Баpaбанные тормоза: устройство, плюсы и минусы
Сложно представить автомобиль без тормозной системы. Не так давно, наиболее используемыми считались баpaбанные тормоза. Рассмотрим устройство механизма, принцип работы, а также наиболее часто встречающиеся неисправности. Изучим некоторые советы по эксплуатации, как правильно следить и не допускать износа и выхода из строя детали.
Устройство и принцип работы баpaбанных тормозов
В современном автостроении, «баpaбаны» уже не столь популярны, как еще двадцать лет назад, им на смену приходят более современные и надежные дисковые. Однако, среди бюджетного класса автомобилей, все еще встречается такое устройство тормозной системы, как «баpaбаны». Как правило, их устанавливают сзади, а дисковые спереди. Популярность у производителей такие системы получили за дешевизну в производстве, а также возможность легко интегрировать ручной тормоз.
Однако, что касается обслуживания, то баpaбанные системы достаточно сложные, ведь здесь гораздо больше деталей и компонентов, чем у тех же дисковых, хотя принцип работы у обоих идентичен. Баpaбанный тормозной механизм состоит из вращающейся части (самого баpaбана), а также неподвижного механизма, вроде тормозных колодок и щита. Итак, подробное устройство механизма, из чего оно состоит:
• Непосредственно самого баpaбана, устанавливаемого на ступицу колес.
• Тормозных колодок, на которые дополнительно устанавливаются фрикционные накладки.
• Тормозного цилиндра со штуцерами, манжетами, поршнями.
• Специальных стягивающих пружин (для колодок).
• Тормозного щита (в зависимости от модификации, может устанавливаться как на ступицу, так и непосредственно на балку).
• Различных опор (с регулятором) и стоек для колодок.
• Системы стояночного тормоза (трос, рычаг).
В некоторых моделях, применяется для надежности при эксплуатации два рабочих цилиндра.
По сути, глобальной разницы между тормозными системами в принципе работы нет, однако есть свои тонкости, учитывая наличие в баpaбане дополнительных деталей. Уже выяснили, что основными деталями являются колодки, а также цилиндры, где один, а где и два, не в этом суть.
Принцип работы заключается в следующем. При нажатии на тормоз, жидкость в цилиндрах сжимается и поршень «заставляет» колодки прижиматься к баpaбану. И происходит так, что колодки прижимаясь, словно заклиниваются. Но, с учетом этого, колодкам же нужно как-то отодвигаться, поэтому и стали использовать возвратные пружины.
Использование регуляторов обусловлено тем, что необходимо постоянно поддерживать оптимальное расстояние до баpaбана от колодок. К примеру, если колодки износились, поршень потребует больше жидкости, чтобы преодолеть расстояние, отчего педаль станет уходить глубже (в пол). Поэтому, даже при износе колодок, регулятор не позволяет им «отойти» слишком далеко.
Ныне почти повсеместно стали использовать автоматический регулятор. При каждой остановке машины, колодки, как и требуется, максимально прижаты к баpaбану. При обратном действии, когда давления на педаль нет, регулятор для увеличения зазора смещается на один «зуб». В принципе, регулятор чем-то похож на простой болт с резьбой. Хотя бывают конструкции еще проще, в виде простой пружины или скобы, связанной с возвратными пружинами.
Что касается работы ручного тормоза, то здесь также ничего сложного нет.
Рычаг ручного тормоза, который связан с колодками при помощи стяжной планки, приводится в действие с помощью натянутого троса. То есть сам «ручник» поднимается, натягивается трос, которые тянет рычаг, последний в свою очередь воздействует на распopную планку, которая и раздвигает и сдвигает колодки в обратном направлении.
На какие автомобили устанавливают баpaбанные тормоза?
Представленные системы тормозов почти повсеместно используются в классе А, так как вес автомобилей небольшой, поэтому и сверх эффективные системы торможения, здесь без надобности. Также используются баpaбаны в большинстве моделей бюджетного класса В — это KIA RIO 4, Hyundai Solaris в средних комплектациях, отечественные Lada Granta, Kalina, Priora, Largus, семейство ВАЗ 2107-15, Vesta, Xray, Renault Kaptur, Duster, Clio, Logan, Sandero, Nissan Almera, Skoda Fabia, Volkswagen Polo Sedan, Chevrolet Aveo, Lacceti, Cobalt, Geely MK, Opel Corsa, Daewoo Nexia, Lanos.
Среди А сегмента — Daewoo Matiz, Smart, Citroen C1, Lifan Smile, Chevrolet Spark, Peugeot 107, KIA Picanto.
Среди внедорожников — UAZ Patriot, Lada Niva, Nissan Terrano, Navara, Mitsubishi L200, Volkswagen Amarok, Great Wall Wingle.
Плюсы, минусы, а также отличия баpaбанных тормозов
Минусы можно подсчитать исходя из того, что баpaбанные тормоза заметно хуже тормозят, а причин этому и соответственно минусов, несколько:
• Слабый контакт. Даже если используется два поршня, у колодок огромная площадь соприкосновения, и они просто не в состоянии удержать равномерно колодки, виду этого и нестабильность контакта.
• Нагрузки. Как бы глупо сейчас не прозвучало, но сильное давление в цилиндрах, способно «порвать» баpaбан. Дело в том, что колодки работают, как бы наружу, то есть вполне вероятно, что при большом усилие баpaбан может «порваться».
• Плохое сцепление. Учитывая, что корпус баpaбана закрытый, а значит и продукты износа с фрикционных накладок, остаются внутри. Попадая на поверхности трущихся деталей, значительно ухудшает сцепление.
• Перегрев. Вспомним, что баpaбан закрытый и соответственно никакого обдува нет. При экстренных торможениях, температура достигает 650 градусов. Виду этого, баpaбан расширяется, и тормоз приходится вдавливать «в пол».
• Прикипают, примерзают колодки. Не редко, что после длительного взведенного «ручника» или агрессивного использования тормозов перед остановкой (фрикционные накладки сильно нагреваются), колодки могут прилипнуть. Прилипают они, как уже ясно к той части баpaбана, об которую и трутся. Похожая проблема встречается зимой, когда примерзает «ручник». Проехав колесами по луже, снегу, влага попадет на колодки. И если затянуть «ручник», колодки просто примерзнут, учитывая минусовую температуру.
Сорвать заклинившее колесо в таком случае сложно, придется «поддомкрачивать, снимать колесо и отверткой либо монтировкой сдвигать колодки. В некоторых случаях, достаточно полить баpaбан теплой водой (подойдет зимой). Также можно попробовать «раскачать» машину вперед-назад, главное не переусердствуйте, чтобы не «спалить» сцепление.
Кстати, дисковые тормоза от подобной проблемы избавлены.
Даже несмотря на столь откровенные недостатки, у баpaбанов все же есть определенные преимущества:
• Большое тормозной усилие, конечно, данный пункт выглядит несколько противоречиво, с учетом высказываний о слабом контакте, но все равно определенные плюсы есть. К примеру, если увеличить не только диаметр баpaбана, но и его ширину, то значительно удастся повысить общую плоскость соприкосновения с колодками.
• Износостойкость. Да, учитывая меньшее сцепление, в следствие меньший износ. Именно поэтому, колодки на баpaбанах «ходят» зачастую не менее 70 000 км. Где-то даже больше, вплоть до 150 000 км, естественно все зависит от условий эксплуатации.
• Защита от грязи. Пыль, влага, грязь снаружи сюда попросту не проникает (исключение только у тех систем, где сделаны «ребра проветривания).
Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что отличия только в конструкции (есть ли обдув), размерах и форме колодок, а также в принципе разницы конфигураций и способов крепления. В остальном же основная задача у них идентичная.
Неисправности
Можно выделить порядка семи основных проблем, с которыми приходится рано или поздно столкнуться каждому автовладельцу. Итак:
1. Износ колодок, баpaбана. Особенно опасна ситуация, когда износ происходит одновременно, не редко в таких случаях, колесо попросту блокировалось. Кстати, если износ стенок баpaбана не большой, достаточно сточить выступающие бортики и отрегулировать систему натяжения колодок.
Что касается колодок, то их менять следует в таком случае:
- если фрикцион нанесен с помощью клея, то допустимый износ — 1,6 мм;
- если фрикцион держится на заклепках, допустимый износ — 0,8 мм.
2. Перекосы колодок, кстати, не редко становятся причиной быстрого износа внутренних стенок баpaбана, неравномерного стирания, отчего приходится приобретать новую деталь.
3. Поломка стоек, пружин, распopных планок.
4. Обрыв троса или облом рычага «ручника».
5. Отсоединения фрикционных накладок.
6. Повреждение цилиндра, манжета, трубопровода. В итоге, разгерметизация, утечка тормозной жидкости.
При частичной разгерметизации, возможно, «завоздушивание» системы и ухудшение работоспособности. При полной утечке жидкости, отказ тормозов.
7. Опасна коррозия пружин, так как они могут «зависнуть» и не работать, как следует.
Советы по эксплуатации
Как таковых правил эксплуатации для баpaбанных тормозов нет. Но, важно периодически просматривать этот узел на целостность и наличие повреждений, износа. Итак:
• Проверяйте минимум каждые 20 000 км состояние колодок.
• Аналогично стоит проводить проверку состояния пружин, распорок, стоек, рычагов.
• Не забывайте следить за объемом тормозной жидкости.
• Также обращайте внимание на наличие подтеков вокруг цилиндров, возможно, порван манжет или трубопровод.
Хотелось бы привести некоторые советы по «прикатке», только установленных колодок. Итак:
• Выберете местность, где можно спокойно разгонятся и резко тормозить без опасности, для других водителей.
• Сделайте десять циклов: разгон до 60-70 км/час, резкое торможение до 10 км/час. Главное это делать без остановок, сбросили скорость до 10, сразу же набирайте 60-70.
• После этого дайте тормозам «отдохнуть», преодолейте 5 км. в спокойном режиме, без необходимости нажатия тормоза.
Запомните, ни в коем случае не останавливайтесь после проведенных 10 циклов. В противном случае, на стенках баpaбана останутся частицы прогретого фрикциона. Тем самым нарушится площадь соприкосновения и сцепление.
Заключение
В заключении хотелось бы сделать акцент на том, как важно делать регламентные или даже периодические «осмотры» этого узла, который без преувеличения влияет на безопасность вождения. Изношенные детали могут привести к серьезным последствиям и дорогостоящему ремонту.
18.3. Электрические цепи ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Для защиты электрических цепей используются пpeдoxpaнители ножевого типа, цвет которых соответствует току защиты......
18 03 2024 22:55:59
1.8. Регулировка сидений ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Регулировка переднего сиденья 1 – ручка блокирующего рычага; 2 – ручка шарнира; 3 – рычаг регулировки по высоте......
17 03 2024 14:56:51
Замена тросика привода спидометра На автомобилях марки SAAB устанавливаются два типа механизмов привода спидометра. Автомобили, изготовленные до 1987 г.......
16 03 2024 5:52:38
9.9.1.3. Клапан задержки ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Проверку работоспособности клапана задержки производите на холодном двигателе. Включите зажигание, не......
15 03 2024 23:47:30
Проверки системы впрыска топлива ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. При обнаружении неисправности системы впрыска топлива прежде всего убедитесь в надёжности......
14 03 2024 9:11:53
4.5. Проверка герметичности системы охлаждения ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите крышку радиатора и вместо нее подсоедините прибор для проверки герметичности......
13 03 2024 11:36:36
12.3.22. Панель приборов, датчик температуры охлаждающей жидкости ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ F4 – выключатель фонарей заднего хода; F15 – выключатель на коробке......
12 03 2024 14:24:39
3.3.8. Регулировка состава смеси ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ КАРБЮРАТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ Предупреждение Регулировочный винт состава смеси закрыт заглушкой, которую......
11 03 2024 4:17:49
1.1.23.10. Инициализация системы памяти ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ После отсоединения аккумуляторной батареи необходимо систему памяти заново инициализировать......
10 03 2024 3:42:44
Идентификация утечек Образование потеков на полу гаража или покрытии парковочной площадки, равно как и чрезмерное увлажнение расположенных под капотом......
09 03 2024 6:10:18
Рядный шестицилиндровый двигатель Спецификации Общие параметры Рабочий объем 3982 см 3 (4.0 л) Нумерация цилиндров (спереди назад) 1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6......
08 03 2024 6:25:13
12.2.2.4. Датчик угла опережения зажигания, частоты вращения коленчатого вала ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Подвеска соединительных колодок на кронштейне 1 – колодка......
07 03 2024 19:26:59
Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ) Приведенное ниже описание процедуры составлено на базе предположения о......
06 03 2024 18:34:35
11.5.7. Поперечина задней подвески Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите защитный кожух топливного бака и отсоедините тросики ручного тормоза. 2.......
05 03 2024 15:20:29
12.3. Пpeдoxpaнители ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Снятие крышки блока пpeдoxpaнителей Блок пpeдoxpaнителей в двигательном отсеке Проверка состояния блока......
04 03 2024 0:11:45
11.9. Кулиса стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение При установке кулисы необходимо использовать новые......
03 03 2024 13:45:54
Описание принципа действия системы самодиагностики и процедуры считывания кодов неисправностей Перед тем как приступить к выводу кодов неисправностей......
02 03 2024 13:23:38
2.1.27. Замена бумажного фильтра МОДЕЛИ AUDI 100 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите водоотводящую панель. 2. Открутите крепежные гайки (А) и замените фильтр.......
01 03 2024 11:41:59
Зеркала заднего вида Зеркало заднего вида Зеркало заднего вида противоослепляющего типа можно отклонить с помощью рычага под зеркалом. Фиксатор зеркала......
29 02 2024 4:36:21
3.2.2.5. Установка распределительного вала и толкателей клапанов ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Смазать толкатели 19 (см. рис. Головка блока цилиндров,......
28 02 2024 20:25:58
7.2.2.1. Самодиагностика ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Компоновка узлов системы самодиагностики автоматической трaнcмиссии 1. Главный О/D-переключатель 2. Датчик......
27 02 2024 14:50:51
3.8. Зубчатый ремень и шкивы 3.8.1. Снятие ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждения При наличии в радиоприемнике кода против воровства, перед отсоединением......
26 02 2024 3:28:45
Проверка функционирования системы охлаждения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Шланги, также как и приводные ремни, имеют свойство выходить из строя в самый неподходящий......
25 02 2024 12:35:16
7.14. Коленчатый вал ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Проверка осевого люфта коленчатого вала с использованием индикатора часового типа Проверка осевого люфта коленчатого......
24 02 2024 20:35:39
Указатель уровня топлива ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ F – полный бак E – пустой бак Заправочная емкость топливного бака составляет 50 л. Стрелка указателя может......
23 02 2024 8:18:19
10.6.1. Проверка ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Положение замкнутых контактов выключателя блокировки стартера в зависимости от положения рычага выбора передач на моделях......
22 02 2024 12:29:17
Диагностика неисправностей бортового электрооборудования - общая информация Процедуры и коды диагностики систем электронного управления рассмотрены в......
21 02 2024 11:48:58
9.10. Карбюратор PIERBURG 2E-E ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Перед диагностикой карбюратора проверьте установку угла опережения зажигания, исправность свечей зажигания......
20 02 2024 22:56:37
1.1.20.4. Одометр и счетчики пробега ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ На данном измерительном приборе отображается одометр и два счетчика пробега. Одометр показывает общую......
19 02 2024 15:24:48
Специальный инструмент A : этот комплект включает следующие элементы и заменяет комплект Tech 1 A. Tech 2 Карта PCMCIA Кабель DLC Адаптер SAE 16/19......
18 02 2024 8:41:54
Снятие и установка впускного трубопровода и выпускного коллектора На моделях, оборудованных турбокомпрессором, сборки впускного трубопровода и выпускного......
17 02 2024 12:51:26
1.8. Регулировочные данные, заправочные емкости и жидкости ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Зазоры в клапанах (мм) Для двигателей модели 2Е* – впускные клапаны 0,20 –......
16 02 2024 5:23:35
2.24. Развертывание отверстий втулок ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Во избежание поломок режущих кромок и заедания развертки следует ограничить......
15 02 2024 16:14:46
11.7. Тормозные колодки ручного тормоза ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Противошумовая пружина колодок ручного тормоза (ранние модели) Регулятор ручного тормоза и пружина......
14 02 2024 10:13:15
Проверка системы охлаждения под давлением Герметичность системы и работа пpeдoxpaнительного клапана в крышке радиатора могут быть проверены с помощью......
13 02 2024 11:16:22
8.4.2. Разборка и сборка ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение канавок на шарнирах Канавки показаны стрелками. Шарниры равных угловых скоростей не подлежат ремонту......
12 02 2024 14:18:44
11.3. Обивка и коврики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Каждые три месяца снимайте коврики и очищайте автомобиль внутри (если необходимо, делайте это чаще). Пылесосом......
11 02 2024 3:22:47
3.12.3. Установка ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Нанесение смазки на шейки и кулачки распределительного вала Совмещение паза на фланце передней части распределительного......
10 02 2024 4:44:37
3.14.3. Установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Замените уплотнительное кольцо в корпусе масляного насоса. 2. Установите внешний и внутренний роторы в корпус......
09 02 2024 4:30:19
1.36. Усилитель рулевого привода/ Servotronic, регулятор дорожного просвета ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ При работе обычного сервоуправления усиление рулевого привода......
08 02 2024 0:56:45
Технический осмотр автомобиля, подтвержденный актом, может производиться только авторизованным диагностом. Однако ничто не мешает вам периодически проверять правильность работы важнейших узлов самостоятельно между визитами на станцию техосмотра....
07 02 2024 22:15:22
Самостоятельная работа над тормозной системой В таком важном оборудовании, как тормозная система, никакой контроль не может быть избыточным! И если вы......
06 02 2024 7:50:26
Замена резинок щеток стеклоочистителей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Щетки стеклоочистителей при плохом качестве очистки стекла следует заменить. В продаже имеются как......
05 02 2024 1:52:23
14.11. Двери 14.11.1. Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите обивку двери. Отсоедините электрические разъемы внутри двери и извлеките их из двери, чтобы......
04 02 2024 21:26:10
Поддомкрачивание и буксировка Поддомкрачивание Входящий в стандартную комплектацию автомобиля домкрат предназначен только для выполнения процедур смены......
03 02 2024 20:58:30
11.28. Удаление воздуха из системы рулевого управления с усилителем ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Удаление воздуха из системы необходимо производить после рассоединения......
02 02 2024 13:59:40
Снятие и установка датчика температуры охлаждающей жидкости (ECT) Детали установки датчика ECT на дизельных моделях ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Детали установки......
01 02 2024 14:13:25
4.2.9. Топливный насос, установка начала впрыска топлива ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Измерение перемещения поршня при помощи измерения индикатором часового типа......
31 01 2024 23:54:57
14.13. Особенности эксплуатации тормозной системы ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Опытные автомобилисты знают, что дождливым летом тормозная система машины почему-то......
30 01 2024 14:35:47
5.23. Система рециркуляции отработавших газов (EGR) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Для уменьшения выбросов с отработавшими газами окиси азота, система рециркуляции......
29 01 2024 21:52:38
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::