Обкатка двигателя: как и зачем > Ниссанопедия
Автомобили Востока и Запада    

Обкатка двигателя: как и зачем


Обкатка двигателя: как и зачем


Любой собранный двигатель внутреннего сгорания, независимо от того, собран он на заводе-изготовителе, в автосервисе или в собственном гараже, должен пройти определенный период времени в режиме щадящей эксплуатации. Завод рекомендует на протяжении первых 500-1000 километров не нагружать двигатель, считая такой пробег достаточным для обкатки. Полная приработка двигателя наступает после пробега порядка 3-5 тыс. километров.

Двигатель автомобиля

Обкатка необходима и после пpaктически любого вскрытия двигателя, когда производилась замена каких-либо его комплектующих. Это может быть обычная замена поршневых колец, без замены поршней, что часто пpaктикуется для восстановления компрессии в цилиндрах силовой установки. В данном случае должны притереться сопрягающие детали, такие как новые кольца и стенки цилиндров.



Так же отдельно могут быть заменены вкладыши и опopные полукольца коленчатого вала, втулки промежуточного вала и другое, все что выполняется при среднем ремонте мотора.

Подобные требования относятся и к ремонту головки блока, когда производится замена распределительных валов, направляющих втулок и седел клапанов и самих клапанов, толкателей, пружин, рокеров и прочее.

На фото: двигатель на ремонте

Что подразумевается под термином – обкатка?

Обкатка  – это важный период ввода двигателя в эксплуатацию, от которого зависит его надежность и долговечность.

Под термином обкатка подразумевается, что необходимо дать возможность всем трущимся парам силовой установки в начальный период поработать с минимальной нагрузкой в условиях, где они будут работать весь дальнейший срок эксплуатации.

При первом запуске мотора, под действием трения пары начинают притираться друг к другу, принимая свою законченную форму, изменения которой будут незначительно происходить только по мере естественного износа.

Как проходит процесс обкатки

Первые часы работы собранного мотора наиболее важны для его дальнейшей эксплуатации. В это время начинается процесс притирки поршневых колец, как к канавкам поршня, так и к зеркалу цилиндров.

Особенно это важно при притирке колец и стенок цилиндров. Дело в том, что на зеркале цилиндра нанесена специальная сетка, так называемый хон, необходимый для того, чтобы моторное масло как можно дольше оставалось на стенке цилиндра.

На фото: поршни в цилиндре

На кольцах поршней соответственно также получаются микронадрезы от хона, так как они начинают контактировать с сеткой, скользя по телу цилиндра.

Для коленчатого вала, его шатунные и коренные шейки являются «чужими» для установленных вкладышей, пока не произойдет их взаимная притирка.

То же можно сказать и о деталях головки блока, где начинают контактировать распределительные валы и их вкладыши, клапана в направляющих втулках и седлах, компенсаторы в своих гнездах и с телом рокеров, пружины к тарелкам сухарей.

Общие правила при обкатке

Рекомендуется после первого запуска двигателя не поднимать резко обороты и вообще стараться не раскручивать мотор, избегать пробуксовки и любых серьезных нагрузок.

Прогревать двигатель перед поездкой, при движении в гору включать пониженную передачу, держать скоростной режим не более 90-100 км/ч, исключая агрессивный стиль вождения.

В обкаточный период не поднимать обороты выше 3000 об/мин и не более 2500 об/мин для дизелей ( от типа двигателя от 1200 до 2500 об/мин).

По – возможности избегать дорожных пробок в часы пик, используя для обкатки утреннее и вечернее время, либо обкатывать за городом в режиме трассы.

Первые 500 километров пробега рекомендуется равномерное движение, чтобы не давать нагрузку на силовой агрегат и трaнcмиссию. Так на первых 50 километрах нужно двигаться на скорости 40-50 км/час на 3-й передаче. Далее двигаться со скоростью до 70 км/час, перейти на 4-ю передачу, пройдя так следующие 100-150 км.

После каждых новых 100 км пробега можно поднять скорость на 10 км/час двигаясь на 4-й передаче.

На вторых 500 км обкатки желательно в трассовом режиме пройти с использованием повышенной 5 или 6-й передачи поднимая мотор до 3000 об/мин, включая пониженную на затяжных подъемах.

Также избегать долгой работы мотора на холостом ходу, так как в этом режиме нет стабильного давления в масляной магистрали и пары трения могут «голодать», что не допустимо пока они не притерлись к друг другу.

Обкатка двигателя нового автомобиля

Считается, что моторы новых машин уже прошли стендовую обкатку в условиях завода и никакие ограничения им не требуются. Однако, как уже было сказано выше, полный цикл обкатки заканчивается после пробега 3-5 тыс. километров.

На заводском двигателе, также появляются микрочастицы металла от взаимного трения друг о друга, когда детали только-только начали притираться между собой.

Поэтому на новых авто рекомендуется также соблюдать щадящий режим движения в первые 500-1000 км пробега.

Рекомендуется также, после обкаточного периода в 500 и 3000 км пробега заменить масло и фильтр, для удаления микростружки после притирки всех трущихся пар.

Заливка свежего моторного масла

Если не заменить моторное масло после указанных периодов обкатки, то микрочастицы металла попадут в рабочую часть вкладышей, под кольца поршней, в элементы маслонасоса, и другие пары трения, что в разы сократит срок их эксплуатации.

Двигатель после «капиталки»

Особенно аккуратно нужно обкатывать двигатель после капитального ремонта в не заводских условиях, так как даже большой автосервис не имеет всех мощностей и необходимых условий для полноценного восстановления моторов, как на заводе.

Так после расточки и хонинговки гильз блока цилиндров, в его каналах остается часть эмульсии, подающей станком на резец для его охлаждения и микростружки от обработки блока и все это «вылезет» после запуска двигателя.

На фото: хонинговка блока цилиндров

Считается необходимым промывать блок цилиндров после расточки в горячей ванне специальным раствором, чтобы снять следы микростружки с зеркала цилиндров и в открытых каналах. В автосервисах пpaктически нигде не выполняют этой процедуры.

На таких моторах можно слить масло и заменить масляный фильтр уже после первых сотен километров, чтобы освободиться от следов износа после расточки и притирки от всех пар трения.

Холодная обкатка

При возможности использования проточной воды мотор после капитального ремонта можно обкатать на холодную. Для этого откручивается сливная пробка охлаждающей жидкости с блока цилиндров, шланг с водой вставляется в радиатор или расширительный бачок. Запускается двигатель. Вода будет постоянно циркулировать в системе охлаждения блока с постоянной температурой, не давая возможности блоку и деталям поршневой нагреваться.

С учетом расхода воды обкатать двигатель на холодную можно в течении 1.5-2х часов.

Холодная обкатка двигателя

Еще пару слов

Не испытывайте двигатель нового авто на предмет его максимальной мощности, пока он не пройдет минимальный период притирки, так как это может привести к повышению температуры, стуку вкладышей коленчатого вала и задирам в цилиндропоршневой группе.

Плюс, если не поддерживать рекомендуемый режим в период обкатки, то это заметно сократит срок службы всех сопрягающихся элементов двигателя.

Так как процесс обкатки визуально не виден и не слышен, то некоторые просто игнорируют этот период, считая его несущественным. Однако, даже при замене тормозных колодок, их эффективность не будет 100%, пока они не притрутся к плоскости тормозного диска, то есть пройдут тот же период обкатки.

Поэтому не насилуйте двигатель хотя бы первые 1000 километров, и он ответит вам за это периодом длительной и надежной эксплуатации.


Ремонт и эксплуатация автомобиля Форд Скорпио 1985-1994 гг. – 9.3.2.3. Разборка и сборка рулевой передачи ZF

9.3.2.3. Разборка и сборка рулевой передачи ZF Разборка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоединить трубопроводы подачи и возврата масла от гидравлического......

29 09 2022 8:51:25

Устройство, обслуживание, ремонт Опель Астра – Снятие и установка рычагов (поводков) стеклоочистителей

Устройство, обслуживание, ремонт Опель Астра – Снятие и установка рычагов (поводков) стеклоочистителей Снятие и установка рычагов (поводков) стеклоочистителей Схема крепления рычага стеклоочистителя А — Рычаг стеклоочистителя В — Поднять в верхнее......

28 09 2022 23:32:10

Устройство, обслуживание, ремонт Audi A3 (c 1997 г. выпуска) – Аптечка

Устройство, обслуживание, ремонт Audi A3 (c 1997 г. выпуска) – Аптечка Аптечка ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Аптечка может храниться в выдвижном ящике, расположенном в передней части подушки сиденья водителя или переднего пассажира.......

27 09 2022 20:27:51

Устройство, обслуживание, ремонт Опель Вектра А – 13.6. Выключатель блокировки стартера

Устройство, обслуживание, ремонт Опель Вектра А – 13.6. Выключатель блокировки стартера 13.6. Выключатель блокировки стартера Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Затяните ручной тормоз и установите рычаг селектора в положение N. 2. Снимите провод......

26 09 2022 12:18:43

Ремонт и обслуживание Опель Вектра Б – 3.3.3. Проверка давления сжатия

Ремонт и обслуживание Опель Вектра Б – 3.3.3. Проверка давления сжатия 3.3.3. Проверка давления сжатия ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Проверку состояния двигателя можно произвести путем измерения давления сжатия в цилиндрах. Если эту......

25 09 2022 5:36:30

Ремонт и эксплуатация автомобиля Лексус RX-300 – Замена тормозных колодок

Ремонт и эксплуатация автомобиля Лексус RX-300 – Замена тормозных колодок Замена тормозных колодок Описание проверки тормозных колодок приведено в Разделе Общие проверки тормозной системы . Сборка переднего тормозного механизма......

24 09 2022 14:51:17

Как правильно выбрать кроссовер

Как правильно выбрать кроссовер Выбираем правильно лучший кроссовер. Технические хаpaктеристики кроссоверов. Критерии выбора трaнcпортного средства с позиции комфорта и проходимости. Советы по выбору кроссовера...

23 09 2022 0:54:48

Ремонт и эксплуатация автомобиля Ауди 100/А6 – 2.1.41. Замена охлаждающей жидкости

Ремонт и эксплуатация автомобиля Ауди 100/А6 – 2.1.41. Замена охлаждающей жидкости 2.1.41. Замена охлаждающей жидкости Слив охлаждающей жидкости ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите колпачок расширительного бачка. 2. Открутите сливную заглушку......

22 09 2022 12:54:13

Устройство, обслуживание, ремонт Audi A3 (c 1997 г. выпуска) – Снятие и установка сопел омывателя ветрового стекла

Устройство, обслуживание, ремонт Audi A3 (c 1997 г. выпуска) – Снятие и установка сопел омывателя ветрового стекла Снятие и установка сопел омывателя ветрового стекла СНЯТИЕ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите рычаг –1–, обратитесь к подразделу Снятие и установка, проверка......

21 09 2022 15:12:38

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту Renault 19 – Снятие облицовки

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту Renault 19 – Снятие облицовки Снятие облицовки Для установки отдельных элементов облицовки необходимо заранее заготовить новые зажимы, так как они часто ломаются. 1 — облицовка......

20 09 2022 4:35:32