Плавают обороты двигателя: причины и способы ремонта
Мотор – «сердце» автомобиля, и как у сердца человека, в работе этого «органа» иногда случаются перебои. О проблемах с двигателем нам становится известно по ритму его «сердцебиений» — оборотам. Если обороты силового агрегата начали плавать – мотор дает нам сигнал о том, что с ним что-то неладно. В нашем сегодняшнем материале мы расскажем, на какие поломки намекают скачущие обороты мотора, как их правильно диагностировать и ремонтировать.
Причина появления плавающих оборотов
О том, что у мотора что-то не так с оборотами, водитель может узнать, взглянув на тахометр. При нормальной работе силового агрегата на холостом ходу стрелка этого прибора держится на одном уровне (обычно в пределах 750-800 об/мин), а если у двигателя проблемы, то стрелка то падает, то поднимается (диапазон от 500 до 1 500 об/мин и выше). Если в машине нет тахометра, то плавающие обороты можно уловить на слух: рокот двигателя то возрастает, то уменьшается. А еще – по нарастающим и ослабевающим вибрациям, проникающим в салон машины из моторного отсека.
Как правило, нестабильные обороты двигателя проявляются на холостом ходу. Но и на промежуточных оборотах работы мотора можно зафиксировать провалы или взлеты стрелки тахометра – это хаpaктерно для дизельных двигателей. Рассмотрим эти два случая отдельно, чтобы понять, по каким причинам эти явления происходят.
Скачки оборотов на холостом ходу
Плавающие обороты на холостом ходу наиболее часто проявляются на инжекторных двигателях. Связано это с особенностью регулирования работы системы холостого хода электронным блоком управления двигателя (ЭБУ). Электронные «мозги» автомобиля постоянно считывают информацию о работе холостого хода, и если она нарушается, то дают комaнду ответственным за корректное функционирование системы датчикам исправить положение. Нарушаться работа холостого хода может по причине попадания лишнего воздуха в топливную систему, а конкретно – в цилиндры двигателя. В таком случае датчик массового расхода воздуха сигнализирует ЭБУ о поступлении в камеру сгорания излишка воздуха. Чтобы выровнять количество воздуха и горючего, образующего вместе топливовоздушную смесь, «мозги» дают комaнду клапанам инжектора открыться и впустить в цилиндры больше топлива. В этот момент обороты двигателя резко возрастают. Затем ЭБУ «понимает», что подал в цилиндр слишком много топлива, и ограничивает его подачу – в этот момент обороты резко падают.
Вторая причина плавания оборотов на холостом ходу – выход из строя регулятора холостого хода (РХХ).
Он представляет собой электродвигатель, в конструкцию которого входит конусная игла, а функция его – стабилизировать обороты мотора, когда тот работает вхолостую. Основная причина его поломки – износ элементов РХХ (обрыв провода, изнашивание направляющих или привода конусной иглы и прочие) вследствие длительной эксплуатации автомобиля на некачественном топливе. Когда регулятор ломается, двигатель, оставшись без «стабилизатора», начинает непроизвольно повышать или понижать обороты.
Третья причина скачков оборотов – неисправность клапана вентиляции масляного картера.
В процессе работы мотора в картере скапливаются отработавшие газы (их еще называют картерными). Если двигатель новый, то объем таких газов в картере сравнительно небольшой, а у мотора с большим пробегом количество картерных газов повышенное. Избыток этих газов выводится через систему вентиляции к впускному коллектору и дроссельной заслонке, где они участвуют в образовании топливовоздушной смеси в камерах сгорания двигателя. Если клапан вентиляции картера заклинивает (обычно это случается из-за отложения на его стенках остатков масла, содержащихся в составе газов картера), во впускной коллектор поступает меньшее количество картерных газов, ТВЗ не обогащается в полной мере, обороты двигателя начинают плавать – от средних (1100 — 1200) к низким (750-800).
Четвертая причина появления плавающих оборотов на холостом ходу – выход из строя датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).
Он, как и клапан вентиляции картера, может в процессе длительной эксплуатации покрываться грязной масляной пленкой, что, в конце концов, приводит к его поломке. Довольно редко в ДМРВ ломается термоанемометр — элемент, ответственный за измерения объемов воздуха, поступающих в камеру сгорания двигателя. ЭБУ в этом случае не получает корректных данных о массовом расходе воздуха и требует его подачи в цилиндры, что отзывается на скачках оборотов мотора.
Пятая причина – некорректная работа дроссельной заслонки, функция которой состоит в регулировании давления воздуха, подающегося в цилиндры мотора.
Она может заклинивать по двум причинам: на внутренней поверхности «пятака» заслонки появляется масляный налет, не дающий заслонке нормально закрываться и открываться, а также из-за неисправности привода дроссельной заслонки. Отметим, что это наиболее часто встречающаяся причина работы мотора с плавающими оборотами на холостом ходу, хаpaктерная и для карбюраторных двигателей.
Говоря о карбюраторных двигателях, перечислим причины, по которым у них могут возникать скачки оборотов на холостом ходу. Это а) некорректная регулировка холостого хода мотора; б) поломка электромагнитного клапана карбюратора; в) засорение жиклера холостого хода продуктами сгорания топлива.
Скачки оборотов на промежуточном ходу
У дизельных двигателей плавающие обороты на промежуточном ходу в основном возникают по причине образования ржавчины на лопастях в топливном насосе высокого давления. Коррозия этих деталей насоса возникает из-за наличия в составе топлива воды. Кстати, по этой же причине обороты дизельного мотора скачут и на холостом ходу.
У всех перечисленных выше причин появления нестабильных оборотов двигателя имеется несколько последствий: повышенный расход топлива, выброс в атмосферу выхлопных газов с высоким содержанием СО, износ элементов топливной системы и системы подачи воздуха двигателя. Чтобы не допустить этого, необходимо периодически проверять работу перечисленных выше систем и датчиков, а если беда все же случилась, и обороты «лихорадит» — немедленно чинить все поломки.
Исправляем плавающие обороты мотора
1. Подсос воздуха в цилиндры двигателя. Нужно проверить герметичность магистралей системы подачи воздуха к впускному коллектору. Для этого можно снимать каждый шланг в отдельности и продувать его при помощи компрессора или насоса (трудоемкий процесс), а можно обработать шланги WD-40. На том месте, где «вэдэшка» быстро испарится, можно будет обнаружить трещину. В этом случае рекомендуем не заклеивать ее изолентой, а заменить изношенный шланг на новый.
2. Замена регулятора холостого хода. Состояние РХХ проверяется при помощи мультиметра, которым замеряем его сопротивление. Если мультиметр показывает сопротивление в диапазоне от 40 до 80 Ом, то регулятор вышел из строя и его придется заменить.
3. Чистка клапана вентиляции картера. Здесь не обойтись без разборки масляного картера – только так можно добраться к его вентиляции и извлечь клапан. Промываем его в керосине или любом средстве для очистки деталей двигателя от следов масляного шлама. Затем просушиваем клапан и устанавливаем его на место.
4. Замена датчика массового расхода воздуха. ДМРВ – деталь деликатная и в большинстве случаев ремонту не подлежит. Так что если причиной плавающих оборотов на холостом ходу стал именно он, его лучше заменить, а не ремонтировать. Тем более, что исправить вышедший из строя термоанемометр невозможно.
5. Промывка дроссельной заслонки с последующей установкой ее правильного положения. Есть два способа очистить дроссельную заслонку от масляных отложений – со снятием заслонки и промывка ее без снятия с автомобиля. В первом случае отсоединяем все шланги и провода, ведущие к заслонке, ослабить ее крепления и вынуть. Затем положить в емкость и залить специальным аэрозолем (например, Liqui Moly Pro-line Drosselklappen-Reiniger).
Если масляный шлам на ее поверхности застарел, его можно аккуратно очистить при помощи щетки. Затем поверхности заслонки промокнуть чистой сухой ветошью и установить ее на место, подсоединив все шланги и провода. Во втором случае промывка дроссельной заслонки проводится на горячем двигателе таким же аэрозолем. Перед нанесением чистящего средства заслонку нужно обесточить. Сначала заливаем аэрозоль внутрь заслонки, ждем пару минут и заводим двигатель. При работающем моторе продолжить обработку заслонки аэрозолем. Если при этом от нее повалит белый дым – не страшно, это удаляется масляный шлам. По окончании процедуры подсоединяем провода, и при помощи компьютера перепрограммируем алгоритм ее работы, устанавливая нужный зазор открытия заслонки.
6. Регулировка холостого хода двигателя. Эту операцию можно провести при помощи отвертки, регулируя винты количества и качества оборотов.
7. Замена электромагнитного клапана карбюратора. При поломке этого клапана двигатель может работать только на подсосе воздуха. Поэтому для устранения скачков оборотов рекомендуем заменить электромагнитный клапан на новый.
8. Чистка жиклера холостого хода. Лет двадцать назад очистка жиклера от масляного налета была трудоемкой операцией. Сегодня не нужно извлекать жиклер из системы – достаточно влить в него специальный аэрозоль для чистки карбюраторов и оставить средство там на пять минут. По прошествии этого времени следует очистить жиклер от остатков грязи сжатым воздухом.
9. Обработка лопастей ТНВД от коррозии. Для этого понадобится средство от коррозии (например, XADO VeryLube), которое можно просто распылить в горловину топливного бака перед заправкой. Очистку лопастей насоса от коррозии это средство выполнит самостоятельно. Для профилактики коррозии лопастей насоса можно залить в бак 200 мл моторного масла, которое в процессе езды создаст на поверхностях лопастей защитную пленку.
Запомните: при появлении скачков оборотов двигателя на холостом ходу необходимо обратиться на СТО и провести детальную проверку работы указанных систем двигателя. Своевременная диагностика избавит вас от серьезных поломок узлов мотора.
2.1.4. Замена моторного масла и фильтра ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Регулярная замена масла и масляного фильтра является одной из самых важных операций для продления......
18 03 2024 4:55:44
10.6. Диск тормоза Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отпустите гайки колес, поднимите автомобиль и установите на подставки. Снимите колеса и заверните гайки......
17 03 2024 10:24:57
Разъединение и замена шлангов системы охлаждения Шланги следует разъединять только после того, как двигатель остыл, чтобы избежать ожога горячим паром и......
16 03 2024 3:34:16
Ремонт и эксплуатация автомобиля Kia Rio с 2000 года выпуска. Бензиновые двигатели A3E: 1343 см3 / A5D: 1493 см3. Kia Clarus/Credos 1995-2001 года выпуска. Ремонт Киа Кларус Бензиновые двигатели T8 DOHC: 1793 см3 / FE DOHC: 1998 см3. Ремонт и эксплуатация автомобиля Kia Sephia/Shuma/Spectra с 1995 г. Бензиновые двигатели BFD: 1498 см3 / TED: 1793 см3. Эксплуатация, Устройство […]...
15 03 2024 5:45:58
8.3. Дизельные двигатели 8.3.1. Топливопроводы ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Детали топливопровода (1994-95 гг.) 1, 9, 12. Шланг высокого давления 2, 4, 13, 16. Шланг......
14 03 2024 2:12:12
3.5. Проверка уровня масла в картере двигателя ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установите автомобиль на горизонтальную ровную площадку. 2. Пустите двигатель и......
13 03 2024 15:28:34
Снятие и установка распределительных валов см. также Раздел Привод ГРМ - общая информация, обслуживание компонентов . Расположение распределительных......
12 03 2024 14:19:53
Обогрев заднего стекла, радио (A26) – соединительная линия (дверной выключатель освещения/водительская сторона), в электроцепи к приборной панели *......
11 03 2024 18:46:10
8.1.2. Топливный бак ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Бензиновый двигатель М3m1 – Топливный насос 011. Шланговый зажим 26. Сетчатый топливный фильтр 26/1. Уплотнительное......
10 03 2024 12:57:38
Техническое обслуживание Выключатель зажигания (главный) Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Отсоедините «массу» от аккумуляторной батареи. Отключите систему......
09 03 2024 8:56:42
Обслуживание рессор передней подвески Снятие и установка Снятие Детали крепления рессоры передней подвески 1 — болт 2 — втулка 3 — гайка 4 — U-образные......
08 03 2024 12:32:22
Стабильная и качественная работа инжекторного двигателя напрямую зависит от качества используемой жидкости для его промывки. А точнее — для чистки форсунок. Чтобы не ошибиться при выборе такого важного расходного материала, для начала следует ознакомиться с некоторыми особенностями его использования....
07 03 2024 11:33:51
10.3. Подвески 10.3.1. Стойка передней подвески Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите колесо. 2. Снимите тормозной шланг с кронштейна на стойке подвески.......
06 03 2024 5:38:51
9.10.4. Замена провода датчика частоты вращения колеса ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Снятие крышки соединительной колодки 1 – соединительная колодка; 2 – отвертка; 3 –......
05 03 2024 20:57:39
Разборка и сборка внутренней трубы Разборка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отверните гайку 92d и снимите блокировочную плиту 92е. Снимите дисковую пружину 70е и......
04 03 2024 11:52:57
10.20.27. Дизель: система предварительного подогрева, клапан отсечки топлива ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ G. Датчик указателя уровня топлива G27. Датчик температуры......
03 03 2024 17:41:54
9.6.4. Регулировка натяга подшипников ступицы переднего колеса ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. На специальном приспособлении ОК130 331 016 вставьте два подшипника......
02 03 2024 10:42:11
2.3. Периодичность обслуживания ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Через каждые 500 км или еженедельно (в зависимости от того, что наступит прежде) См. подраздел 2.6 и......
01 03 2024 19:26:29
16.8. Генератор Элементы крепления генератора 1 – регулировочный болт; 2 – генератор 90 А; 3 – болт, 20–25 Н•м; 4 – болт, 20–28 Н•м; 5 – кронштейн; 6 –......
29 02 2024 5:40:22
15.17.3. Верхний стоп-сигнал 15.17.3.1. Модели с кузовом "cедан" ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. На моделях до 1993 года потянув, снимите плафон и замените......
28 02 2024 23:27:28
10.29. Элементы системы Motronic Датчик температуры охлаждающей жидкости Снятие Отсоединение электрического разъема от датчика температуры охлаждающей......
27 02 2024 12:13:27
Мечтаете стать гонщиком со школьной скамьи? Купите лучший спортивный руль и почувствуйте всю прелесть cyмacшедшей скорости на дороге. Выберите его из четверки самых известных....
26 02 2024 14:45:30
6.1.11.3.3. Крышка блока заслонки ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Метки совмещения на крышке и корпусе карбюратора (указаны стрелкой) должны быть совмещены. При......
25 02 2024 5:17:51
3.1.1.16. Масляный поддон ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Масляный поддон (ADR) Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите и закрепите переднюю часть автомобиля. 2. Снимите......
24 02 2024 6:45:22
Снятие и установка нижнего поперечного рычага, замена передней осевой втулки Все самоконтрящиеся болты и гайки подлежат замене в обязательном порядке!......
23 02 2024 7:16:43
Схемы электрооборудования Блок пpeдoxpaнителей (базовые модели) Блок пpeдoxpaнителей (модели с расширенной комплектацией) Блок пpeдoxpaнителей в......
22 02 2024 19:15:54
Ремонт значительных повреждений кузова Ремонт серьезных повреждений кузова должен производиться в условиях специализированной автомастерской, в......
21 02 2024 15:49:48
Дополнительная комплектация Стеклоподъемники с электроприводом Стеклоподъемники с электроприводом, четырехдверная модель (защита при заклинивании)......
20 02 2024 22:30:34
Диагностика неисправностей узлов и систем автомобиля Владельцы автомобилей, выполняющие процедуры текущего обслуживания автомобиля согласно приведенного......
19 02 2024 7:27:54
Снятие, установка на место и регулировка дверей Передние двери Снятие На ранних моделях потребуется снять панель внутренней обшивки двери (обратитесь к......
18 02 2024 11:52:21
3.1.13. Масляный поддон Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините отрицательную клемму от аккумулятора. 2. Зафиксируйте задние колеса, понимите переднюю......
17 02 2024 1:19:30
10.1.1. Техническая хаpaктеристика ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Идентификация пружин Седан 1,1 дм 3 : – код КВ – цвет зеленый или желтый – длина в свободном состоянии......
16 02 2024 22:19:56
3.16. Масляный радиатор ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение гаек крепления масляного радиатора, видимых через спойлер Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Для улучшения......
15 02 2024 14:47:30
1.1. Описание модели ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Автомобиль Peugeot 405 имеет множество версий и представляет собой богатое предложение производителя. Является......
14 02 2024 15:53:57
12.3.6. Вентилятор радиатора (работа после остановки двигателя) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ F54 – термовыключатель вентилятора; F87 – термовыключатель вентилятора......
13 02 2024 11:50:23
12.28. Каркас задней двери, нижняя петля двери Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ отвинтите болты с шестигранного головкой (стрелки) Установка Установку......
12 02 2024 5:45:37
Снятие и установка жиклёра омывателя заднего стекла Универсал Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Осторожно подденьте и снимите крышку (3) с оси стеклоочистителя......
11 02 2024 15:36:15
Обслуживание вне мастерской Стабилизатор поперечной устойчивости/втулки Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Поднимите автомобиль. Снимите болты крепежной скобы......
10 02 2024 9:37:47
Поддомкрачивание и буксировка Поддомкрачивание Для многих работ по обслуживанию и ремонту автомобиль должен быть поднят. В мастерских, как правило......
09 02 2024 8:14:31
Чистка блока двигателя ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Упершись тупой выколоткой в край выжимной пробки, разверните ее в своем посадочном гнезде под 90°. После......
08 02 2024 7:43:29
2.16.5. Водяная помпа 4-ЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Слить охлаждающую жидкость. 2. Снять термостат. 3. Вывинтить болты......
07 02 2024 20:28:49
Проверка и регулировка зазоров клапанов Ежегодно или каждые 20000 км пробега Зазоры клапанов на всех двигателях регулируется в прогретом состоянии,......
06 02 2024 20:11:59
Крышка багажника у седана Замок и замковый привод в крышке багажного отсека седана Audi 80 1 – замок; 2 – сдвижная кнопка соединительной тяги между......
05 02 2024 23:18:23
Подвеска Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Проверьте болты и гайки подвески на затянутость и подтяните при необходимости. Почините или замените дефектные......
04 02 2024 10:47:47
12.2. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Моменты затягивания Рулевое управление Гайка крепления шкива насоса усилителя рулевого управления: –......
03 02 2024 19:38:41
3.1.10. Крышки зубчатого ремня (двигатели М20 и М40) Снятие и установка П О Р Я Д О К В Ы П О Л Н Е Н И Я 1. Отсоедините батарею от массы. 2. Снимите муфту и кожух......
02 02 2024 23:11:59
Альтернативные варианты схем восстановительного ремонта двигателя В ходе самостоятельного выполнения капитального ремонта двигателя читатель столкнется с......
01 02 2024 15:18:57
10.4. Типы амортизаторов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Амортизаторы по конструктивному исполнению делятся на два основных типа: двухтрубные и однотрубные амортизаторы.......
31 01 2024 2:24:56
5.6.2. Снятие и установка коробки передач Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи. 2. Отсоединить......
30 01 2024 10:29:31
18.14. Бамперы ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Бамперы автомобиля выдерживают удар о неподвижное препятствие со скоростью 8 км/ч. При этом бамперы не получают......
29 01 2024 19:10:25
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::