Температура двигателя: рабочая, высокая и низкая > Ниссанопедия
Автомобили Востока и Запада    

Температура двигателя: рабочая, высокая и низкая


Температура двигателя: рабочая, высокая и низкая


Многие автолюбители задаются вопросом, какова должна быть оптимальная, то есть рабочая температура двигателя. Вопрос далеко не однозначный и здесь многое зависит от его конструктивных особенностей. Так для любого человека нормальная температура составляет 36.6 градуса, обеспечивая его владельцу здоровое существование, когда все жизненные процессы протекают без каких-либо отклонений. Так и для автомобильных моторов есть расчетная температура, при которой они способны работать стабильно, с полной отдачей мощности, в экономичном режиме продолжительное время.

Почему рабочий диапазон нагрева считается оптимальным?

Процесс сгорания топливовоздушной смеси в цилиндрах сопровождается выделением большого количества теплоты, так как температура в камере сгорания составляет порядка 2000 градусов и выше. В задачу системы охлаждения входит поддержание оптимального теплового режима в диапазоне 80-90 градусов. Для некоторых типов силовых установок нормальной может быть температура до 110 градусов, чаще на моторах с воздушным охлаждением.

При оптимальном температурном режиме происходит лучшее наполнение цилиндров, стабильный запуск и надежная эксплуатация автомобиля.



Высокая температура

Конструктивно в двигателе предусмотрены тепловые зазоры при нагреве его деталей, когда они подвержены расширению. При нагреве сверх допустимого значения происходит нарушение зазоров, что вызывает интенсивный износ, задиры и различного рода поломки. Помимо этого, наблюдается снижение мощности из-за ухудшения наполнения цилиндров, а также появление детонации и самовоспламенение топлива.

На фото — проверка тепловых зазоров клапанов

Основные причины повышения температуры силовой установки:

• Заклинивание клапана термостата в закрытом положении;

Заклинивший термостат

• Не сpaбатывает электровентилятор охлаждения радиатора (неисправен электромоторчик вентилятора, перегорел пpeдoxpaнитель, неисправна цепь питания вентилятора, отказ датчика температуры или гидромуфты);

Охлаждающий вентилятор

• Забит радиатор охлаждения;

Забитый радиатор

• Неисправны клапана в крышке расширительного бачка;

• Пробой прокладки блока;

• Течь помпы;

• Ослаблена натяжка или обрыв ремня привода дополнительных механизмов;

• Разгерметизация системы охлаждения.

Не набирается рабочая температура

Неполный прогрев также нежелателен. Поверхность цилиндров не разогрета и топливо соприкасаясь с холодными стенками конденсируется и попадает в картер, разжижая находящееся там масло, что ведет к интенсивному износу как ЦПГ, так и всех пар трения. Основное, это шейки коленчатого вала и вкладыши, а также постель распредвала и сам вал, а также промежуточный (поросенок) и балансирный валы и пр.

Плюс при работе на непрогретом моторе, особенно это актуально в зимний период (большое количество конденсата на внутренних поверхностях ЦПГ) при поездках на короткие расстояния, присадки в масле пpaктически не вступают в работу, не выполняя роль защиты.

Помимо этого, неразогретое масло более загущено и уже не в полной мере подается к парам трения, на стенки цилиндров вызывая их износ, плюс растет расход топлива и соответственно падает мощность силовой установки.

Причины низкой температуры:

• Зависания клапана термостата в отрытом положении;

• Частые поездки на короткие расстояния;

• Термостат или датчик температуры более «холодные», чем предписаны производителем.

Рабочий тепловой режим

Когда же тепловой режим находится в заданном рабочем диапазоне, то все процессы протекают без каких-либо отклонений, мотору ничего не угрожает и происходит только его естественный износ.

Типы двигателей и температурный режим

Есть низко и высокофорсированные, а также «холодные» и «горячие» типы силовых агрегатов, где рабочие процессы горения топлива протекают по разным законам.

Температура сpaбатывание клапана термостата, когда охлаждающая жидкость получает возможность циркулировать по большому кругу (для охлаждения после снятия температуры с водяной рубашки), собственно и будет оптимальной температурой.

При этом параметры нагрева будут различны, что напрямую зависит от тарировки заводского термостата и датчика температуры для сpaбатывания электровентилятора, то есть того, что установил производитель на конвейере.

Термостат

Так для бензиновых двигателей даже одной марки автомобиля, например, модели ВАЗ, где рабочий нагрев охлаждающей жидкости различен для карбюраторных и инжекторных моделей. Здесь опять же все зависит от тарировки термостата, предусмотренной разработчиками и от типа системы охлаждения.

Особенности систем охлаждения и их влияние на температурный режим

Жидкостные системы охлаждения делятся на два типа:

• Открытая;
• Закрытая (герметичная).

Система отрытого типа непосредственно сообщается с наружным воздухом, то есть в систему постоянно может поступать воздух и выходить из нее в виде пара. Температура кипения охлаждающей жидкости составляет 100 градусов.

Закрытая система имеет связь с атмосферой через специальные клапана, вмонтированные в пробку радиатора или крышку расширительного бачка. Выпуска горячего воздуха и пара происходит лишь при сильном увеличении давления в системе.

На фото — система охлаждения закрытого типа

В системе закрытого типа значительно выше давление и температура закипания антифриза, которая составляет порядка 110-120 градусов Цельсия.

Минусом закрытой системы является резкое повышение нагрева мотора в случае разгерметизации системы и отказе клапанов в крышке расширительного бачка. Это вызвано тем, что система находится под большим давлением и в случае разгерметизации большая часть жидкости сразу выбросится наружу.

При неисправности клапанов в крышке бачка жидкость начинает кипеть, что также ведет к критичному перегреву мотора с последующим сложным и дорогостоящим ремонтом.

Экология и ресурс двигателя

Когда в угоду нормам экологии стали поднимать тепловой режим двигателя, для полного сгорания топлива, то оказалось, что нужны и другие масла, так как имевшее место быть масло, просто не может обеспечивать полноценную его защиту при высоких температурах. Это отрицательно сказалось на ресурсе силовых установок, не рассчитанных работать в подобных температурных режимах.

Благоприятный тепловой режим

Оптимальный тепловой режим в пределах 85-90 градусов обеспечивает экономию топлива и минимальный износ деталей в различных условиях и режимах работы.
Для поддержания системы охлаждения всегда в рабочем состоянии рекомендуем периодически проходить ее диагностику для беспроблемной эксплуатации вашего автомобиля.


Руководство по техническому обслуживанию и ремонту Ауди 80/Авант – Неисправности и самостоятельная диагностика

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту Ауди 80/Авант – Неисправности и самостоятельная диагностика Неисправности и самостоятельная диагностика Блок управления системы впрыска может распознавать и записывать в памяти накопителя неисправностей ровно 30......

24 04 2024 8:38:19

Ремонт и эксплуатация автомобиля Toyota Camry – 13.14. Крепежный элемент задней ступицы

Ремонт и эксплуатация автомобиля Toyota Camry – 13.14. Крепежный элемент задней ступицы 13.14. Крепежный элемент задней ступицы 13.14.1. Снятие ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Крепежный элемент ступицы задней подвески 1 – датчик скорости колеса; 2 –......

23 04 2024 19:39:16

Устройство, обслуживание, ремонт Фольцваген Гольф 2 / Джета 2 (1983-1992) – 11.6. Переднее крыло

Устройство, обслуживание, ремонт Фольцваген Гольф 2 / Джета 2 (1983-1992) – 11.6. Переднее крыло 11.6. Переднее крыло ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Переднее крыло 1 – кузов; 2 – болт; 3 – винт; 4 – переднее крыло Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять буфер (см.......

22 04 2024 7:57:35

Ремонт и эксплуатация автомобиля Toyota Camry – 3.4.3. Аккумуляторная батарея

Ремонт и эксплуатация автомобиля Toyota Camry – 3.4.3. Аккумуляторная батарея 3.4.3. Аккумуляторная батарея Пуск двигателя в экстренных ситуациях См. подраздел 1.2.6. Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините от батареи оба......

21 04 2024 17:24:53

Устройство, обслуживание, ремонт Audi 80/90/Coupe 1986-1991 – 1.5.15.1. Проверка уровня охлаждающей жидкости

Устройство, обслуживание, ремонт Audi 80/90/Coupe 1986-1991 – 1.5.15.1. Проверка уровня охлаждающей жидкости 1.5.15.1. Проверка уровня охлаждающей жидкости ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Уровень охлаждающей жидкости необходимо проверять время от времени, а также делать это......

20 04 2024 11:57:39

Ремонт и эксплуатация автомобиля Toyota Camry – 7.11. Генератор

Ремонт и эксплуатация автомобиля Toyota Camry – 7.11. Генератор 7.11. Генератор ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждения При наличии в радиоприемнике кода против воровства, перед отсоединением аккумулятора, проверьте что у вас......

19 04 2024 21:51:42

Ремонт и эксплуатация автомобиля Toyota Corolla – 11.12. Декоративная панель двери

11.12. Декоративная панель двери Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините провод массы от аккумулятора. Предупреждение Если акустическая система в вашем......

18 04 2024 0:14:59

Устройство, обслуживание, ремонт Mercedes S-Class (W-140, 1991-1999 гг.) – Снятие и установка задней крышки коробки передач

Устройство, обслуживание, ремонт Mercedes S-Class (W-140, 1991-1999 гг.) – Снятие и установка задней крышки коробки передач Снятие и установка задней крышки коробки передач Детали установки задней крышки РКПП Детали установки задней крышки коробки передач 50, 113b, 103a —......

17 04 2024 21:57:39

Устройство, обслуживание, ремонт Subaru Legacy 1990-1998 гг. выпуска – 6.2.19. Замена датчика давления

Устройство, обслуживание, ремонт Subaru Legacy 1990-1998 гг. выпуска – 6.2.19. Замена датчика давления 6.2.19. Замена датчика давления ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение датчика давления в моторном отсеке Датчик давления установлен на внутреннем крыле в моторном......

16 04 2024 10:34:53

Устройство, обслуживание, ремонт Renault Megane, Scenic c 1996 г. -Замена жидкости автоматической трaнcмиссии

Замена жидкости автоматической трaнcмиссии Обратите внимание, что масло главной передачи не должно заменяться. ЗАМЕНА 1. Проедьте на автомобиле небольшое......

15 04 2024 3:30:33

Устройство, обслуживание, ремонт Шкода Фабия с 2000 г. – 10.14. Снятие и установка антенны

Устройство, обслуживание, ремонт Шкода Фабия с 2000 г. – 10.14. Снятие и установка антенны 10.14. Снятие и установка антенны ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Детали антенны 1 – антенна; 2 – основание антенны; 3 – провод к радиоприемнику; 4 – провод к телефону; 5......

14 04 2024 1:24:28

Ремонт и эксплуатация автомобиля Toyota Camry – 14.12.2. Цилиндр замка и внешняя ручка

Ремонт и эксплуатация автомобиля Toyota Camry – 14.12.2. Цилиндр замка и внешняя ручка 14.12.2. Цилиндр замка и внешняя ручка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините тяги от цилиндра замка и внешней ручки. 2. Отвинтите два болта и снимите внешнюю......

13 04 2024 16:50:13

Рейтинг автомобилей эконом-класса

Рейтинг автомобилей эконом-класса Сегмент автомобилей экономкласса представлен широким ассортиментом, что несколько упрощает процесс выбора. В рейтинге собраны лучшие машины этого класса....

12 04 2024 11:23:29