Какой антифриз лучше заливать ?
Немаловажную роль в эксплуатации автомобиля играет охлаждающая жидкость. Для чего она предназначена, из чего состоит, как часто ее следует менять и какую именно жидкость выбрать для той или иной модели – на эти и другие наиболее часто задаваемые нашими читателями вопросы мы ответим в нашей сегодняшней статье.
Для чего нужна охлаждающая жидкость?
Основная функция охлаждающей жидкости – уменьшать тепловые нагрузки на узлы и детали двигателя внутреннего сгорания, установленного в автомобиле. Она циркулирует по замкнутому контуру, соприкасаясь со стенками цилиндров двигателя (в них температура сгораемого топлива достигает нескольких тысяч градусов Цельсия) через так называемую «рубашку охлаждения» силовой установки (специальная полость), нагревается и отводит от блока цилиндров избыточное тепло.
В системе охлаждения двигателя рабочая жидкость течет по двум контурам – малому и большому, периодически нагреваясь (у рабочих поверхностей мотора) и охлаждаясь (в радиаторе). За циркуляцию охлаждающей жидкости в системе отвечает центробежный насос, а за ее перенаправление от большого контура к малому (при прогреве двигателя) в зависимости от рабочей температуры мотора – термостат.
Важную роль в системе охлаждения двигателя играет расширительный бачок: здесь содержится запас «охлаждайки», через его клапан регулируется избыточное давление охлаждающей жидкости, что позволяет мотору работать при более высоких температурах, не допуская ее вскипания.
Из чего состоит охлаждающая жидкость?
Для охлаждения двигателя используются два вида жидкостей: дистиллированная вода и антифризы. Вода является наиболее дешевой, нетоксичной, с максимальной удельной теплоемкостью (способность поглощать тепло на единицу веса) и наибольшей способностью к охлаждению жидкостью. Антифризы – сложные по химическому составу вещества, которые обладают высокой температурой кипения и не подвержены замерзанию при критически низких температурах (от -40°С до -70°С).
В системе охлаждения двигателя современных автомобилей воду не применяют из-за ее непpaктичности: она замерзает уже при 0°С, расширяясь в объеме до 10% и превращаясь в кристаллы льда. Соответственно, выполнять свою основную функцию, отвод тепла от двигателя, в зимнее время эта «охлаждайка» уже не сможет, к тому же кристаллы льда, образовавшиеся в системе охлаждения мотора, могут нанести вред узлам и деталям силового агрегата, приведя к так называемому «размораживанию» двигателя — то есть, разрушению блоков цилиндров и головок блока. Поэтому сегодня автопроизводител
В состав антифризов входят два основных элемента — вода и многоатомные спирты, обладающие высокой способностью к расширению при нагревании, одной из ключевых хаpaктеристик охлаждающей жидкости. Помимо воды и многоатомных спиртов в составе антифризов присутствуют разнообразные присадки, улучшающие эксплуатационные хаpaктеристики охлаждающей жидкости: подавление образования ржавчины на металлических поверхностях, вспенивания при достижении высоких температур, разрушения поверхностей резиновых деталей, образования парового конденсата и прочих. Еще одним элементом антифриза является краситель, который играет роль маркера – если жидкость в процессе эксплуатации меняет цвет, то настало время для его замены.
По составу спиртов все антифризы делятся на два вида: этиленгликолевые и пропиленгликолевые.
Этиленгликолевые охлаждающие жидкости содержат этиленгликоль – многоатомный спирт сладковатого запаха, желтого цвета, плотность которого при +20°С составляет 1.112-1.113 г/см³, температура кипения — 197°С, а замерзания -11.5°С. В зависимости от того, для каких условий эксплуатации предназначена «охлаждайка» на основе этиленгликоля, ее разбавляют с водой в таких пропорциях 1:1, 1:2 или 2:3. Чем большее содержание в такой смеси этиленгликоля, тем большей стойкостью к замерзанию и закипанию он обладает.
Пропиленгликолевые антифризы в своем составе имеют пропиленгликоль – многоатомный спирт, во много схожий по химическим свойствам с этиленгликолем, но обладающий меньшей токсичностью и большей степенью кинематической вязкости. Последнее его свойство можно отнести к недостаткам, так как при воздействии на силовой агрегат внешних низких температур скорость циркуляции такой «охлаждайки» по системе охлаждения двигателя падает, и жидкость хуже выполняет свои функции.
Антифризы также различаются по химическому составу присадок — их делят на четыре типа: традиционные, карбоксилатные, гибридные и лобридные.
Традиционные, используемые в основном в автомобилях, выпускавшихся в странах Европы, Северной Америки и ряде азиатских стран (Япония, Южная Корея) до 2 000 года, присадки в своем составе содержат замедлители коррозии из неорганических элементов – фосфатов, нитратов, боратов и так далее. Их перестали использовать для охлаждения двигателей по нескольким причинам: сравнительно короткий срок эксплуатации (до 2 лет), низкая температура кипения (до 105°С). В процессе работы традиционные присадки, разлагаясь, покрывали слоем содержащихся в них веществ рабочие поверхности, что приводило к ухудшению охлаждения узлов и деталей силовой установки, разрушению элементов центробежного насоса, засорения магистрали системы охлаждения машины.
Применение: традиционные антифризы (Тосол) сегодня используют в машинах отечественного производства (ВАЗ, УАЗ, ГАЗ).
Карбоксилатные, содержащие в своем составе органические кислоты (карбоксилаты), присадки являются наиболее эффективными в замедлении коррозии. Они способны точечно воздействовать на потенциальные очаги коррозии и кавитации (образовании парового конденсата), покрывая проблемные места защитным слоем не более 1 микрона, что позволяет более эффективно охлаждать двигатель. Срок службы таких присадок – от пяти лет и более, в зависимости от условий эксплуатации.
Применение: карбоксилатные антифризы используют в автомобилях марок Fiat, Ford, KIA, Hyundai, Renault и прочих.
Гибридные присадки содержат в своем составе неорганические (силикаты, нитриты или фосфаты) и органические (карбоксилаты) вещества. Совокупное воздействие этих смесей на очаги возникновения коррозии и парового конденсата выше, чем у традиционных присадок, но из-за наличия неограники они имеют те же, но выраженные в меньшей мере, недостатки, что и у «чистых» силикатных, фосфатных и нитритных ингибиторов. Срок службы гибридных присадок – от трех до пяти лет.
Применение: гибридные антифризы используются в автомобилях марок Chrysler, Mercedes-Benz, BMW.
Лобридные присадки – самый новый вид подавителей коррозии и парового конденсата, которые можно отнести к подвиду гибридных. Их особенность — в распределении в смеси органических (90% карбоксилатов) и неорганических (10% силикатов) веществ, что приводит к улучшению технических хаpaктеристик таких антифризов по сравнению с гибридными.
Применение: используется в автомобилях марок Peugeot, Citroen, Volkswagen, Skoda, Seat.
Маркировка антифризов от Volkswagen
Концерн Volkswagen разработал для карбоксилатных, гибридных и лобридных антифризов свою маркировку допуска охлаждающей жидкости, которую сегодня применяют множество производителей «незамерзайки». Так, карбоксилатные антифризы имеют маркировку G12 и G12+ (соответствуют спецификации VW TL 774-D/VW TL 774-F), гибридные – G11 (соответствуют спецификации VW TL 774-C), лобридные – G12++, G13 (соответствуют спецификации VW TL 774-G).
Особенностью этих спецификаций является запрет на использование в составе охлаждающих жидкостей боратов, нитритов, аминов, фосфатов и силикатов (кроме G11 и G12++, где содержание этого вещества допускается в пределах до 680 мг/л и до 500 мг/л соответственно). Фольксваген допускал использование антифризов G11 в своих автомобилях, произведенных до 1996 года, G12 и G12+ — в моделях, выпущенных с 1997 по 2008 годы. Незамерзающие жидкости G12++ и G13 применяются сегодня в системах охлаждения двигателей автомобилей, произведенных концерном с 2008 года.
Фольксвагеновцы тщательно следят за тем, чтобы их допуски соблюдались производителями антифризов, которые маркируют свою продукцию в соответствии со спецификациями G. Если в составе охлаждающей жидкости, помеченной, например, G12+, имеется хотя бы одно из запрещенных веществ, то такой антифриз не соответствует стандартам Volkswagen и может считаться подделкой, так как такая «незамерзайка» не будет выполнять всех функций, может преждевременно «состариться» и нанести вред двигателю.
В чем разница между тосолом и антифризом?
Никакой разницы тут быть не может, так как привычный российским автолюбителям «Тосол» – тот же самый антифриз, относящийся к традиционным охлаждающим жидкостям. Он содержит в своем составе этиленгликоль, воду и неорганические присадки. Различают, к примеру, «Тосол 40» и «Тосол 65», первый – гoлyбого цвета, второй – красного. «Тосол 40» разработан для эксплуатации при температурах не ниже -40°С, а «Тосол 65» — для работы незамерзающей охлаждающей жидкости при температурах не ниже -65°С.
Можно ли смешивать разные по составу охлаждающие жидкости?
Как и в случае с моторными маслами и трaнcмиссионными жидкостями, смешивать охлаждающие жидкости разных типов и классов не рекомендуется ввиду различий в их химических составах. Так, при смешении карбоксилатных и традиционных присадок их химические вещества могут выпасть в осадок, что приведет к засорению системы охлаждения. Если даже этого не произойдет, то разные по химическому составу присадки могут вступить в реакцию, в результате которой их полезные свойства в значительной мере ослабятся.
Совет: если нет возможности пополнить запас «охлаждайки» немедленно, лучше добавить в расширительный бачок системы охлаждения дистиллированную воду.
Каковы сроки замены охлаждающей жидкости?
Замена в системе охлаждения рабочей жидкости производится в трех случаях: планово, досрочно и в аварийной ситуации.
Планово охлаждающую жидкость заменять в зависимости от сроков, установленных производителем автомобиля. Эту информацию можно почерпнуть их руководств по эксплуатации к каждой конкретной модели. Повторимся: антифризы с традиционными присадками меняют через каждые два года, ОЖ с карбоксилатными присадками – через пять – семь лет, «охлаждайки» с гибридными присадками – через три – пять лет, антифризы с лобридными присадками – через пять – шесть лет.
По истечении этих сроков эксплуатационные хаpaктеристики охлаждающих жидкостей меняются: они теряют способность противостоять коррозии, начинают закипать при сравнительно низких температурах, хуже отводят тепло от узлов и деталей силовых установок.
Досрочно менять охлаждающую жидкость нужно, если произошла конструктивная поломка двигателя, например, в антифриз начали поступать выхлопные газы из прохудившейся прокладки блока цилиндров либо при разгерметизации системы охлаждения и поступления в нее воздуха. Взаимодействие ОЖ с выхлопными газами или воздухом приводит к тому, что жидкость преждевременно теряет свои основные эксплуатационные свойства. Понять, что нарушена работа охлаждающей системы можно, если вы заметили, что чаще стал включаться вентилятор радиатора, на стенках расширительного бачка появились похожие на желе отложения либо в бачке появился осадок (зачастую обнаруживается при температуре воздуха -15°С).
К аварийным ситуациям, во время которых водителю пришлось доливать воду в систему охлаждения, можно отнести лопнувший шланг. Шланг поменяли, недостающее количество «охлаждайки» дополнили водой, взятой из-под крана. Что происходит дальше? Обычная водопроводная вода не обладает свойствами дистиллированной
Читайте также: Как заменить охлаждающую жидкость своими руками
13.4. Ремень привода насоса усилителя рулевого управления ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Проверьте ремень привода насоса усилителя рулевого управления на......
27 03 2024 11:34:51
Замена двигательного масла и масляного фильтра Набор инструментов, необходимых для замены двигательного масла и масляного фильтра 1 — Сливная емкость -......
26 03 2024 1:49:54
Снятие и установка сборки переднего поворотного кулака Необходимо заменить гайку типа “Nylstop” на гайку “Enko” (устанавливается без применения......
25 03 2024 19:49:49
7.1.7. Распределитель зажигания (4-цилиндровые модели) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение На роторе должна быть метка R1 (для автомобилей, оснащенных......
24 03 2024 2:53:40
6.7. Проверка системы предпускового подогрева двигателя 4D56Т ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Электрическая схема системы ускоренного предпускового подогрева двигателя......
23 03 2024 1:56:26
3.2.12. Проверка и регулировка зазоров клапанов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Вычисление толщины регулировочной прокладки клапана А. Впускной клапан Е. Выпускной клапан......
22 03 2024 4:50:14
12.31. Ремень привода насоса Проверка натяжения ремня ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установить приспособление на ремень. 2. Если натяжение ремня недостаточно,......
21 03 2024 1:44:29
Проверка состояния, регулировка усилия натяжения и замена приводного ремня ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Приводные ремни расположены в......
20 03 2024 8:15:31
4.14. Испаритель и расширительный клапан ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Детали, которые надо снять при демонтаже испарителя 1. Перчаточный ящик 2. Воздухопровод 3.......
19 03 2024 4:18:14
16.6. Проверка при проворачивании коленчатого вала не прогретого двигателя ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Подсоедините щупы цифрового вольтметра к клеммам......
18 03 2024 13:32:33
Установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Выполните процедуру, обратную снятию. Затяните кабели батареи в соответствии со спецификациями. Момент затяжки (a): 8.0 Н•м......
17 03 2024 23:40:51
13.33. Элементы системы омывателей ветрового и заднего стекла БАЧОК ОМЫВАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините провод......
16 03 2024 3:51:29
Антиблокировочная система тормозов (ABS) Антиблокировочная система тормозов 1 – передний тормоз 2 – задний тормоз 3 – передний тормозной диск 4 – задний......
15 03 2024 23:38:17
2.2.2. Автомобили с 1994 года выпуска ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Каждые 400 км или еженедельно контролировать: – уровень масла в двигателе; – уровень охлаждающей......
14 03 2024 18:24:54
Снятие и установка задней боковой облицовки 3–дверные модели СНЯТИЕ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите заднее сиденье и спинку, обратитесь к подразделу Снятие......
13 03 2024 18:57:47
Вентиляция, отопление и кондиционирование салона ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Вентиляция и отопление Для регулирования температуры воздуха используется система......
12 03 2024 15:51:49
Тормозная система Тормоза Общее описание Для трaнcпортных средств, оборудованных дополнительной системой "air bag" (воздушной подушкой безопасности):......
11 03 2024 23:43:54
Идентификационные номера автомобиля VIN Местоположение площадки под нанесение номера VIN на продольной балке рамы 1 — Штатная площадка под VIN 2 —......
10 03 2024 16:22:59
Снятие и установка электромоторов привода заслонок Электромоторы привода воздушных заслонок кондиционера воздуха 1 — Э/м привода заслонки левого......
09 03 2024 3:54:18
2.7.2. Замена воздушного фильтра ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение На моделях с 1994 г. указанный интервал для этой процедуры – 60 000 км. TU МОДЕЛИ ПОРЯДОК......
08 03 2024 8:29:24
3.2.2. Виды ремонта без демонтажа двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Без снятия двигателя с автомобиля можно выполнить следующие работы: – заменить прокладки и......
07 03 2024 16:21:31
12.11. Дверь ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите внутреннюю панель двери. Отсоедините разъемы и уложите в каркас двери. 2. Очертите контуры петель, удалите......
06 03 2024 1:49:23
Приобретение запасных частей Немаловажную роль при ремонтных работах играет использование запасных частей и расходных материалов высокого качества,......
05 03 2024 18:38:23
1.3.2.10. Проверка и регулировка максимальных оборотов двигателя (дизельные двигатели) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Винт регулировки максимальных......
04 03 2024 15:58:56
6.1. Механическая четырехступенчатая коробка передач 6.1.1. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Механическая коробка передач типа А Картер......
03 03 2024 19:17:35
Система питания Общие сведения Топливный бак 1 — топливный бак 2 — амортизатор 3 — гайка 4 — болт 5 — втулка 6 — хомут правый (слева аналогичный) 7 —......
02 03 2024 12:41:32
3.1.2.6. Порядок разборки двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Детали кривошипно-шатунного механизма и поршневой группы 1. Маховик 2. Задний монтажный фланец 3.......
01 03 2024 2:32:56
13.24.2. Электрические цепи ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Для защиты электрических цепей используются пpeдoxpaнители ножевого типа, цвет которых соответствует току......
29 02 2024 1:22:13
11.17. Замок капота ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Элементы крепления замка капота 1 – замок капота, 2 – дорн, 3 – рычаг разблокировки замка капота, 4 – зажим, 5 –......
28 02 2024 23:35:32
Стёкла в автомобиле необходимы для защиты водителя и пассажиров от различных факторов. Выбирая боковое, лобовое или заднее стекло, необходимо учитывать их свойства, обусловленные технологией производства....
27 02 2024 17:52:26
6.15. Труба системы дополнительной подачи воздуха Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините воздушный и вакуумный шланг. 2. Снимите......
26 02 2024 0:57:45
Замена башмаков баpaбанных тормозных механизмов задних колес Замена башмаков должна производиться одновременно на обоих тормозных механизмах. См. также......
25 02 2024 12:51:51
3.1.4.4.3. Схема системы ЕЕС IV двигателя DOHC 2,0 дм3 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Электрическая схема системы ЕЕС IV двигателя DOHC 2,0 дм 3 А – электронное......
24 02 2024 2:38:39
10.1.3. Снятие и установка рычага переключения передач ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите центральную консоль. 2. Установите рычаг переключения передач в......
23 02 2024 20:54:50
12.9. Внутренняя панель отделки двери Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Освободите крепежный зажим и снимите панель отделки. 2. Открутите крепежные болты......
22 02 2024 19:51:45
13.12. Электронное контрольное устройство (ECU) Снятие В зависимости от модели и года выпуска электронное устройство (ECU) автоматической коробки передач......
21 02 2024 19:45:34
7.1.4. Выключатель огней фонарей заднего хода Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Проверьте пpeдoxpaнитель (15 А), расположенный в блоке плавких......
20 02 2024 18:17:48
12.15. Крышка багажника Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Крышка багажника 1. Откройте крышку багажника и снимите отрицательную клемму с аккумулятора. 2. Снимите......
19 02 2024 19:31:12
3.4.38. Маховик ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Кожух сцепления балансируется совместно с нажимным диском. Эти детали меняются в паре. Маховик и ведущий......
18 02 2024 11:15:21
Снятие и установка жиклёра стеклоомывателя ветрового стекла Снятие П О Р Я Д О К В Ы П О Л Н Е Н И Я 1. Откройте капот. 2. Отсоедините отрицательный кабель (-)......
17 02 2024 4:46:59
12.6. Ремонт значительных повреждений ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Значительные повреждения кузова необходимо ремонтировать на станциях технического обслуживания, на......
16 02 2024 23:25:13
Так происходит охлаждение Водяной насос при работающем двигателе постоянно гонит охлаждающую жидкость через многочисленные каналы охлаждения двигателя и......
15 02 2024 3:28:44
Снятие, разборка, сборка и установка двери задка и её компонентов Снятие, установка и регулировка двери ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Откройте дверь задка и снимите......
14 02 2024 3:23:47
Смена колес Местоположение запасного колеса и рабочих инструментов может меняться, однако общий порядок выполнения процедуры остается одинаковым для всех......
13 02 2024 13:20:49
Проверка состояния системы выпуска отработавших газов 1 Проверка должна производиться при холодном двигателе, поэтому лучше заняться ею перед первой за......
12 02 2024 2:13:47
9.11. Защитная планка освещения номерного знака Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять внутреннюю обшивку крышки багажника, вывинтив для этого клипсы 3 мм......
11 02 2024 12:34:50
4.1.5. Проверка и замена вентилятора радиатора и реле ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Детали вентилятора радиатора 1 – радиатор 2 – дополнительный вентилятор радиатора 3......
10 02 2024 8:23:36
12.1.5.12. Замена лампы фонаря освещения багажника ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи. 2. Открыть......
09 02 2024 11:18:40
Применение осциллографа для наблюдения рабочих хаpaктеристик системы управления Общая информация Цифровые мультиметры отлично подходят для проверки......
08 02 2024 3:53:43
Снятие, установка и проверка термостата Термостат при возрастании температуры двигателя подключает большой контур охлаждения. Если термостат вследствие......
07 02 2024 6:23:31
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::