Аккумулятор быстро разряжается: причины и что делать
Аккумулятор – один из самых коварных источников проблем в автомобиле. Подвеска о своей поломке заранее предупредит стуками, двигатель – жором масла, ступичные подшипники – гулом, и так далее. А вот аккумулятор обычно «заболевает» внезапно. Казалось бы, еще вчера завелся, а сегодня уже никак. Саму батарею не всегда нужно в этом винить, зачастую она является заложником стечения обстоятельств или ошибок автовладельца. Наша задача – понять, откуда эти обстоятельства и ошибки берутся.
Возраст АКБ
Но первая причина все-таки связана с аккумулятором. У всего, в том числе и у АКБ, есть свой срок службы. Сколько проживет батарея предугадать трудно, у кого-то они «умирают» за 2-3 года, у кого-то могут прожить с десяток лет. В среднем, сегодня показатель 5-6 лет считается нормальным. Старение батареи объяснимо с химической точки зрения. На этом возрасте АКБ особенно сильно начинает донимать процесс, который называется сульфатация. По простому, это накапливание сульфата свинца на пластинах, из-за чего «рабочая» площадь пластин сокращается, а емкость батареи падает. Считается, что к старости аккумулятор теряет до трети былой емкости. А коли так, то можно подзаряжать его хоть каждый день, к следующему утру заряда все равно будет не хватать.
Полностью победить зарастание пластин свинцом нельзя, это процесс неизбежный, однако можно влиять на его скорость, соблюдая рекомендации по эксплуатации.
1. Избегать коротких пробегов. Конечно, имея автомобиль глупо ставить его «нужды» выше своих, но в том, чтобы по возможности избегать частых пусков и коротких поездок, нет ничего экстраординарного. Если вам нужно в магазин в 500 метрах от дома, так ли нужно ехать туда на авто? Для пуска мотора вы потратите заряд батареи, который потом она не сможет восполнить от генератора из-за очень непродолжительного времени работы. Чем чаще так повторять, тем сильнее пластины АКБ зарастают свинцом.
2. Не допускать глубоких разрядов. Это уже 100-процентный «косяк» водителя. Забыл выключить фары, магнитофон и даже «аварийку» (если надолго) и аккумулятор разрядился «в ноль». Это и сама по себе причина разряда и отличный катализатор для сульфатации. Конечно, батарею можно подзарядить, и она еще поработает, может быть даже и долго поработает, но ее потенциальному ресурсу уже был нанесен урон. Особенно если аккумулятор необслуживаемый.
3. Не допускать долгих простоев. Для батареи оптимальный режим, когда она более-менее регулярно эксплуатируется, а вот простои почти неминуемо приводят к разряду и сульфатации. Если по какой-то причине эксплуатировать автомобиль не представляется возможным, то можно просто периодически подзаряжать АКБ в сетевом ЗУ. Это позволит избежать разряда.
4. Для владельцев обслуживаемых аккумуляторов нужно регулярно проверять количество электролита и подливать его по мере необходимости, чтобы исключить контакт пластин с воздухом.
Это советы так сказать на перспективу, а можно ли что-то сделать если пластины АКБ уже заросли свинцом? Можно. Операция называется десульфатация. Для владельцев обслуживаемых «аккумов» доступен как химический, так и электрический способ. Химический способ основан на использовании препарата Трилон Б и очень прост – нужно вылить из банок старый электролит, залить раствор Трилон Б, подождать час, слить раствор, пару раз промыть дистиллированной водой, залить свежий электролит. Трилон Б делает нерастворимые соли металлов растворимыми, поэтому свинец буквально смывается с пластин – емкость аккумулятора восстановлена. Сам Трилон Б стоит около 300 рублей за 500 граммов порошка, отлично растворяется в воде и может пригодится в автомобильном хозяйстве не только для десульфатации – им также промывают систему охлаждения. Если у вас обслуживаемый аккумулятор – это реальный и недорогой способ продлить ему жизнь.
Если аккумулятор необслуживаемый, то остается только воспользоваться электрическим способом, который основан на циклах заряда-разряда. Процесс очень простой, но занимает много времени. Нужно поставить АКБ на зарядку слабым током, примерно 0,8-1 ампер и напряжением 14 вольт. Зарядка длится 8 часов, после чего на 12 часов делается перерыв. Затем опять зарядка, но уже с током 2-2,5 ампера. И снова перерыв. Теперь аккумулятор нужно разрядить – значительно, но не «в ноль». Хорошо для этой цели подойдет лампа дальнего света, включенная на 6-8 часов. Потом процедуру нужно повторить 2-3 раза, контролировать количество можно по напряжению. Емкость батареи после этого должна возрасти. Иногда на все про все уходит до двух недель, актуально если у вас есть еще АКБ, и вы можете ездить на машине с другой батареей.
Конечно, есть специальные устройства, которые могут работать в режиме заряд-разряд, без манипуляций с лампой, но они сами по себе дорого стоят – в районе 7 000 рублей, дешевле купить новую батарею. Окупается только если в семье много машин или при длительном использовании.
Проблемы с зарядкой АКБ
Еще одна возможная причина связана не с самим аккумулятором, а с электрикой автомобиля. Если батарея не будет нормально подзаряжаться, то долго не прослужит. Нормально – это не меньше 13 вольт при включенных потребителях. Если меньше, то нужно искать причину. Этой теме мы уже посвятили большой материал, в котором обозначили возможные поломки генератора и способы его ремонта. Чтобы не повторяться просто дадим ссылку на материал.
Утечка тока
Еще один коварный пункт, который может подкрасться внезапно. Вроде и аккумулятор новый, и зарядка отличная, а машина все равно превратится в «недвижимость» если ток уходит пока автомобиль стоит. Небольшой расход есть всегда, на часы, сигнализацию и иное оборудование жизнеспособность которого нужно поддерживать даже при выключенном зажигании. Другой вопрос, в размере утечки.
Если вы вдруг обнаружили автомобиль с «пустой» батареей, и вроде бы ничего этому не предвещало, то беремся за проверку. Сделать это просто.
1. На автомобиле с выключенным зажиганием отключаем все явные потребители (фары, магнитофон, печка…).
2. Снимаем отрицательную клемму с АКБ.
3. Мультимером в режиме измерения тока производим замер между «минусом» батареи и клеммой.
Если получившееся значение менее 70 мА, то можно по поводу утечки не переживать, а вот если больше, то нужно искать виновника и причину. С виновником проще, есть один хитрый способ – держа включенным мультимер между клеммой и «минусом» батареи, попросить друга по очереди выдергивать пpeдoxpaнители. По идее, извлечение одного из пpeдoxpaнителей должно резко снизить значение на циферблате мультиметра. Останется только по справочнику определить за что отвечает именно этот пpeдoxpaнитель.
С причиной утечки сложнее даже если есть понимание из-за кого она происходит. Причины обычно делятся на две части – плохое соединение и проблемы в самом приборе. Могли окислиться клеммы, повредиться изоляция проводов, рассыпаться непропаянная скрутка. У потребителя может быть короткое замыкание или проблема с настройкой и управлением. В большинстве современных авто при включении зажигания подача тока к потребителям прекращается, однако дополнительное оборудование (музыку, сигнализации, камеры заднего вида) часто монтируют прямым соединением. Да, это удобно в процессе эксплуатации (ту же музыку можно послушать без ключа в замке зажигания, но приводит к проблемам если «контрагент» начинает барахлить. Так что бороться с утечками нужно, во-первых, проверяя и меняя проводку до проблемного агрегата, во-вторых, диагностируя его самого.
Включенный электроприбор
Довольно очевидная причина, но для полноты картины нельзя ее не указать – если забыть выключить фары, или надолго оставить автомобиль с включенной «аварийкой» или мультимедиа системой, то каким-то здоровым не был аккумулятор, он все равно разрядится. Здесь водитель может бороться только со свой рассеянностью. Если не помогает, ставить реле с автоматическим отключением по таймеру.
Температурные условия
Наконец, может быть просто холодно. Подсчитано, что при снижении температуры на 1 градус емкость падает на 1мАч, ночь в -30°С и ниже даже молодой и полный сил аккумулятор может не пережить. Если с утра нужно куда-то ехать, то лучше не искушать судьбу, и забрать АКБ на ночевку в более теплое место. Если низкие морозы это особенность вашего региона, то есть еще один вариант – купить или сшить самому специальный чехол, которым можно укрыть аккумулятор (как вариант, использовать автоодеяло). Это, конечно, не панацея, но даже того тепла, что сохранит чехол, может оказаться достаточно, чтобы батарея разряжалась не так быстро.
По статистике, срок жизни АКБ на моделях последних поколений увеличился. Если раньше больше трех-четырех лет аккумуляторы выживали редко, то сегодня многие автовладельцы рассказывают о пяти, семи и даже девяти годах эксплуатации. Но для этого самому автовладельцу нужно быть внимательным – правильно эксплуатировать машину, не допускать разряда из-за своих ошибок и оперативно реагировать на поломки «смежников» – генератора или потребителей. Тогда пpaктически нет шансов, что аккумулятор разрядится внезапно.
19.9.3. Правила монтажа соединений трубопроводов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Резьбовые соединения трубопроводов следует затягивать с определенным моментом.......
24 04 2024 2:55:29
6.3.10. Снятие и установка клапана отсечки топлива системы холостого хода Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите провод массы с аккумулятора (стрелкой......
23 04 2024 1:10:14
Общие сведения и меры безопасности В состав системы питания входят: установленный в задней части автомобиля топливный бак, угольный адсорбер топливных......
22 04 2024 8:57:55
Снятие, осмотр и установка головки блока цилиндров При установке используйте новые болты крепления головки, новую прокладку головки и новый зубчатый......
21 04 2024 14:20:20
11.4.4. Нижний рычаг передней подвески Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите стабилизатор поперечной устойчивости. 2. Снимите соответствующее переднее......
20 04 2024 5:45:52
Снятие и установка рулевого колеса На клавише звукового сигнала моделей, оборудованных подушкой безопасности на стороне водителя, имеется слово “AIRBAG”.......
19 04 2024 9:10:41
Технология обслуживания, инструмент и оборудование рабочего места Технология обслуживания Существует несколько методик выполнения процедур технического......
18 04 2024 21:26:27
Снятие и установка рулевого насоса Конструкция рулевого насоса 1 — Болт (14 18 Нм) 2 — Всасывающая трубка 3 — Шкив 4 — Гайка (54 68 Нм) 5 —......
17 04 2024 17:22:41
19.4. Механизм переключения передач РЫЧАГ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ Снятие Снятие пружинной защелки с рычага переключения передач ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1.......
16 04 2024 17:11:20
13.1.7. Замок зажигания ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините батарею от массы, снимите руль и оба кожуха рулевой колонки. 2. На части автомобилей......
15 04 2024 12:43:17
Замена щеток очистителей фар и ветрового стекла Прежде чем приступать к замене щеток извлеките ключ из замка зажигания. Очистители ветрового стекла......
14 04 2024 5:53:40
Проверка состояния системы заряда ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Помните, что нарушения функционирования системы заряда далеко не обязательно связаны с отказами......
13 04 2024 2:50:13
5.1. Технические данные ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Давление топлива Зажигание включено, двигатель не работает 2,5 – 3,0 кГс/см 2 Давление на холостом ходу: –......
12 04 2024 10:30:37
3.2.3.1. Каждые 400 км 3.2.3.1.1. Проверка уровня моторного масла ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке. Уровень......
11 04 2024 2:57:52
Процедуры ремонта дизельных двигателей 1.7 л и 2.0 л без извлечения их из автомобиля Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки......
10 04 2024 10:23:57
16.48. Фиксатор переднего сиденья Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите крышку с болта у основания фиксатора переднего сиденья. 2. Выверните один болт из......
09 04 2024 3:27:50
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ 15. Электрическое оборудование 15.1. Техническая хаpaктеристика ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Хаpaктеристики плавких пpeдoxpaнителей......
08 04 2024 11:48:23
Контрольная лампа неисправности систем двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Контрольная лампа загорается при включении зажигания и продолжает гореть во время работы......
07 04 2024 1:13:58
Проверка системы предварительного подогрева Условия проверки Напряжение аккумуляторной батареи – 12 В. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Подсоедините вольтметр к......
06 04 2024 22:34:59
8.2.2. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Mодели с кодировкой двигателя АDR Bosch Motronic 3.2 Mодели с кодировкой двигателя ААЕ Bosch......
05 04 2024 8:31:16
6.1.11.3.2. Ускоренные обороты холостого хода ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение элементов регулировки ускоренного холостого хода А – совмещение рычага с......
04 04 2024 0:53:27
10.20. Крышка и ротор распределителя зажигания Снятие МОДЕЛИ 14 NV И 16 SV Снятие крышки распределителя зажигания на модели 1,6 л (распределитель BOSCH)......
03 04 2024 17:39:33
Снятие и установка задних фонарей Модель компакт с 10/89 г. вып. 1 — гайка 2 — прокладка 3 — патрон 4 — стекло фонаря 5 — лампа Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ......
02 04 2024 21:50:56
5.2.2. Топливные инжекторы (20-клапанные модели) 5.2.2.1. Компоненты системы впрыска топлива для 20-клапанных моделей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Компоненты системы......
01 04 2024 16:23:12
7.7. Турбокомпрессор ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Турбокомпрессор установлен на выпускном коллекторе и включает в себя перепускной клапан и вакуумную диафрагму.......
31 03 2024 9:22:10
3.2.6. Кожух зубчатого ремня Снятие ДВИГАТЕЛИ 1.9 ЛИТРА ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Верхний передний кожух 1. Отвинтите винт крепления и снимите кожух с......
30 03 2024 18:29:50
Проверка исправности состояния компонентов системы рециркуляции отработавших газов (EGR) Проверка исправности состояния компонентов системы рециркуляции......
29 03 2024 3:54:42
1.50. Колеса и шины 1.50.1. Указания по эксплуатации шин ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Новые шины обкатываются в течение первых 100 км пробега. Только после этого их......
28 03 2024 10:34:28
Диагностика систем электронного управления и диагностическое оборудование Общая информация Система бортовой самодиагностики (OBD) В состав системы OBD......
27 03 2024 6:35:19
Снятие и установка конденсатора К/В Детали установки конденсатора К/В 1 — Верхняя передняя поперечная балка рамы 2 — Болт 3 — Болты 4 — Резиновый......
26 03 2024 1:42:35
Снятие и установка вакуумного насоса Вакуумный насос выpaбатывает низкое давление, необходимое для работы тормозного усилителя. Вакуумный насос находится......
25 03 2024 11:43:12
3.2.6. Проверка и замена форсунок ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Вынуть форсунку с резиновым уплотнительным кольцом вверх, потянув ее за гайку подсоединения......
24 03 2024 22:21:10
Снятие и установка зеркал заднего вида Наружные зеркала ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите панель внутренней обивки двери и водозащитный экран (см. Снятие и......
23 03 2024 1:36:50
Снятие и установка сборки вакуумного усилителя тормозов Сервопривод вакуумного усиления тормозов в регулярном обслуживании не нуждается, за исключением......
22 03 2024 12:21:17
10.22. Рычаг ручного тормоза Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините провод минусовой клеммы аккумулятора. 2. Отметьте длину регулятора, затем открутите......
21 03 2024 10:56:26
Проверка вакуумного усилителя тормоза Если для достижения необходимого тормозного усилия приходится прилагать значительное усилие к педали тормоза,......
20 03 2024 7:58:24
7.8. Замена центрального подшипника Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите маховик. 2. Пальцем руки проверните подшипник с приложением максимального усилия......
19 03 2024 13:58:37
Снятие и установка ручки двери и компонентов замка ВНУТРЕННЯЯ РУЧКА ДВЕРНОГО ЗАМКА СНЯТИЕ 1. Отверните винт крепления, крепящий ручку к двери, затем......
18 03 2024 2:24:21
1.3.2.5. Проверка защитного чехла приводного вала ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Проверка состояния защитного чехла приводного вала и хомутов А – чехол приводного вала;......
17 03 2024 4:31:20
18.62. Кронштейн подушки безопасности со стороны пассажира Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите подушку безопасности со стороны пассажира. 2. Снимите......
16 03 2024 8:50:43
2.7.2. Снятие и установка головки блока цилиндров ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Головки блока цилиндров на двигателе 2,8 л 1 – блок цилиндров, 2 – прокладка головки......
15 03 2024 5:25:43
Снятие и установка рычага стеклоочистителя ветрового стекла Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Смочите ветровое стекло водой. 2. Запустите на короткое время......
14 03 2024 6:19:31
9.4.5. Снятие и установка заднего моста ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Задний мост с рессорами 1. Баpaбаны 2. Болты крепления троса ручного тормоза 3. Наконечник троса......
13 03 2024 16:24:52
Кузов Кузов рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей имеет универсальную конструкцию, несущим элементом которой является панель пола,......
12 03 2024 22:10:20
Замена трaнcмиссионного масла РКПП (каждые 48 000 км пробега или раз в 24 месяца) Замена трaнcмиссионного масла РКПП должна производиться в строгом......
11 03 2024 12:53:31
Система выпуска отработавших газов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Во время первой поездки может произойти дымообразное выпаривание воска и масел,......
10 03 2024 13:37:23
14.1. Несколько советов при покупке автомобиля ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Для того, чтобы купленная машина не стала вашей головной болью и разорительницей семейного......
09 03 2024 9:21:45
12.14.21. Блок управления Mono-Jetronic, устройство впрыска ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ F60 – датчик положения дроссельной заслонки на холостом ходу; G39 –......
08 03 2024 22:13:27
17.36. Отделка интерьера ЭЛЕМЕНТЫ ОТДЕЛКИ ИНТЕРЬЕРА Элементы отделки интерьера крепятся винтами или различного типа скобами. Снятие Использование......
07 03 2024 20:29:43
3.16.9. Сборка головки блока цилиндров ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установите клапана в головку блока цилиндров. 2. Опустите маслоотражательный колпачок в......
06 03 2024 12:17:58
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::