ). Информация по РКПП приведена в Части 5-ступенчатая ручная коробка переключения передач (РКПП)
настоящей Главы.
Для комплектации рассматриваемых в настоящем Руководстве моделей, используются АТ с электронной системой управления.
В задачи системы входит точное управление переключением скоростных режимов, принятие решения о необходимости использования режима торможения двигателем и блокировки гидротрaнcформатора и пр. В качестве исходной информации при принятии решений модулем управления (TCM) используются поступающие от соответствующих датчиков сведения о положении дроссельной заслонки, скорости движения трaнcпортного средства, оборотах двигателя, положении рычага селектора АТ и т.п.
Кроме того, система управления автоматически определяет требуемый режим функционирования двигателя. В зависимости от параметров движения могут выбираться такие режимы функционирования двигателя, как “нормальный” (наиболее экономичный режим) и “форсированный”, когда обеспечивается отбор полной развиваемой агрегатом мощности, что бывает необходимо, например, при обгонах или длительном подъеме в гору.
Коробка передач, состоящая из двух простых планетарных рядов с одновенцовыми сателлитами, обеспечивает возможность получения наиболее благоприятных параметров динамики движения автомобиля.
Коробка обеспечивает четыре передачи переднего хода и одну – заднего.
Для управления коробкой передач используются две муфты свободного хода и четыре гидроаккумулятора, обеспечивающие плавность переключения передач и блокировки гидротрaнcформатора.
Для снижения уровня передаваемых на кузов автомобиля вибраций АТ оборудована специальной демпферной системой.
В TCM включен блок самодиагностики, что в значительной мере повышает надежность функционирования трaнcмиссии и облегчает поиск причин отказов.
Ввиду сложности конструкции АТ, отсутствия в свободной продаже сменных внутренних компонентов, а также необходимости использования специального оборудования, составители настоящего Руководства не рекомендуют владельцам автомобилей выполнять капитальный ремонт трaнcмиссии собственными силами. В настоящей Главе рассмотрены лишь процедуры диагностики общих отказов АТ, ее текущего обслуживания, основных регулировок, снятия и установки.
Иногда, в случае серьезной поломки, разумнее и проще заменить трaнcмиссию, чем тратить время и средства на восстановление вышедшей из строя сборки. Вне зависимости от выбранного способа введения отказавшей АТ в действие, самостоятельное выполнение ее снятия и установки помогут в значительной степени сократить расходы (прежде удостоверьтесь, что трaнcмиссия действительно нуждается в восстановительном ремонте).
Буксировка автомобиля с отказавшей АТ должна производиться со скоростью не выше 50 км/ч (30 миль/ч) и на расстояние не более 80 км (50 миль)! |
Особенности системы управления
Электронная система управления всех полноприводных моделей Subaru разработана на основе системы управления переднеприводных моделей. Гидравлическая часть системы управления дополнительно включает в себя электромагнитный клапан и муфту управления приводом задних колес. На основе анализа поступающих от различных информационных датчиков данных TCM определяет оптимальную величину крутящего момента, передаваемого на задние колеса автомобиля и реализует его при помощи электромагнитного клапана за счет управления давлением в бустере муфты управления заднего привода.
Электронная система управления точно задает режимы функционирования управляющей муфты заднего привода, что особенно эффективно при эксплуатации автомобиля в тяжелых дорожных условиях при движении на малых скоростях, когда особое значение приобретает плавность изменения развиваемого ведущими колесами тягового усилия.
Для моделей, оборудованных ABS, благодаря использованию муфты управления заднего привода повышается эффективность торможения трaнcпортного средства.
По сравнению с РКПП повышается общая управляемость автомобиля, что отражается на комфортности движения.
Устройство гидротрaнcформатора
Конструкция гидротрaнcформатора АТ
Гидротрaнcформатор представляет собой заполненную маслом неразборную конструкцию, состоящую из насосного колеса, турбинного колеса, реактора и блокировочной муфты.
Насосное колесо через приводной диск непосредственно связано с коленчатым валом двигателя. К насосному колесу приварена втулка привода масляного насоса, который выполняет функцию нагнетания давления в гидравлической части системы управления и системе смазки АТ.
Режим трaнcформации. Tрaнcформация производится в определенном диапазоне крутящих моментов двигателя, при этом реактор, благодаря функционированию муфты свободного хода имеет жесткую связь с картером трaнcмиссии.
Режим гидромуфты. В режиме гидромуфты трaнcформация крутящего момента не производится и на вал турбинного колеса реактора гидравлическим способом передается развиваемый двигателем постоянный крутящий момент. В этом случае реактор уже не имеет жесткой связи с картером и свободно вращается вместе с потоком рабочей жидкости.
Режим блокировки. В режиме блокировки насосное и турбинное колеса жестко соединены блокировочной муфтой. При определенных оборотах двигателя система управления выдает комaнду на блокировку трaнcформатора и вся развиваемая двигателем мощность передается на выходной вал гидротрaнcформатора, минуя стадию гидравлического преобразования. При этом полностью устраняется пробуксовка в трaнcформаторе (разность оборотов турбинного и насосного колес), что в свою очередь приводит к снижению оборотов двигателя и, – как следствие, – уменьшению расхода топлива и снижению уровня шумового фона.
Масляный насос
Масляный насос имеет лопастную конструкцию и расположен между гидротрaнcформатором и коробкой передач. Насос имеет переменную производительность и управляется давлением обратной связи, подаваемым от регулятора давления.
Планетарная коробка передач
Конструкция планетарной сборки
1 — Водило планетарного ряда |
|
В коробке передач используются два планетарных ряда (передний и задний) с одновенцовыми сателлитами, четыре блокировочные муфты (муфты включения задней передачи, муфта включения высших передач, муфта переднего хода и муфта обеспечения режима торможения двигателем), один ленточный тормоз, один дисковый тормоз и две муфты свободного хода (переключений 1/2 и 3/4). Конструкция коробки обеспечивает реализацию четырех передних передач и одной задней. Коробка обладает тремя степенями свободы, ввиду чего для получения какого-либо передаточного отношения требуется попарное включение элементов ее управления.
Главная передача и дифференциал
В АТ используется главная передача гипоидного типа. Ведущий вал-шестерня главной передачи помещена в сдвоенный конический роликовый подшипник, установленный в корпусе масляного насоса и второй роликовый подшипник, расположенный в консоли картера коробки передач. Ведомая шестерня помещена в картер дифференциала.
Регулировка гипоидной передачи производится путем подбора требуемой по толщине прокладки, устанавливаемой между внешней обоймой сдвоенного конического подшипника и корпусом насосной сборки.
На заднем конце ведущего вала-шестерни установлена ведомая шестерня промежуточной передачи.
Шестерни дифференциала закреплены на приводных валах стопopными кольцами
Ведущая шестерня привода спидометра установлена непосредственно в картере дифференциала и соединена с гибким тросом, выходящим из правой стенки гидротрaнcформатора. Не забывайте периодически смазывать привод спидометра.
Механизм выбора рабочего диапазона АТ
Конструкция механизма селектора диапазонов АТ
Конструкция рычага селектора АТ
Механизм выбора рабочего диапазона состоит из рычага селектора, установленного в салоне центральной напольной консоли, справа от водителя, приводного троса, системы тяг, клапана выбора диапазона и механизма блокировки выходного вала коробки передач, обеспечивающего соединение рычага селектора с клапаном выбора диапазона.
Перемещение рычага селектора влечет за собой перемещение приводного троса, при этом штифт, расположенный на конце рычага приводит в действие датчик-выключатель положения АТ, сигнал которого передается на блок управления (TCM).
На валу механизма выбора диапазонов расположены пластина и рычаг. Пластина оснащена семью канавками, каждая из которых соответствует одному из семи положения рычага селектора (Р, R, N, D, 3, 2 и 1). При помощи данных канавок осуществляется фиксация рычага в заданном положении.
При переводе рычага селектора в положение “Р” сpaбатывает механизм блокировки выходного вала коробки передач, что предотвращается возможность самопроизвольного скатывания автомобиля под уклон.
Механизм блокировки выходного вала коробки передач
При блокировке выходного вала коробки передач конец защелки попадает в канавку шестерни блокировочного механизма. Шестерня расположена на валу ведущей шестерни промежуточной передачи.
При переводе рычага селектора в положение “Р” тяга блокировочного механизма смещается назад. В задней части тяги установлены пружина и кулачок, причем кулачок может свободно перемещаться относительно тяги. Тяга и кулачок входят в зацепление с V-образной канавкой связанного с картером трaнcмиссии исполнительного механизма и защелкой. В таком положении, в случае перемещения тяги назад, кулачок сдвигается к задней части защелки и V-образной канавки. Защелка начинает поворачиваться в направлении шестерни блокировочного механизма и входит в зацепление с ее канавкой. Если конец защелки попадает на зуб шестерни, то кулачок перестает двигаться и в результате дальнейшего перемещения рычага начинает сжиматься пружина. Под воздействием развиваемого пружиной усилия кулачок попадает в канавку шестерни блокирующего механизма. Если рычаг переводится в другое положение, то кулачок под воздействием возвратной пружины поворачивается в противоположном направлении, освобождая блокировочную шестерню.
Система управления приводом задних колес
Данная система посредством электронного блокиратора управляет муфтой привода задних колес. Система была впервые разработана специалистами компании Subaru и состоит из блока управления давлением в бустере муфты, датчика скорости движения автомобиля (VSS) и электромагнитного клапана.
В памяти электронного блока хранятся оптимальные для различных условий эксплуатации трaнcпортного средства значения передаваемого муфтой крутящего момента. Основываясь на комбинации эксплуатационных параметров автомобиля (скорость движения автомобиля, положение дроссельной заслонки, положения рычага селектора, пробуксовка колес и т.п.), блок управления выбирает из памяти соответствующий коэффициент привода задних колес в максимальной степени отвечающий текущим условиям. Данный коэффициент служит управляющим сигналом для формирования электромагнитным клапаном соответствующего давления в бустере муфты управления задним приводом.
Назначение рабочих диапазонов АТ
Положение “Р”
Выбирается при парковке автомобиля. В этом положении, в трaнcмиссии выключены все элементы управления, а ее выходной вал заблокирован, – движение автомобиля невозможно. Переводить селектор в положение “Р” следует только после полной остановки трaнcпортного средства.
Перевод селектора в положение “Р” во время движения может привести к выходу трaнcмиссии из строя! |
Положение “R”
Задний ход. Переводить селектор в позицию “R” можно только после полной остановки трaнcпортного средства.
Включение задней передачи во время движения автомобиля может привести к выходу трaнcмиссии из строя! |
Положение “N”
Нейтральное положение. В коробке выключены все элементы управления, что обеспечивает отсутствие жесткой кинематической связи между ее ведущим и ведомым валами. Механизм блокировки выходного вала при этом выключен, т.е. автомобиль может свободно перемещаться. Не рекомендуется переключать трaнcмиссию в положение “N” при движении накатом.
Ни в коем случае не выключайте зажигание при движении под уклон! |
Положение “D”
Основной режим движения. Обеспечивает автоматическое переключение с первой по четвертую передачу. Рекомендуется при движении в нормальных условиях.
Положение “3”
Разрешено движение на первых трех передачах. Рекомендуется использовать при движении по холмистой дороге или в условиях частых остановок (напряженный городской цикл).
Положение “2”
Разрешено движение только на первой и второй передачах. Рекомен-дуется использовать, например, по извилистым горным дорогам. Переключение на третью и четвертую передачи запрещено. На этом диапазоне эффективно используется режим торможения двигателем.
Положение “1”
Разрешено движение только на первой передаче. Этот диапазон позволяет максимально реализовать режим торможения двигателем. Он рекомендуется при движении на крутых спусках, подъемах и бездорожье.
Текущий уход и обслуживание Данная Глава составлена для того, чтобы помочь механику-любителю поддерживать свой автомобиль в состоянии максимальной......
17 04 2024 1:36:37
3.2.14. Топливный аккумулятор Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумулятора. 2. Установить автомобиль......
16 04 2024 20:44:59
Снятие и установка топливного насоса - бензиновые модели См. предупреждение в начале раздела Сбрасывание давления в системе питания бензиновых двигателей......
15 04 2024 2:10:24
Подвеска и рулевое управление Спецификации Общие параметры Передняя подвеска Тип Независимая, типа Мак-Ферсон Цветовая маркировка винтовых пружин Модели......
14 04 2024 7:19:42
15.8. Угол опережения зажигания Система зажигания EZL Система зажигания EZL работает на основании сигнала, полученного от датчика угла поворота......
13 04 2024 3:30:55
Замена жидкости в автоматической коробке передач Если проводится замена жидкости в гидротрaнcформаторе, также замените жидкость в коробке передач. Если......
12 04 2024 23:14:39
Замена топливного фильтра ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ При обслуживании компонентов системы питания не следует забывать, что бензин является в высшей мере легко......
11 04 2024 20:10:58
8.2.1.4. Проверка стояночного тормоза ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Проверка производится на прогретых двигателе и коробке передач. Каждая проверка должна продолжаться......
10 04 2024 16:41:28
3.4.11.4. Двигатель 3,5 л ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПОРЯДОК СНЯТИЯ ДВИГАТЕЛЯ 3,5 Л Отсоединяемые агрегаты, шланги и провода при демонтаже двигателя 3,5 л 11. Жгут......
09 04 2024 21:56:57
Меры безопасности при работе с электронной системой зажигания В электронной системе зажигания MAZDA 323 напряжение зажигания может достигать 30 кВ. При......
08 04 2024 3:37:15
Снятие и установка задней торцевой крышки, замена заднего сальника коленчатого вала М612 Детали установки задней торцевой крышки/сальника коленчатого......
07 04 2024 9:10:22
Задний бампер Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Отверните гайки и снимите задние комбинированные фонари. Снимите задние брызговики. Выверните......
06 04 2024 2:31:45
Снятие и установка задней ступичной сборки Потребуются новые гайки крепления ступицы к продольному рычагу подвески. Гайки крепления ступичной сборки......
05 04 2024 17:56:36
Электрооборудование двигателя Общая информация и меры предосторожности В состав электрооборудования двигателя входят компоненты систем зажигания, заряда......
04 04 2024 17:56:14
Замена защитных чехлов ШРУСов На моделях с внутренними шарнирами триподного типа замена их защитных чехлов возможна только после снятия наружных......
03 04 2024 23:41:45
Буксировка Для буксировки следует применять специально спроектированное оборудование, крепить которое следует к предусмотренным элементам рамы......
02 04 2024 15:48:25
12.2.2.2. Проверка датчика угла опережения зажигания ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Номера контактов соединительной колодки блока управления ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1.......
01 04 2024 13:57:57
2.1.5. Электрическая система ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Сигнализаторы, освещение символических обозначений и внутренне освещение: проверка функционирования. ......
31 03 2024 20:21:46
Рейтинг самых доступных автомобилей на планете. Список самых дешёвых авто в мире. Какой автомобиль можно купить, имея 5 тысяч долларов в кармане....
30 03 2024 20:12:20
6.10. Тяговое реле Снять или отсоединить ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Ленточный хомут обмотки возбуждения. 2. Болты крепления реле к корпусу стартера.......
29 03 2024 4:37:42
22.21.1.2. Электронное контрольное устройство (ECU) Снятие Подсоединение тормозных трубок (1) и электрического разъема (2) к гидравлическому устройству......
28 03 2024 19:46:38
Проверка и регулировка числа оборотов холостого хода/момента зажигания/концентрации СО В рамках технического обслуживания не требуется регулировка числа......
27 03 2024 11:36:55
9.1.3. Разборка и сборка стойки подвески ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять стойку подвески. 2. Зажать нижнюю часть стойки подвески в тисках. 3. Установить......
26 03 2024 1:32:37
3.1.4.6. Механическая пятиступенчатая коробка передач типа N ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ С октября 1986 года применяется новое конструктивное решение внутреннего......
25 03 2024 3:15:33
Ключи ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ К автомобилю придаются два обычных ключа А и один резервный ключ В, которые подходят ко всем замкам. Мы рекомендуем хранить......
24 03 2024 2:57:26
13.33. Водосборник ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 4. Водосборник 5. Резиновые опоры стеклоочистителей 6. Болт крепления справа 8. Шланг для слива воды 10. Канал для......
23 03 2024 20:27:52
9.3.1. Рулевая колонка с системой пассивной безопасности PROCON-TEN О Б Щ И Е С В Е Д Е Н И Я Колонка рулевого управления с системой пассивной безопасности......
22 03 2024 10:54:54
Удаление воздуха из тормозной системы ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Удалять воздух из тормозной системы необходимо, если она вскрывалась в какой-либо точке или воздух......
21 03 2024 6:24:54
14.12. Отделка потолка 1 – солнцезащитный козырек; 2 – плафон освещения салона; 3 – ручка. Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите......
20 03 2024 4:22:42
10.8. Тормозной диск Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Ослабьте болты крепления колеса, затем поднимите соответствующую часть автомобиля и закрепите на......
19 03 2024 0:23:18
Замена зубчатого ремня Замена зубчатого приводного ремня производится в соответствии с рекомендациями Renault после 120000 км пробега. Мы советуем, чтобы......
18 03 2024 16:44:50
Запоминание регулировок сиденья и наружных зеркал для движения вперед ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Включите зажигание. 2. Отрегулируйте положение......
17 03 2024 23:19:42
Крышка цепи синхронизации Компоненты 1 — крышка головки цилиндра 2 — прокладка крышки головки цилиндра 3 — боковое уплотнение головки цилиндра 4 —......
16 03 2024 4:49:47
5.13. Замена охлаждающей жидкости ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Пробка сливного отверстия радиатора 1 – патрубок сливного отверстия; 2 – пробка Заливайте охлаждающую......
15 03 2024 18:18:52
4.5.17. Замена опор силового агрегата ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Крепления двигателя 1 – правая передняя опора, 2 – кронштейн правой передней опоры, 3 – задняя......
14 03 2024 9:11:29
1.5.23. Лампы внутреннего освещения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Включение плафона внутреннего освещения Для включения внутреннего освещения переведите рычажок......
13 03 2024 1:52:35
Снятие и установка топливного насоса/датчика запаса топлива ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Топливный насос вместе с датчиком уровня топлива у бензиновых двигателей......
12 03 2024 13:57:18
1.5.19.3. Срок службы шин ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Срок службы шин зависит в основном от следующих факторов: Давление в шинах Предупреждение Неправильное давление......
11 03 2024 6:12:44
1.20.3.3.3. Проверка уровня масла в усилителе руля ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Необходимый специнструмент: не требуется. Гидравлическое масло G 002 000 приобретается......
10 03 2024 10:12:56
1.22. Периодичность смазывания узлов автомобиля ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Наименование агрегата или детали Марка применяемой смазки Периодичность смазывания......
09 03 2024 23:26:56
8.5. Главный цилиндр сцепления ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Главный цилиндр сцепления 1 – гидравлическая трубка; 2 – гайка; 3 – главный цилиндр сцепления; 4 –......
08 03 2024 16:42:21
Проверка уровня смазки в раздаточной коробке полноприводных моделей Проверка уровня смазки в раздаточной коробке полноприводных моделей (каждые 12 000 км......
07 03 2024 0:33:47
3.3.7. Проверка головки блока цилиндров и блока цилиндров на прямолинейность ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите головку цилиндров. 2. Проверьте головку блока......
06 03 2024 16:58:34
7.1.2.3. Разборка и сборка блока шестерен ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Механизм переключения передач пятиступенчатой коробки передач 1 – вал управления, 2 – селектор,......
05 03 2024 20:51:14
6.4.8. Скорость холостого хода и максимальная скорость работы двигателя AAS Проверка и регулировка СКОРОСТЬ ХОЛОСТОГО ХОДА ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1.......
04 03 2024 12:40:42
1.3.2.2. Контроль уровня масла в автоматической коробке передач ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Никогда не допускайте, чтобы уровень масла был больше......
03 03 2024 20:26:28
Спецификации Сцепление Тип Однодисковое, сухое, с диафрагменной пружиной и гидравлическим приводом Диаметр ведомого (фрикционного) диска, мм Бензиновые......
02 03 2024 10:33:45
Замок зажигания Мы хотим обратиться только к электрической части замка зажигания. Ремонт замкового механизма должна выполнять мастерская, потому что для......
01 03 2024 15:54:21
17.9. Тормозные шланги (задние) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Шланг заднего правого тормоза 2. ТОРМОЗНОЙ ТРУБОПРОВОД 5. ЗАПОРНАЯ ПЛАСТИНА 6. ШЛАНГ 16. КРОНШТЕЙН Снять......
29 02 2024 22:25:28
4.9. Приводная цепь Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите верхнюю крышку приводной цепи. 2. За болт крепления шкива коленчатого вала проверните......
28 02 2024 20:22:14
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::