Ремонт и эксплуатация автомобиля Toyota Camry – 10.17. АБС: естественный выбор
10.17. АБС: естественный выбор
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Датчик скорости вращения колеса располагается в ступице. |
Сформулировать назначение АБС просто – она препятствует блокировке колес при торможении. Слишком сильно нажата педаль тормоза? Не беда – электроника, сравнивая сигналы датчиков скорости вращения на каждом из колес, определяет момент внезапной остановки колеса и, открывая электромагнитный клапан, сбрасывает излишки давления из тормозной магистрали в специальный гидроаккумулятор. Тормозные колодки разжимаются, вращение колеса восстанавливается, клапан вновь подключает магистраль к давлению, которое с помощью вакуумного усилителя тормозов создает правая нога водителя. И если это давление все еще слишком велико, то цикл повторяется вновь и вновь. В салоне включение АБС проявляется треском при работе исполнительного блока и толчками на педали тормоза, более или менее заметными в зависимости от конструкции системы. Фактически, АБС имитирует действия опытного водителя, который на скользкой дороге избегает блокировки колес, пользуясь прерывистым торможением. Но АБС делает это с недоступной человеку частотой и аккуратностью – до 15 раз в секунду. В результате АБС должна не только обеспечить автомобилю минимальный тормозной путь, но и заставить его слушаться руля – ведь колеса катятся и воспринимают боковую силу, насколько позволяет сцепление шин с покрытием. И это – основное преимущество АБС. Ведь в случае блокировки колес машина неуправляемо скользит прямо, даже когда бapaнка вывернута до упора.
Опасения
Казалось бы, все уже ясно. Антиблокировочные системы признаны всем цивилизованным автомиром и уже стали стандартным оборудованием на автомобилях, начиная со среднего класса. Но часто раздаются и голоса недовольных.
"Никакая электроника не сравнится с опытным водителем, – говорят одни. – Дайте мне такую же машину без АБС, и я остановлюсь раньше!"
Другим не нравится то, что АБС, вмешиваясь в процесс торможения, начисто исключает участие человека. Как ни дави на педаль, она с малоприятной вибрацией будет выталкиваться обратно. Машина тормозит сама, повлиять на ход замедления нельзя никак, к тому же с АБС очень сложно рассчитать тормозной путь и спрогнозировать, где же остановится автомобиль. Остается только ждать… Нестерпимо для водителя, привыкшего владеть ситуацией!
А третьи кивают на раллистов. Мол, недаром те боятся АБС, как чумы! А им-то, спортсменам, виднее…
Отключить неотключаемое
Для того, чтобы расставить все по местам, мы пошли на технологическое преступление. Нашли под капотом штекер, который подходит к исполнительному блоку АБС, и вытащили его из гнезда, заставив загореться желтую контрольку АБС и тревожно замигать красную лампочку тормозов в комбинации приборов. Так мы дезактивировали неотключаемую антиблокировочную систему. Испытания проходили по такой схеме. Мы выбрали четыре основных упражнения: торможение на прямой – на однородном и смешанном покрытии (миксте), в повороте и во время объезда препятствия (то есть при выполнении маневра переставка). Passat оснастили регистрирующей аппаратурой, точно измеряющей скорость и тормозной путь. А за рулем находились наши эксперты-испытатели. Впрочем, некоторые из упражнений было предложено совершить и обычным водителям самой разной квалификации – от начинающего автолюбителя до опытного профессионала. Все могли потренироваться перед контрольными заездами, привыкнуть к автомобилю и "пристреляться" к очередному маневру.
Каждое упражнение выполняли в две серии. Сначала делали более десяти заездов с работающей АБС, потом отключали систему, и автомобиль вновь спешил к размеченной яркими вешками трассе очередного маневра.
Как тормозить?
С антиблокировочной системой все просто: хочешь получить максимально возможное замедление – топи, недолго думая, педаль в пол. А как тормозить без АБС?
Сначала мы попробовали все делать "по теории" – тормозить на грани блокировки колес. Не выходит! Слишком чуткая фольксвагеновская педаль не позволяет точно дозировать тормозную силу – и мы ошибаемся, причем как в ту, так и в другую сторону. И это в спокойной обстановке. А попробуйте-ка это сделать в экстремальной ситуации, когда грозит авария!
Тогда мы применили испытанный способ – прерывистое торможение.
А для сравнения пробовали, не мудрствуя лукаво, тормозить "в пол", с блокировкой колес. В чем разница? На прямой главное отличие – в курсовой устойчивости. Особенно ярко это проявилось при торможении на миксте. Под левыми колесами был мокрый асфальт, а под правыми – заснеженная обочина.
С включенной АБС машину сперва начинает уводить в сторону покрытия с лучшим сцеплением, но электроника работает исправно: Passat мгновенно выравнивается и дальше тормозит по прямой, пpaктически не требуя подруливаний. Во время прерывистого торможения без АБС водителю приходилось немного подруливать, да и тормозной путь оказался больше.
Зато с полной блокировкой колес автомобиль тормозил почти так же эффективно, как с АБС. Но при этом его резко разворачивало влево на опасный угол – до 40°! Выигрыш АБС здесь очевиден.
Сюрпризы покрытия
Лед бывает гладким, как зеркало, и шершавым, как поверхность наждака. Снег бывает плотным, раскатанным, рыхлым, слипшимся, смерзшимся…
К чему это мы? А к тому, что каждое покрытие имеет свою специфику, и после наших испытаний дать однозначный ответ на интересующий всех вопрос – в каких условиях тормозной путь с АБС будет меньше, чем без нее – мы не можем!
Вариантов масса. К примеру, когда при неоднократных остановках на одной и той же прямой колеса нашего автомобиля накатали колею раскрошенного шипами шершавого льда, то тормозной путь с АБС и без нее с заблокированными колесами оказался почти одинаковым. Недаром наши спортсмены говорят, что самое "цепкое" покрытие – не асфальт, а исполосованный "гвоздями" ледяной трек. А на снегу – вот так сюрприз! – машина с АБС останавливалась немного позже. Все дело в том, что на снежном покрытии коэффициент сцепления оказался ниже, чем на шероховатом льду – шипы здесь работают не столь эффективно. Для АБС, видимо, это оказалось невыгодным. Зато при "обычном" прерывистом торможении (нажал–отпустил–нажал) за период блокировки колес перед ними образуется снежный валик, который и помогает машине замедляться более интенсивно. Работа же АБС препятствует блокировке колеса – и валика не получается.
Не бойтесь крутить руль!
Представьте себе вполне реальную ситуацию: перед вами в скользком повороте внезапно заносит грузовик, и его разворачивает поперек дороги. Или другую: из бокового проезда на неширокую улицу прямо перед носом выскакивает машина и перегораживает вашу полосу, оставляя свободной лишь встречную.
На волне хлынувшего в кровь адреналина водитель панически, рефлекторно, что есть мочи нажмет на тормоз. Колеса заблокируются. А с заблокированными колесами машина в первой ситуации вылетит наружу поворота, а во второй – врежется в препятствие. Ибо без АБС избежать аварии поможет только прерывистое торможение, а тут от водителя требуется не только выдающееся хладнокровие и выдержка, но и незаурядное мастерство.
И вот наш пример. Опытнейшему эксперту понадобилось призвать на помощь все свое умение, чтобы, чередуя строго дозированные толчки по педали тормоза и точную работу рулем, повторить и даже чуть превзойти результаты тех же маневров с АБС.
Но что с того? Ведь даже испытателю понадобилось для этого сделать больше десяти пристрелочных заездов, а в реальной ситуации шанс будет только один! И электроника здесь сработает надежно и во благо.
При торможении в повороте задача водителя вообще была простейшей: нажал на тормоз, повернул руль – и автомобиль, четко отслеживая заданную траекторию, интенсивно замедляется. Это доступно любому. Важно только помнить, что во время торможения с АБС машиной можно и нужно управлять. Не оцепенело сжимать руль, а смело им действовать!
При объезде препятствия (мы тормозили при выполнении знакомого нашим читателям маневра переставки) ситуация была такой. Когда скорость выполнения маневра приблизилась к предельной, после объезда препятствия начинал развиваться занос задней оси. Это было как с АБС, так и без нее. Но используя АБС, удавалось погасить скорость настолько, что занос был не столь резким и глубоким. И тормозной путь после объезда был на 15 метров короче. Существенно!
Правда, чтобы удержаться на дороге, при коррекции заноса приходилось отпускать тормозную педаль даже при работающей антиблокировочной системе. Почему? Не спорим, АБС оставляет возможность изменять траекторию при экстренном торможении, а не скользить по прямой с заблокированными колесами. Но при борьбе с заносом работа АБС слишком снижает эффективность корректирующих действий рулем. И даже тем водителям, чьи автомобили оснащены АБС, в подобных ситуациях нужно быть готовыми на мгновение отпустить педаль тормоза, сознательно отказавшись от услуг электроники.
Авто-Ревю
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Карданный вал Карданный вал автомобилей Ford Sierra состоит из двух частей. В автомобилях с двигателем 1,3 дм 3 имеет один эластичный......
28 03 2024 8:23:23
Проверка состояния и замена катушки(ек) зажигания Системы бесконтактного зажигания с распределителем Проверка Модели со встроенной в распределитель......
27 03 2024 0:58:18
4.1.3.5. Установка угла опережения зажигания ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Контрольные знаки для установки угла опережения зажигания зажигания 1 – постоянный знак, 2 –......
26 03 2024 9:13:19
Регулировка стояночного тормоза Модели 1993 г. вып. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Удостоверьтесь, что баpaбаны (или диски) тормозных механизмов задних колес......
25 03 2024 11:26:55
Идентификационные номера автомобиля Процесс непрерывного усовершенствования выпускаемой продукции является отличительной чертой любого поточного......
24 03 2024 6:47:31
Замена тормозных накладок баpaбанных тормозов ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Снимите тормозные башмаки. Заменяются обязательно тормозные накладки обоих колес.......
23 03 2024 15:17:25
Запopная крышка системы охлаждения В системе циркуляции охлаждающей жидкости под давлением запopная крышка на расширительном бачке играет важную роль:......
22 03 2024 1:46:41
12.12. Топливные форсунки ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение При проверке работы топливных форсунок никогда не подставляйте руки или любую часть тела под......
21 03 2024 17:18:26
7.3. Тормозные колодки передних дисковых тормозов 7.3.1. Машины с 14-дюймовыми колесами ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Тормозной механизм переднего колеса (колеса 14......
20 03 2024 6:46:41
10.25. Бамперы Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините все провода, которые могут помешать снятию бампера. 2. Установите под бампер......
19 03 2024 11:23:11
4.1.6. Головка блока цилиндров 4.1.6.1. Снятие головки блока цилиндров ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снятие головки блока цилиндров производите на холодном......
18 03 2024 0:12:24
13.2.11. Обогреватели сидений ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 1. Обогреватель сиденья пассажира 2. Контактный разъем проводки обогревателя 3. Переключатель обогрева......
17 03 2024 4:50:35
4.19.2. Заключительная установка коленчатого вала ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Извлеките коленчатый вал из блока цилиндров. 2. Очистите заднюю часть вкладыша и......
16 03 2024 6:23:49
6.2. Системы снижения токсичности выхлопов и управления работой двигателя 6.2.1. Введение ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Элементы систем снижения токсичности выхлопов и......
15 03 2024 12:12:35
6.3.6. Проба перегрузки двигателя гидрокинетической передачей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Двигатель должен запускаться только при положениях рычага переключения......
14 03 2024 8:14:29
Проверка состояния защитных чехлов приводных валов ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Защитные чехлы приводных валов являются очень важными элементами, т.к. они защищают......
13 03 2024 5:48:51
Замена колодок дисковых тормозных механизмов передних колес Помните, что тормозные колодки подлежат замене только в комплекте и одновременно на обоих......
12 03 2024 20:43:15
10.19. Задняя крышка (верхняя дверь заднего отсека) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Работы выполняются вдвоем. Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1.......
11 03 2024 17:22:24
1.27.7. ESCORT пятидверный универсал 1986-1990 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ......
10 03 2024 10:28:57
10.1.2.6. Снятие и установка подшипников ступицы Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Ослабить болты крепления колеса, поднять переднюю часть автомобиля и снять......
09 03 2024 20:36:22
Снятие и установка компонентов системы управления преднакалом СНЯТИЕ Блок управления ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Блок управления расположен на кронштейне в......
08 03 2024 4:10:26
4.2. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Давление под крышкой радиатора: – 4-цилиндровые двигатели 10,7 – 14,9 psi – 6-цилиндровые двигатели 12,1 –......
07 03 2024 11:17:35
Замена защитного чехла внутреннего ШРУСа левого приводного вала (модели с РКПП) ЗАМЕНА 1. Снимите приводной вал (обратитесь к Разделу Снятие и установка......
06 03 2024 5:30:58
12.21. Наконечники рулевых тяг ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Наконечник рулевой тяги А. ОДИНАКОВЫЕ РАССТОЯНИЯ В. ПОВОРОТНЫЙ РЫЧАГ СТОЙКИ ПОДВЕСКИ 30. РЕГУЛИРОВОЧНЫЙ......
05 03 2024 12:29:48
Переборка передней стойки Потребуется подходящий съемник пружин, предпочтительно регулируемый. Попытка разобрать стойку без этого инструмента приведет к......
04 03 2024 15:13:26
2.16.2. Радиатор и антифриз ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Радиатор и вентилятор 1. Болт, 10 Н·м 2. Опора замка 3. Решетка радиатора 4. Направляющий воздухозаборник 5.......
03 03 2024 22:42:18
1.1.7.1. Система безопасности багажника ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Эта система блокирует рычаг снятия фиксации, так что вещи, запертые в багажнике, могут быть......
02 03 2024 10:17:14
2.2.22. Поиск и устранение неисправностей Признак Вероятная причина Метод устранения Низкая компрессия в цилиндрах двигателя Пробита прокладка головки......
01 03 2024 23:51:10
12.11.9. Схема электрического контура центральной блокировки дверей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 1 – блокирование передней левой двери, 2 – блокирование задней левой......
29 02 2024 15:37:32
Ремонт серьезно поврежденных кузовных панелей Такой ремонт обычно выполняется с применением сварочного оборудования и должен производиться в условиях......
28 02 2024 1:11:36
23.8. Нижний рычаг передней подвески Снятие Отвинчивание гаек с шарнирных болтов крепления нижнего рычага передней подвески ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1.......
27 02 2024 22:19:25
Спецификации Углы установки колес Схождение колес передние колеса 0±1.86 мм (0°±18') задние колеса 1.86±1.86 мм (1°18'±18') Расхождение при повороте......
26 02 2024 20:23:35
2.17. Проверка уровня масла механической коробки передач ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Для проверки уровня масла механической коробки передач открутите заглушку......
25 02 2024 7:24:51
Идентификационные номера автомобиля Заводские таблички и номера 4-цилиндровый двигатель: Идентификационный номер двигателя выбит слева у блока цилиндров......
24 02 2024 14:53:22
Проверка катушки зажигания (двигатель C14NZ) Катушка зажигания расположена в двигательном отсеке, у передней рамы слева. Ее можно проверить омметром.......
23 02 2024 13:26:50
2.21. Термостат воздушного фильтра (карбюраторные двигатели) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Термостат обеспечивает подачу подогретого воздуха в воздушный фильтр при......
22 02 2024 0:52:17
Кондиционер ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Системы вентиляции, обогрева и охлаждения образуют функциональный блок, обеспечивающий высокий комфорт в любое время года, при......
21 02 2024 17:10:23
Смена масла дифференциала (каждые 48 000 км (30 000 миль) пробега, или раз в два года) Слив ПроцеДypa производится после прогрева масла в ходе короткой......
20 02 2024 15:36:38
Чем хороши бескаркасные стеклоочистители и что они собой представляют. Рейтинг наиболее популярных моделей бескаркасных дворников для современных автомобилей....
19 02 2024 10:42:36
Снятие и установка двигателя OHC ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Снятие Двигатель вынимается из автомобиля без коробки передач. Для этого используется механизм......
18 02 2024 1:34:37
3.6.2. Установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Очистите сопрягаемые поверхности впускного коллектора и головки блока цилиндров. 2. Установите впускной коллектор......
17 02 2024 11:53:35
14.30. Задний бампер ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Задний бампер 1 – накладка бампера; 2 – болт крепления бампера; 3 – пенный поглотитель энергии; 4 – усилитель......
16 02 2024 1:31:35
Клиновой ремень водяного насоса Привод водяного насоса 5- и 6-цилиндрового двигателя обеспечивается зубчатым ремнем – здесь ничего не может сбиться. По......
15 02 2024 15:38:48
2.19.3. Установка ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение маркировки ОВЕN/ТОР на прокладке головки блока цилиндров Расположение прокладки на головке блока цилиндров......
14 02 2024 17:58:16
4.8. Термостат ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 1 – верхний шланг; 2 – крышка термостата; 3 – прокладка; 4 – термостат. Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите нижний......
13 02 2024 13:45:24
Автоматическая демпфирующая система подвески Система ADS управляет жесткостью амортизаторов подвески в зависимости от выбранного положения......
12 02 2024 18:34:49
24.27.1.6. Боковой ремень безопасности заднего сидения на моделях Универсал ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Снятие фонарей освещения салона Снятие уплотнения с верхней......
11 02 2024 3:39:30
Снятие и установка троса привода капота Трос привода капота 1 — Трос привода капота 2 — Рычаг привода 3 — Болт 4 — Стопopная скоба 5 — Замок капота 6 —......
10 02 2024 9:24:49
6.1. Общие данные ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Рулевое управление состоит из рулевого колеса, рулевой колонки, зубчатых реек рулевого механизма, поперечных рулевых тяг......
09 02 2024 4:11:39
12.1.4.2. Разборка и сборка стартера ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отвернуть гайки. 2. Снять опopную пластину. 3. Вывернуть два винтаи снять крышку с прокладкой.......
08 02 2024 10:47:25
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::