Устройство, обслуживание, ремонт BMW 3 серии E30 1983-1994 – 14.22. Как работает кондиционер, и что делать, если он вышел из строя
14.22. Как работает кондиционер, и что делать, если он вышел из строя
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Будучи когда-то прерогативой только шикарных автомобилей, кондиционер ныне становится неотъемлемой частью все большего и большего числа "обычных" семейных машин. По оценкам специалистов, к началу следующего века половина всех европейских машин будет продаваться с кондиционером как стандартным аксессуаром.
Система кондиционирования, попросту говоря, отбирает у воздуха тепло, а также снижает уровень его влажности. Поэтому, воздух в салоне машины всегда более прохладный и не такой влажный, что создает ощущение свежести.
Как создается микроклимат в салоне?
Стандартная система кондиционирования состоит из нескольких рабочих узлов, соединенных между собой герметичной системой трубок. Она заполнена хладагентом, который переходит из жидкой формы в газообразную и обратно, перенося тепло из салона.
Самой важной деталью, от которой зависит эффективность работы кондиционера, является регулирующий вентиль, который установлен на испарителе, размещенном в салоне автомобиля. Хладагент в виде жидкости под высоким давлением поступает через регулирующий вентиль в испаритель, где разбрызгивается в виде газо-капельной смеси (тумана). Регулирующий вентиль может быть игольчатым или типа диафрагмы. Мы будем рассматривать первый вариант.
Внутри игольчатого вентиля есть маленькое отверстие, а расположенная в отверстии иголка способна больше или меньше перекрывать его, изменяя таким образом эффективное сечение. Игла приводится в действие от термодатчика, помещенного внутри испарителя.
Жидкий хладагент, проходя через маленькое отверстие в вентиле, испаряется и превращается в газ под низким давлением. Этот процесс сопровождается резким падением температуры. Чем меньше отверстие, тем холоднее становится халадагент, то есть температуру в испарителе можно регулировать, вводя или выводя иглу из отверстия. Температура поверхности испарителя должна быть близка к точке замерзания воды, но не ниже ее, иначе на испарителе будет образовываться лед, что затруднит движение воздуха и передачу тепла хладагенту.
Как уже говорилось, вместо игольчатого вентиля иногда, устанавливается диафрагма. В ней нет движущихся частей, поэтому расход хладагента в испаритель не регулируется, но подача его контролируется при помощи термореле или реле давления. Превратившись в газ низкого давления, хладагент проходит по испарителю (теплообменнику) и отбирает тепло у воздуха в салоне. Для большей эффективности этого процесса теплообменник снабжен ребрами. Содержащаяся в воздухе влага конденсируется на внешней поверхности теплообменника и сливается вне салона. Воздух, пройдя через теплообменник, возвращается в салон более холодным и сухим.
Накопленное хладагентом тепло необходимо отдать в атмосферу, для чего хладагент с помощью компрессора направляется в конденсатор (это еще один теплообменник, расположенный обычно в передней части автомобиля).
Компрессор, задача которого – прогонять хладагент по трубкам системы, перенося тепло с низкого температурного уровня на более высокий, работает по принципу насоса и приводится ремнем от двигателя через электромагнитную муфту, чтобы кондиционер можно было отключать. Когда компрессор работает, он создает разрежение, которое "высасывает" газообразный хладагент из испарителя.
Внутри компрессора давление хладагента повышается, и он поступает в конденсатор, но уже в виде газа под высоким давлением. В конденсаторе газ превращается снова в жидкость, при этом содержащееся в ней тепло рассеивается с поверхности конденсатора в атмосферу.
Из конденсатора хладагент – уже в виде жидкости под давлением – снова подается на регулирующий вентиль, и цикл повторяется.
Дополнительные "примочки"
На пpaктике в описанную базовую схему входят еще кое-какие узлы, в частности, ресивер-осушитель, который часто (но не всегда) монтируется между конденсатором и регулирующим вентилем. Это устройство (его иногда называют "аккумулятором") фильтрует хладагент и удаляет из него влагу. Иногда осушитель снабжается цветовым индикатором, который показывает, когда его пора заменить (это значит, что он набрал максимум влаги). В систему трубок (между конденсатором и испарителем) иногда встраивают смотровое стекло, и тогда можно наблюдать за состоянием хладагента (наличие ненужных пузырьков и т. д.).
В систему кондиционирования входят также нагнетатель, прогоняющий воздух через испаритель, и вентилятор с термостатом, повышающий эффективность работы конденсатора. Обычно в систему входит также датчик давления с выключателем. Он расположен рядом с ресивером-осушителем и управляет работой компрессора и вентилятора конденсатора, а также поддерживает оптимальное давление в системе (разное для разных систем).
В большинстве систем над испарителем крепится еще и нагревательный элемент. Поток воздуха с помощью "смесительной заслонки" распределяется между испарителем и нагревателем так, чтобы придать ему желаемую температуру.
А как с экологией?
До недавнего времени в автомобильных кондиционерах применялся фреон R12. Потом было установлено, что содержащиеся в нем хлорфторуглероды губительно воздействуют на озоновый слой, поэтому сейчас выпускать R12 в атмосферу запрещено. К тому же, под воздействием открытого пламени R12 выделяет cмepтельный газ фосген. Пока еще разрешено заполнять им кондиционеры прежних выпусков, как разрешается и эксплуатация этих кондиционеров.
Соответственно, цена на фреон R12 повышается на 5–10% в месяц. В конце концов она станет такой, что "перезаряжать" старые системы станет просто разорительно. Уже сейчас фреон R12 стоит на Западе 150 $ за килограмм, а два года назад стоил 65 $ . В современных системах используется более "экологичный" хладагент – R134А.
Системы, рассчитанные на R134A, устроены так, чтобы при обслуживании и ремонте не было утечек. Для этого в нужных местах установлены специальные клапаны и другие приспособления.
Теоретически, R134А можно закачать и в старый кондиционер, внеся соответствующие изменения. Однако, этот хладагент процентов на 15 менее эффективен, чем R12, поэтому кондиционер старого типа будет с ним работать хуже. Кроме того, существует еще одна проблема: хладагент R134А просачивается, хотя и слабо, через шланги, сделанные из чистой резины. Для этого вещества необходимы специальные шланги с внутренней нейлоновой оплеткой. В то же время в старых системах применяются так называемые "заершенные" соединительные штуцеры, которые способны прорвать эту оплетку. Одним словом, на данный момент выгоднее пользоваться старым хладагентом.
Вообще-то, существуют так называемые "заместительные" хладагенты, предназначенные для замены R12 и не требующие дорогой переделки системы на R134А, но, как говорят специалисты, их нельзя и на пушечный выстрел подпускать к кондиционеру. Некоторые из этих веществ содержат бутан, который может воспламениться внутри системы, кроме того, он погубит тестовое оборудование.
Если вы хотите перейти с R12 на R134А, то лучше всего поменять вместе с хладагентом масло (минеральное на синтетическое) в системе, установить новый ресивер-осушитель, сменить резиновые шланги и проверить работу всех узлов. Тогда есть надежда, что система будет работать удовлетворительно.
Чтобы все работало
Для того, чтобы система кондиционирования хорошо работала, нужно уметь с ней обращаться. Например, многие не знают, что кондиционер только тогда будет работать эффективно, когда в машине закрыты все окна, а также люк. Чтобы быстрее охладить салон в очень жаркий день, нужно на минуту-другую открыть все двери, а когда машину продует – все закрыть и включить кондиционер (при работающем двигателе).
Осушающее воздействие кондиционера снижает запотевание ветрового и боковых стекол салона, поэтому иногда кондиционер полезно включать одновременно с печкой. Правда, некоторые климатические системы не предусматривают одновременной работы кондиционера и печки.
В системе кондиционирования есть масло, которое циркулирует вместе с хладагентом. Если система долго бездействует, некоторые ее детали, в частности, неопреновые прокладки, пересыхают и разрушаются, давая течь. Поэтому желательно раз в неделю включать кондиционер не меньше, чем на десять минут, в том числе и зимой, чтобы масло смазало все узлы системы.
Что можно починить?
Кондиционеры не подлежат "домашнему", любительскому ремонту. Хладагент – вещество капризное, для его полной откачки и закачки нового требуется профессиональное оборудование, а чтобы обеспечить полную герметичность, нужны специальные высокочувствительные приборы для выявления утечек.
Если кондиционер сломался, значит, как минимум, какие-то детали нужно заменить, в том числе специальные трубки и фитинги, но существует множество их типоразмеров. А для крепления трубок к фитингам применяются специальные обжимные приспособления.
Так что, если у вас возникли проблемы с кондиционером, полагайтесь только на специалистов. Обращайтесь в фирмы, которые производят сложный ремонт, а не только закачивают улетучившийся хладагент. Если хладагент "ушел" из системы, то вначале нужно найти причину, иначе новый хладагент улетучится точно так же!
Аналогично, если у вас заклинило компрессор, то просто заменить его недостаточно: через несколько месяцев его снова заклинит. Нужно вначале удалить из системы стружку и другой мусор, а затем промыть ее специальным раствором или азотом. Придется также заменить ресивер-осушитель (в нем осталась стружка) и закачать свежий хладагент.
Чаще всего получает повреждение конденсатор. Он расположен перед автомобильным радиатором и защищен только радиаторной решеткой.
Второй проблемой является отказ игольчатого вентиля (он забивается грязью). Прочищая вентиль, необходимо удалить из него грязь, а не проталкивать ее внутрь!
Возникают и другие проблемы – например, шумит компрессор. Обычно, это говорит о его близком конце.
Легко проверить состояние приводного ремня. В некоторых машинах компрессор приводится отдельным ремнем. Это удачный вариант. Однако современные автомобили часто оборудованы длинным "многофункциональным" ремнем, который приводит в движение сразу несколько устройств, часто, в том числе, и водяной насос. Так что, если подшипник ведущего шкива компрессора кондиционера вдруг заклинит, вы никуда не уедете, пока не найдете ремень меньшего размера, чтобы "обойти" компрессор!
Другие аспекты
Если все-таки произошла утечка хладагента через резиновые шланги, то их замена довольно проблематична, так как трудно надежно загерметизировать новые шланги на старых алюминиевых фитингах.
Имейте в виду, что кондиционер может не включиться, если окружающая температура ниже заданной или если давление в системе намного ниже (утечка хладагента) или выше оптимального.
К нарушениям в работе кондиционера приводят также избыток масла, хладагента, попадание в систему воздуха или влаги, сильное загрязнение ребер конденсатора или испарителя, неисправность системы охлаждения автомобиля (перегрев), а также проскальзывание муфты компрессора.
Кузов Спецификации Отдельные хаpaктеристики приведены также в тексте Главы и в случае обязательности их выполнения выделены жирным шрифтом Электронная......
26 04 2024 19:34:12
8.2.6.1. Автоматическая коробка ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Датчик скорости автомобиля (автоматическая коробка передач). Скоба фиксатора Датчик скорости автомобиля.......
25 04 2024 6:41:51
11. Электрооборудование 11.1. Электрическое оборудование 11.1.1. Введение О Б Щ И Е С В Е Д Е Н И Я С плюсовым источником питания потребители соединяются проводом,......
24 04 2024 10:28:52
4.1.11. Выпускной коллектор ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение прокладок на выпускные каналы на головке блока цилиндров Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоединить......
23 04 2024 20:36:59
Система смазки двигателя Общие сведения Двигатели оборудованы циркуляционной системой смазки под давлением. Масляный насос засасывает масло через сетку......
22 04 2024 14:42:32
11.1. Техническая хаpaктеристика ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Общее передаточное число 19,64 Диаметр разворота автомобиля между стенами 10,54 м Диаметр разворота......
21 04 2024 7:27:15
4.2.6. Элементы системы впрыска Fenix ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять провод массы с аккумулятора и контакт......
20 04 2024 19:40:12
8.2.5. Снятие и установка охладителя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Охладитель коробки передач 3. Охладитель 4. Болты крепления 5. Прокладки 6. Шайба Снятие ПОРЯДОК......
19 04 2024 20:50:33
10.12. Регулировка ручного тормоза ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Если при затягивании рычага ручного тормоза до упора он проходит путь, соответствующий от 5 до 8......
18 04 2024 20:25:29
1.5.3. Ежемecячное техническое обслуживание ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Контроль состояния шин, колес и проверка давления воздуха в шинах Осмотрите шины на предмет......
17 04 2024 1:44:35
Снятие и установка электромотора отключения впускного порта (двигатель серии 612) Детали установки электромотора отключения впускного порта двигателя......
16 04 2024 3:35:10
10.8. Снятие и установка фары ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Верхнее крепление фары 1 – болты; 2 – фара Нижнее крепление фары 1 – болт; 2 – фара ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1.......
15 04 2024 2:44:16
Снятие и установка защелок, замковых цилиндров и дверных ручек Во избежание получения порезов рук о края технологических окон в дверной раме работайте в......
14 04 2024 6:55:19
Замок зажигания ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Замок зажигания и стартер бензинового двигателя, предварительный прогрев дизельного двигателя. = зажигание выключено -......
13 04 2024 5:38:35
13.15. Стеклоподъемники и стекла СТЕКЛОПОДЪЕМНИК Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Опустите стекло примерно на 3/4. 2. Снимите внутреннюю панель отделки двери......
12 04 2024 2:58:24
Уход и наружное оборудование кузова Общие сведения и меры безопасности при проведении кузовных работ Кузов выполнен в виде несущей конструкции. Днище,......
11 04 2024 0:54:37
Разборка и сборка пластины переключения передач Детали установки пластины переключения передач Пластина переключения передач A — Клапан регулировки......
10 04 2024 10:29:20
14.6.22. Система управления двигателем SEFI ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ МОДЕЛИ ВЫПУСКА С 1996 Г. 1 – аккумуляторная батарея; 4 – замок зажигания; 5 – дополнительный......
09 04 2024 19:11:21
9.2.5. Снятие и установка сцепления ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Установка сцепления по оправке 1. Маховик 2. Фрикционный диск 3. Смазать 4. Оправка 5. Кожух ПОРЯДОК......
08 04 2024 9:37:26
3.5.4. Снятие и установка дизельного двигателя вместе с коробкой передач Снятие П О Р Я Д О К В Ы П О Л Н Е Н И Я 1. Снимите капот. 2. Снимите аккумулятор и подставку......
07 04 2024 9:54:47
Замена щеток стеклоочистителей Замена резинового рабочего элемента щетки 1 — Щетка 2 — Пружинные фиксаторы 3 — Резиновый рабочий элемент 4 —......
06 04 2024 18:40:19
Замена двигательного масла и масляного фильтра Каждый год Все двигатели При замене масла следует заменять и масляный фильтр. При тяжелых условиях......
05 04 2024 8:19:11
7.3. Проверка системы впрыска топлива ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ В системе впрыска топлива самостоя тельно можно проверить только основные электрические цепи. Если......
04 04 2024 12:45:41
3.14.3. Установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Замените уплотнительное кольцо в корпусе масляного насоса. 2. Установите внешний и внутренний роторы в корпус......
03 04 2024 21:31:58
3.1.4.2.1.5. Система смазки ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Смазку под давлением обеспечивает масляный насос, расположенный на переднем конце коленчатого вала. Зубчатый......
02 04 2024 5:28:55
Какой из универсалов лучше ― Ford Focus Wagon или Seat Leon ST FR? Узнайте это, изучив мнения наших экспертов....
01 04 2024 7:11:29
10.32. Подушка заднего сиденья Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите заднюю часть подушки сиденья вверх и переместите вперед для доступа к передним......
31 03 2024 18:13:16
4.2.1.2. Кривошипно-шатунный механизм ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Коленчатый вал Коленчатый вал выкован из стали вместе с четырьмя противовесами и опирается на пять......
30 03 2024 20:31:36
1.1.43. Противобуксовочная система (EDS) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Автомобили с антиблокировочной системой (АБС) могут дополнительно быть оборудованы......
29 03 2024 2:22:59
Проверка уровня кислоты в аккумуляторе Жидкость в аккумуляторе состоит из серной кислоты, разбавленной дистиллированной водой. Часть этой воды может......
28 03 2024 10:56:35
8.6. Полная автоматизация ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ На автомобилях может устанавливаться четырехступенчатая автоматическая коробка передач. При трогании с места......
27 03 2024 4:28:23
3.1.20. Ремонтные работы без демонтажа двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Без демонтажа двигателя с автомобиля можно выполнить множество основных операций по......
26 03 2024 12:34:54
7.7.2. Ремонт и проверка генератора Разборка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите генератор с автомобиля. 2. Для облегчения сборки генератора нанесите метку......
25 03 2024 9:52:45
19.5. Замена уплотнительных колец Уплотнительное кольцо входного вала Снятие защитной крышки с передней части картера сцепления Снятие уплотнительной......
24 03 2024 11:57:37
10.12. Колесный цилиндр заднего тормоза ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Элементы колесного цилиндра заднего тормоза 1 – пылезащитный колпачок; 2 – клапан прокачки; 3 –......
23 03 2024 8:57:26
Снятие и установка впускного трубопровода Двигатели SOHC При установке требуются новые гайки крепления трубопровода. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Сбросьте давление......
22 03 2024 4:10:41
Система выпуска - общая информация К обслуживанию системы выпуска следует приступать только после полного остывания ее компонентов. Проследите за......
21 03 2024 12:41:24
3.1.2.5.5. Коленчатый вал ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Обозначение крышек коренных подшипников коленчатого вала и крышек шатунных подшипников Крышки коренных......
20 03 2024 16:55:54
Снятие, капитальный ремонт и установка нижних рычагов передней подвески Передняя подвеска 1 — Поперечная балка 2 — Болт (25 Нм) 3 — Скоба 4 — Резиновая......
19 03 2024 20:18:44
Снятие и установка откидного подлокотника раздельного заднего сиденья Детали установки откидного подлокотника раздельного заднего сиденья 1 — Тканевая......
18 03 2024 1:35:19
Снятие и установка топливного бака ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Загоните автомобиль на подъёмник, oпopoжните топливный бак и поднимите автомобиль. Снимите задние......
17 03 2024 2:43:27
Проверка колодок передних тормозных механизмов и дисков Взведите ручной тормоз, затем поддомкратьте перед автомобиля и надежно установите его на осевых......
16 03 2024 1:49:25
Корпус трaнcмиссии и гидротрaнcформатор 1 — Корпус гидротрaнcформатора 1а, 2а, Зb, 19а — Болты 2 — Корпус трaнcмиссии 3 — Поддон За — Распорка 5 —......
15 03 2024 13:13:51
Проверка состояния, регулировка и замена щеток стеклоочистителей Проверка состояния щеток и исходного положения рычага стеклоочистителя Инструмент для......
14 03 2024 15:38:35
5.2.5. Заполнение и прокачка топливной системы ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ После любого разъединения топливной системы в нее может попасть воздух, который необходимо......
13 03 2024 14:21:56
3.4.21. Маслоохладитель ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Маслоохладитель 4-цилиндровых двигателей 1. Болт накидного штуцера 2. Прокладка 3. Трубки выпускной стороны 4.......
12 03 2024 1:37:35
Снятие и установка ремня привода вспомогательных агрегатов Схема прокладки ремня привода вспомогательных агрегатов. 4-цилиндровый бензиновый двигатель 1......
11 03 2024 2:50:13
Проверка электродвигателей В автомобиле имеется много приборов и устройств комфорта, привод которых осуществляется от небольших серводвигателей. К таким......
10 03 2024 23:43:10
10.5. Ремонт значительных повреждений кузова ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Значительные повреждения кузова необходимо ремонтировать на станциях технического......
09 03 2024 23:15:47
Обогреваемое заднее стекло Обнаженная правая стойка крыши 1 – подключение антенны; 2 – подключение заднего обогреваемого стекла; 3 – провод антенны к......
08 03 2024 5:48:18
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::