Устройство, обслуживание, ремонт БМВ 5 серии Е39 1996-2001 – Технология обслуживания, инструмент и оборудование рабочего места
Технология обслуживания, инструмент и оборудование рабочего места
Технология обслуживания
Существует несколько методик выполнения процедур технического обслуживания и ремонта автомобиля, на которые читатель найдет ссылки в тексте данного руководства. Следование им сделает работу домашнего механика более эффективной, позволит наилучшим образом организовать и качественно выполнить различные технические процедуры и явится залогом тщательного и полного выполнения всех работ.
Крепеж
Крепежом называются гайки, болты, шпильки и винты, служащие для соединения между собой двух или более деталей. При работе с крепежом нужно постоянно помнить о некоторых вещах. Пpaктически в любом крепеже применяется тот или иной вид контрящих и стопорящих приспособлений. Это могут быть стопopные шайбы, контргайки, стопopные флажки или фиксирующий компаунд для резьб. Весь используемый резьбовой крепеж должен быть абсолютно чистым и прямым, с ненарушенной резьбой и нескругленными углами шестигранных головок, на которые надевается гаечный ключ. Следует взять за правило обязательную замену поврежденных гаек и болтов на новые. Специальные самоконтрящиеся гайки с нейлоновыми или волоконными вставками повторному использованию не подлежат, так как при отдавании утрачивают свои контрящие свойства и при сборке всегда должны заменяться на новые.
Приржавевшие болты и гайки для облегчения отвинчивания и во избежание повреждения перед отдаванием должны быть обработаны специальным проникающим составом. Многие механики предпочитают пользоваться для этой цели скипидapом, который удобно наносить из специальной маленькой канистры с длинным носиком. После смачивания “прикипевшего” крепежа проникающим составом, перед тем как приступить к его отдаванию, следует дать составу в течение нескольких минут хорошенько пропитать окисленный контактный слой. Сильно проржавевший крепеж может быть срублен зубилом, спилен ножовкой или удален с помощью специального гайколома.
При срезании головки болта или обламывании шпильки на сборке, остаток резьбовой части может быть высверлен или извлечен с помощью специального инструмента. Большинство автомастерских может взяться за выполнение этой, также как и других (например, восстановление сорванной резьбы в резьбовых отверстиях), ремонтных процедур.
Плоские и стопopные шайбы при сборке должны всегда устанавливаться на место в том же порядке и тем же способом, что и раньше. Поврежденные шайбы всегда заменяйте на новые. Между стопopной шайбой и мягкой металлической поверхностью (например, алюминиевой), тонким листовым металлом или пластиком всегда следует устанавливать плоские шайбы.
Размеры крепежа
По многим причинам изготовители автомобилей все шире и шире применяют метрический крепеж. Однако, важно знать разницу между используемым иногда стандартным (называемым также американским, или стандарта SAE) и более универсальным в системе мер метрическим крепежом, так как, несмотря на внешнюю схожесть, они не являются взаимозаменяемыми.
Все болты, как стандартные, так и метрические, классифицируются по диаметру, шагу резьбы и длине. Например, стандартный болт 1/2 – 13 х 1 имеет пол дюйма в диаметре, 13 витков резьбы на один дюйм и длину 1 дюйм. Метрический болт М12 – 1.75 х 25 имеет диаметр 12 мм, шаг резьбы 1.75 мм (расстояние между соседними витками) и длину 25 мм. Оба болта внешне пpaктически идентичны, однако не являются взаимозаменяемыми.
В дополнение к перечисленным признакам как метрические, так и стандартные болты могут быть идентифицированы путем осмотра головки. Для начала, расстояние между лысками головки метрического болта измеряется в мм, тогда как у стандартного – в дюймах (то же справедливо и для гаек). Как следствие, стандартный гаечный ключ не годится для использования с метрическим крепежом, и наоборот. Кроме того, на головках большей части стандартных болтов обычно имеются радиальные зарубки, определяющие максимальное допустимое усилие затягивания болта (степень прочности). Чем больше количество зарубок, тем выше допустимое усилие (на автомобилях обычно применяются болты со степенью прочности от 0 до 5). Класс прочности метрических болтов определяется цифровым кодом. Цифры кода обычно отливаются, как и для стандартных, на головке болта (на автомобилях обычно применяются болты классов прочности 8.8, 9.8, и 10.9).
Маркировка класса прочности болтов (вверху – стандартные /SAE/USS, внизу – метрические)
1 – Класс прочности 1 или 2 |
4 – Маркировка класса прочности метрических болтов |
Размеры/маркировка класса прочности стандартных (SAE и USS) болтов
G — маркировка класса прочности L — длина (в дюймах) T — шаг резьбы (количество витков D — номинальный диаметр (в дюймах) |
Размеры/маркировка класса прочности метрических болтов
P — класс прочности L — длина (в мм) T — шаг резьбы (расстояние между соседними витками в мм) D — номинальный диаметр (в мм) |
Также по меткам класса прочности стандартные гайки могут быть отличены от метрических. Для идентификации прочности стандартных гаек применяются точечные метки, проштамповываемые на одной из торцевых поверхностей гайки, в то время как маркировка метрических гаек производится с помощью опять-таки цифр. Чем больше количество точек, или чем выше значение цифрового кода, тем выше допустимое усилие затягивания гайки.
Маркировка класса прочности стандартных шестигранных гаек
Шестигранная гайка. |
Шестигранная гайка. |
Маркировка класса прочности метрических шестигранных гаек
Шестигранная гайка. |
Шестигранная гайка. |
Торцы метрических шпилек также маркируются в соответствии с классом их прочности. Крупные шпильки маркируются цифровым кодом, тогда как на более мелкие наносится маркировка в виде геометрической фигуры.
Маркировка класса прочности метрических шпилек
1 ЗНАК — Класс прочности 10.9 |
Следует заметить, что значительная часть крепежа, в особенности класса прочности от 0 до 2, вообще не маркируется. В этом случае единственным способом отличия стандартного крепежа от метрического является измерение шага резьбы, или сравнивание резьбы с однозначно идентифицированной.
Стандартный крепеж часто называют также, в противоположность метрическому, крепежом стандарта SAE, однако, следует помнить, что под классификацию SAE попадает лишь мелкий крепеж. Крупный крепеж с неметрической резьбой является крепежом американского стандарта (USS).
Так как крепеж одного и того же геометрического размера (как стандартный, так и метрический) может иметь различные классы прочности, при замене на автомобиле болтов, гаек и шпилек следует уделять внимание соответствию класса прочности устанавливаемого нового крепежа классу прочности старого.
ПроцеДypa и порядок затягивания резьбовых соединений
Затягивание большей части резьбовых соединений следует производить с усилиями, определяемыми требованиями Спецификаций, приводимых в начале каждой Главы данного Руководства (под усилием затягивания крепежа следует понимать прикладываемый к нему при затягивании крутящий момент). Ниже усилие затягивания будет называться также моментом затяжки крепежа. Затягивание с чрезмерным усилием может привести к нарушению целостности крепежа, тогда как недотягивание его ведет к ненадежности соединения сопрягаемых компонентов. Болты, винты и шпильки, в зависимости от материала, из которого они изготовлены и диаметра резьбовой части, обычно имеют строго определенные допустимые моменты затяжки, многие из которых, как уже упоминалось выше, приведены в Спецификациях в начале каждой Главы. Строго придерживайтесь приведенных рекомендаций по моментам затяжки применяемого на автомобиле крепежа. Для затягивания крепежа, не упомянутого в Спецификациях, следует пользоваться приведенной ниже картой допустимых моментов вращения. Приведенные в таблице значения ориентированы на крепеж классов прочности 2 и 3 (крепеж более высокого класса допускает затягивание с большим усилием), кроме того, подразумевается, что производится затягивание сухого (с несмазанной резьбой) крепежа в стальную или литую (не алюминиевую) деталь.
Расположенный по периметру какой-либо детали крепеж (такой, как болты головки цилиндров, поддона картера и различных крышек), во избежание деформации детали должен отдаваться и затягиваться в строго определенном порядке. Порядок затягивания и отдавания такого крепежа приведен в соответствующих Главах Руководства. Если специальный порядок не оговорен, то во избежание искривления компонента следует придерживаться описанной ниже процедуры. На первой стадии все болты или гайки должны быть затянуты от руки. Далее, каждый из них по очереди должен быть дотянут еще на один полный оборот, причем переход од одного болта/гайки к другому должен осуществляться в диагональном порядке (крест-накрест). Далее, вернувшись к первому болту/гайке, следует повторить процедуру в том же порядке, затягивая крепеж еще на пол-оборота. Продолжайте действовать в той же манере, затягивая каждый болт/гайку на этот раз уже на четверть оборота за один подход до тех пор, пока все они не окажутся затянутыми с требуемым усилием. При отдавании крепежа так же следует придерживаться описанной процедуры, но действуя в обратном порядке.
Разборка компонентов
Разборка всех компонентов должна осуществляться в такой манере, чтобы при сборке каждая деталь могла быть установлена на свое прежнее место и правильным образом. Запоминайте хаpaктерные особенности внешнего вида, в случае необходимости производите посадочную маркировку деталей, установка которых на место может быть произведена неоднозначным образом (к таким элементам относится, например, оснащенная канавкой упopная шайба на валу). Хорошей идеей будет расположение снятых деталей на чистой рабочей поверхности в том порядке, в каком производилось их снятие. Полезным окажется также составление простейших схематических зарисовок или пошаговое фотографирование подлежащего демонтажу компонента.
При снятии крепежа старайтесь производить маркировку его первоначального положения на сборке. Часто, немедленная установка крепежа и шайб на прежнее место после снятия соответствующей детали позволяет избежать пyтaницы при сборке. При отсутствии такой возможности, весь крепеж следует складывать в специально подготовленный для этой цели разбитый на секции и соответственно промаркированный ящик, или просто по отдельным промаркированным коробочкам. Такой образ действий оказывается особенно полезным при работе с компонентами, состоящими из множества мелких деталей, такими как элементы системы впрыска, генератор, клапанный механизм, панель приборов или элементы декоративной обивки салона.
При отсоединении электрических контактов и разъемов следует уделить внимание маркировке проводов или жгутов с помощью изоляционной ленты с нанесенным на нее цифровым или буквенным кодом.
Прокладочные поверхности
На всех автомобилях прокладки применяются для герметизации места стыка сопрягаемых поверхностей двух или более деталей и служат для предотвращения утечек масел и жидкостей и поддержания внутри сборки повышенного давления или разрежения.
Часто такие прокладки перед установкой покрываются жидким или пастообразным уплотнительным компаундом. Часто под воздействием времени, температур или давления происходит настолько сильное “прикипание” друг к другу сопрягаемых поверхностей, что разделение деталей становится трудновыполнимой задачей. Во многих случаях демонтажу таких сборок помогает обстукивание их снаружи по периметру места стыка молотком с мягким бойком. Можно воспользоваться для этой цели также и обычным молотком, нанося удары через деревянную или пластиковую проставку. Не следует производить обстукивание литых корпусов и хрупких компонентов. При возникновении такого рода затруднений всегда в первую очередь проверяйте весь ли крепеж снят.
Избегайте применения для разделения деталей отвертку или монтировку, вводя их между сопрягаемыми поверхностями, так как уплотнительные поверхности при этом легко могут быть повреждены, что в дальнейшем может явиться причиной возникновения утечек. Если подрычаживания “прикипевших” элементов сборки избежать невозможно, пользуйтесь для этой цели ручкой от старой сметки, но помните при этом, что после все образовавшиеся щепки должны быть тщательно удалены с сопрягаемых поверхностей и изнутри сборки.
После разделения деталей их сопрягаемые поверхности должны быть тщательно зачищены с соскабливанием следов материала старой прокладки. Затвердевшие фрагменты старой прокладки могут быть предварительно размягчены с помощью преобразователя ржавчины или специального химического состава, после чего удалены с сопрягаемой поверхности скребком. В качестве скребка в данном случае может быть использован отрезок медной трубки с расплющенным и заостренным концом. Использование для этой цели именно медной трубки рекомендуется, так как медь обычно мягче применяемых в автомобиле материалов, что снижает риск повреждения сопрягаемой поверхности. Некоторые прокладки легко могут быть удалены с помощью медной щетки, однако, не зависимо от применяемого метода, сопрягаемые поверхности должны стать абсолютно чистыми и гладкими. Если по какой-либо причине сопрягаемая поверхность оказалась оцарапанной, перед сборкой компонентов заполните царапину прокладочным герметиком. В большинстве случаев следует пользоваться не застывающим (или полузастывающим) герметиком.
Советы по снятию шлангов
Если Ваш автомобиль оборудован системой кондиционирования воздуха, ни в коем случае не отсоединяйте от компонентов кондиционера никакие шланги до тех пор, пока система не будет разряжена в представительском отделении компании BMW или специалистом по системам кондиционирования воздуха мастерской автосервиса |
Меры предосторожностей, которые следует соблюдать при снятии шлангов, очень близки к таковым при снятии прокладок. Избегайте повреждения поверхностей штуцеров и патрубков, на которые одеваются шланги, так как это может явиться причиной возникновения утечек. В особой мере это относится к процедуре снятия шлангов радиатора. Вследствие различных химических реакций происходит “прикипание” резины шлангов к сопрягаемым поверхностям штуцеров и патрубков. Для снятия шланга в первую очередь ослабьте хомут крепления его на штуцере. Затем щипцами со скользящим шарниром ухватите шланг вблизи хомута и начинайте вращать его на штуцере/присоединительном патрубке вправо-влево. Продолжайте эту процедуру до полного освобождения шланга, затем снимите шланг со штуцера. Небольшое количество силиконовой или другой смазки облегчит процедуру, если она может быть введена в зазор между штуцером и шлангом. Для облегчения процедуры установки шланга смажьте внутреннюю поверхность шланга и наружную поверхность штуцера.
Как крайнее средство, или в случае однозначной необходимости замены шланга на новый, надетый на штуцер конец шланга для снятия может быть разрезан ножом и затем отделен от поверхности штуцера. При этом старайтесь не повредить ножом металл штуцера/под соединительного патрубка.
В случае повреждения хомута крепления шланга замените его на новый. Хомуты скручиваемого типа обычно ослабевают с течением времени, поэтому, вне зависимости от их состояния, при случае их лучше заменить на хомуты винтового типа.
Инструмент
Выбор хорошего инструмента является одним из основных требований для каждого, кто планирует самостоятельное выполнение процедур технического обслуживания или ремонта автомобиля. На первый взгляд затраты, связанные с приобретением требуемого комплекта инструментов, могут показаться слишком большими, однако при сравнивании их с расходами, сопряженными с выполнением процедур текущего обслуживания и простейшего ремонта автомобиля на станции техобслуживания, окажутся вполне разумными.
Для того, чтобы помочь среднестатистическому автолюбителю в выборе инструмента, необходимого при проведении различных процедур по уходу за автомобилем, описанных в данном Руководстве, ниже приводятся списки трех наборов инструментов, условно озаглавленные как: набор инструментов для текущего обслуживания и минимального ремонта; набор инструментов для общего и капитального ремонта и специальный инструмент. Владельцы автомобилей, не имеющие пpaктического опыта проведения механических работ, должны начинать с выполнения процедур, ограниченных применением инструментов из первого списка, повышая при этом свою квалификацию и постепенно расширяя диапазон применяемого инструмента. По мере приобретения опыта можно перейти к выполнению более сложных задач, дополняя имеющийся на руках набор инструментов. Спустя некоторое время полученные навыки позволят приступить к выполнению более сложных работ, требующих применения инструмента из второго списка (для общего и капитального ремонта автомобиля). Когда Ваша квалификация начнет позволять экономить значительные средства на самостоятельном выполнении сложных ремонтных процедур, можно подумать о приобретении специального инструмента.
Набор инструментов по текущему обслуживанию и минимальному ремонту автомобиля
Приведенный ниже список включает в себя минимум необходимых для выполнения процедур текущего обслуживания и незначительного ремонта автомобиля инструментов. Рекомендуется приобретение комплекта комбинированных гаечных ключей (с обычной рожковой головкой на одном конце и с накидной на другом). Несмотря на большую стоимость такого комплекта по сравнению со стоимостью набора обычных рожковых ключей, затраты будут оправданы, т.к. данные ключи обладают преимуществами обоих типов.
– Комплект комбинированных ключей
• (1/4 – 1 дюйм; 6 – 19 мм)
• Разводной ключ
• Свечной ключ (с резиновой вставкой)
– Инструмент для регулировки свечного зазора
– Набор измерительных щупов
– Ниппельный ключ для прокачки тормозов
– Отвертки:
• С плоским жалом (150 мм длиной и 8 мм в диаметре)
• С крестовым жалом (№ 2 х 6 дюймов (150 мм длиной)
– Комбинированные плоскогубцы
– Ножовка по металлу с набором полотен
– Манометр для измерения давления в шинах
– Смaзoчный пистолет (шприц)
– Канистра под масло
– Тонкая наждачная бумага
– Проволочная щетка
– Инструмент для зачистки клемм и контактов проводов батареи
– Ключ для снятия масляного фильтра
– Воронка (среднего размера)
– Подпорки для фиксации автомобиля в поднятом состоянии (2)
– Сливная емкость
Если в процедуры текущего обслуживания входит проведение базовых регулировок, понадобится также приобретение хорошего качества стробоскопа и комбинированного тахометра/инструмента для измерения длительности замкнутого состояния контактов прерывателя. Несмотря на то, что эти инструменты входят в состав списка специальных инструментов, упоминание о них здесь приведено в виду абсолютной необходимости их применения для проведения качественной настройки зажигания двигателя, являющейся частью процедур текущего обслуживания автомобиля. |
Набор инструментов для общего и капитального ремонта автомобиля
Данный инструмент необходим при проведении любых операций по ремонту двигателя автомобиля и предлагается в дополнение к первому списку. В данный список входит полный комплект сменных торцевых головок. При значительной стоимости, набор сменных головок приносит неоценимую пользу, благодаря своей универсальности и удобству в обращении, – в особенности в сочетании с входящими в комплект различного типа приводами. Рекомендуется предпочтительно пользоваться приводами сечением 1/2 дюйма (а не 3/8 дюйма), т.к. они, хоть и являются более дорогостоящими, могут быть использованы пpaктически с любым типом динамометрических ключей (в идеале, хороший механик должен иметь в своем распоряжении оба типа приводов). Более дешевой альтернативой комплекту сменных торцевых головок является набор трубчатых ключей.
– Комплект сменных торцевых головок (включая головки типа “Torх”) или трубчатых ключей, размеров, соответствующих размерам гаечных ключей из предыдущего списка
– Храповой реверсивный привод (для использования со сменными торцевыми головками)
– Ворот длиной 250 мм
– Универсальный (карданного типа) шарнир (для использования с торцевыми головками)
– Динамометрический ключ (с приводом того же размера, что и для сменных торцевых головок)
– Молоток с круглым бойком – 8 унций (около 230 г)
– Молоток с мягким бойком (пластиковым или резиновым) (киянка)
– Отвертки:
• С плоским жалом (длиной 150 мм и около 6.5 мм в диаметре)
• С плоским жалом (прочная № 2, 8 мм)
• С крестовым жалом (№ 3 х 8 дюймов (203 мм))
• С крестовым жалом (прочная № 2)
– Прижимные клещи
– Плоскогубцы:
• Для электриков (с изолированными ручками)
• Узконосые (острогубцы)
• Для стопopных колец (внутренних и внешних)
– Зубило – 1/2 дюйма (13 мм)
– Скребок (изготовленный из расплющенной и заостренной с одного конца медной трубки)
– Скрайбер (чертилка)
– Кернер
– Бородки с тонким жалом (1.6, 3.2, 4.8 мм)
– Стальная линейка/измеритель плоскостности
– Комплект ключей-шестигранников (Allen) (для головок с внутренним шестигранником)
– Набор напильников
– Проволочная щетка (большая)
– Второй комплект подпорок
– Домкрат (гидравлического или ножничного типа)
Еще одним постоянно требующимся инструментом является электродрель с патроном на 3/8 дюйма (до 9.5 мм) с комплектом хорошего качества сверл. |
Специальный инструмент
В данный список попадают инструменты, являющиеся в достаточной мере дорогостоящими, не требующиеся регулярно, или требующие при пользовании выполнения инструкций изготовителей. Если в сферу Вашей деятельности не входит частое выполнение сложных механических операций, приобретение такого инструмента будет плохим вложением средств. Разумно приобретать его в складчину с друзьями или брать на прокат в мастерских автосервиса.
В список внесены только те инструменты, которые можно найти в розничной торговле или которые выпускаются для распределения по дилерским отделениям фирм. Иногда в тексте Руководства Вы найдете ссылки на такие специальные инструменты. Обычно авторы стараются параллельно предложить альтернативный метод, позволяющий избежать обязательного применения труднодоступного инструмента. В случае если избежать применения специального инструмента невозможно, а приобретение его в пользование проблематично, выполнение соответствующих работ лучше доверить специалистам автосервиса.
– Инструмент для сжатия клапанных пружин
– Приспособление для прочистки канавок поршневых колец
– Инструмент для обжимания поршневых колец
– Инструмент для установки поршневых колец
– Измеритель степени сжатия газов в цилиндрах (компрессометр)
– Зенкер для обработки краев цилиндров
– Хон для обработки зеркал цилиндров
– Измеритель диаметра цилиндров
– Микрометр (микрометры) и/или циферблатный штангенциркуль
– Инструмент для снятия гидравлических толкателей
– Отделитель шаровых шарниров
– Съемник универсального типа
– Ударная отвертка
– Набор циферблатного измерителя
– Стробоскоп (с индуктивным датчиком)
– Ручной комбинированный насос (вакуумный/нагнетательный)
– Тахометр/инструмент для измерения длительности замкнутого состояния контактов прерывателя
– Универсальный тестер для электрических измерений
– Подъемный такелаж
– Инструмент для снятия/установки тормозных пружин
– Напольный домкрат
Приобретение инструмента
Новичку-механику в плане приобретения необходимого инструмента для выполнения процедур текущего обслуживания и ремонта автомобиля могут быть предложены несколько пpaктических советов. При подготовке к проведению процедур текущего обслуживания или минимального ремонта автомобиля разумно приобретать инструмент по отдельности. С другой стороны, в случае планирования широких работ, проще и надежнее купить комплект современного инструмента в магазине розничной сети. Приобретение комплекта обычно обходится несколько дешевле индивидуальных покупок и часто дополняется приложенным инструментальным ящиком. В дальнейшем, для расширения выбора, могут быть докуплены отдельные инструменты, дополнительные комплекты и инструментальный ящик большего размера. Постепенное расширение комплекта инструментов позволит растянуть затраты и определиться в выборе действительно необходимых инструментов.
Специализированные инструментальные магазины являются единственным источником приобретения некоторых специальных инструментов, но, независимо от источника, избегайте дешевых покупок, в особенности при выборе отверток и сменных торцевых головок, так как срок их службы наверняка окажется непродолжительным. Затраты связанные с заменой и восстановлением дешевого инструмента в результате окажутся несравнимо более значительными, чем затраты на однократное приобретение качественного товара.
Уход за инструментом и его хранение
Хороший инструмент является ценным вложением средств, поэтому разумно позаботиться о том, чтобы содержать его в чистоте и постоянной готовности к работе. После пользования инструментом, перед тем как сложить его в место хранения, всегда тщательно протирайте его поверхность чистой сухой ветошью, удаляя с нее следы грязи, смазки и остатки металлических частиц. Никогда не оставляйте инструмент разбросанным на рабочем месте. После завершения работ внимательно проверяйте прострaнcтво под капотом и под автомобилем на наличие забытого инструмента.
Для хранения такого инструмента, как отвертки, плоскогубцы, молотки и т.п. идеально подходит инструментальная гребенка, закрепленная в удобном месте на стене гаража. Наборы гаечных ключей и сменных торцевых головок следует хранить в металлических ящиках. Измерительный инструмент должен храниться в недоступных воздействию коррозии, сухих и чистых местах.
Всегда следует уделять внимание состоянию рабочих поверхностей инструмента. Ударная часть бойка молотка в процессе работы подвержена расклепыванию, отвертки со временем теряют заточку своих жал. Не скупитесь уделить немного времени и внимания на то, чтобы с помощью наждачной бумаги или напильника удалить расклепы и привести в порядок режущие кромки. Необратимо изношенный или поврежденный инструмент заменяйте.
При тщательном уходе инструмент прослужит Вам верой и правдой в течение очень длительного срока.
Оборудование рабочего места
Говоря об инструменте, нельзя не вспомнить об оборудовании рабочего места. Если предстоит проведение более серьезной работы, чем простое техническое обслуживание, следует позаботиться о подготовке подходящей рабочей площадки.
Приходится признать, что многие автолюбители вынуждены производить снятие двигателя и другие подобные работы далеко не в условиях гаража или мастерской. Однако, в любом случае важным требованием является наличие крыши или тента.
По возможности, любые процедуры по разборке частей систем автомобиля должны производиться на чистом плоском верстаке, или прочном столе удобной высоты. Верстак обязательно должен быть оборудован тисками. Достаточным является наличие тисков с раскрытием губок до 100 мм и с мягкими накладками на губки.
Как уже упоминалось выше, на рабочей площадке должно быть оборудовано чистое сухое место для хранения инструмента, смaзoчных и очистительных жидкостей, шпаклевок, лакокрасочных материалов и т.п.
Следует заметить, что совершенно необходимым инструментом является электродрель, следовательно, рабочая площадка должна быть оборудована источником питания для ее подключения. Наличие дрели с патроном до 9.5 мм и набором качественных сверл в значительной мере облегчит проведение многих процедур.
Наконец, на рабочем месте всегда должен иметься достаточный запас старых газет и чистой, не ворсящейся ветоши, предназначенный для чистки рабочей площадки, инструмента и деталей автомобиля.
Отработку следует сдавать в центры по утилизации в герметичной таре.
Никогда не производите никакие работы на неприкрытой окрашенной поверхности автомобиля, пользуйтесь защитными накладками на крылья, или, на худой конец, покрывайте полированные поверхности старыми одеялами.
Исполнительный орган Электронный транзисторный коммутатор В электронном коммутаторе находится мощный транзистор, который включает и выключает подачу тока......
27 04 2024 15:28:33
Проверка состояния компонентов системы питания Не следует забывать, что бензин является в высшей мере огнеопасной жидкостью! При обслуживании компонентов......
26 04 2024 6:18:29
11.1. Технические сведения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Углы установки колес Переднее колесо: – угол схождения 0 ± 0,5 мм положительного схождения – угол развала 0° ±......
25 04 2024 14:25:54
Системы электрооборудования двигателя Спецификации Отдельные хаpaктеристики приведены также в тексте Главы и в случае обязательности их выполнения......
24 04 2024 7:12:33
5.3.3. Сброс давления в топливной системе ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Во время работы с элементами топливной системы соблюдайте все правила пожарной......
23 04 2024 3:29:14
Щетки стеклоочистителя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Проверьте состояние щеток стеклоочистителя. Если щетки стеклоочистителя повреждены или изношены, их необходимо......
22 04 2024 1:23:12
Снятие и установка комбинированного клапана (регулятора) Данная процеДypa не должна производиться в домашних условиях. Снятие и установка регулятора не......
21 04 2024 8:15:36
Снятие и установка кармана со стороны водителя СНЯТИЕ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините боковую крышку блока пpeдoxpaнителей и снимите ее. 2. Выверните 4......
20 04 2024 9:51:10
Снятие и установка сборки поворотного кулака со ступицей Помните, что выpaбатываемая в процессе работы тормозных механизмов пыль может содержать......
19 04 2024 7:37:53
Проверка двигателя вентилятора Дополнительными проводами подайте напряжение от аккумуляторной батареи к контактам и разъема двигателя вентилятора. Если......
18 04 2024 7:28:47
Автомобильные химикалии, масла и смазки В продажу поступает множество химикалий, масел и смaзoк, необходимых для применения в ходе выполнения процедур......
17 04 2024 20:35:11
14.4. Промежуточный вал Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите правый приводной вал. 2. Отвинтите болты крепления опopного подшипника промежуточного вала к......
16 04 2024 19:52:36
13.10. Разборка и сборка насоса усилителя рулевого управления (FE DOHC) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Насос усилителя рулевого управления, устанавливаемый с двигателем......
15 04 2024 7:13:55
13.25. Передний бампер Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите внутреннее крыло автомобиля. 2. Выкрутите болты держателя на правой и левой стороне. 3.......
14 04 2024 17:36:29
Регулировка геометрии передней подвески и рулевого привода - общая информация Для измерения и регулировки углов установки передних колес требуются......
13 04 2024 14:53:22
3.3.8. Замена зубчатого ремня ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Замену зубчатого ремня необходимо производить на холодном двигателе. Снятие ПОРЯДОК......
12 04 2024 22:18:29
Проверка состояния системы выпуска отработавших газов ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Проверка должна производиться при холодном двигателе, поэтому лучше заняться ею......
11 04 2024 0:43:10
Электрооборудование двигателя Общая информация и меры предосторожности В состав электрооборудования двигателя входят компоненты систем зажигания, заряда......
10 04 2024 8:24:32
Регулировка шарниров капота ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Перемещая капот, отрегулируйте его положение таким образом, чтобы при закрытом капоте зазор по периметру......
09 04 2024 20:14:14
Снятие и установка крышки верхней части центральной консоли Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините отрицательный кабель (-) аккумуляторной батареи при......
08 04 2024 5:55:42
1.10.22. Контрольные лампы ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Дальний свет Горит при включенном дальнем свете фар и при включении светового сигнала. Давление масла......
07 04 2024 12:52:59
2.1.8. Щетки стеклоочистителя ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Проверьте состояние щеток стеклоочистителя. 2. Если щетки стеклоочистителя повреждены или изношены,......
06 04 2024 18:52:28
Снятие и установка центральной (консольной) секции панели приборов Детали установки центральной (консольной) секции панели приборов (на примере моделей с......
05 04 2024 21:22:51
Дополнительный впрыск топлива На некоторых версиях каталитических нейтрализаторов NOx дополнительный впрыск топлива может привести к догоранию NOx. Это......
04 04 2024 4:29:14
8.1.4. Тросовый привод переключения передач (коробка передач ML5T) Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите корпус воздушного фильтра. 2. Снимите центральную......
03 04 2024 10:45:47
3.4.7. Датчики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ДАТЧИК УКАЗАТЕЛЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ЖИДКОСТИ Датчики системы охлаждения на двигателях 2,0 и 2,6 л 1. Термопереключатель 2. Датчик......
02 04 2024 9:45:12
2.46.2. Диагностика неисправностей по шумам и стукам ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Повышенный шум механизма газораспределения – Низкое давление масла. Произвести......
01 04 2024 10:16:13
13.12.2. Конденсатор ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Разбирайте соединения конденсатора, не прилагая значительных усилий, затягивайте их не превышая......
31 03 2024 0:23:34
12.26. Трубопроводы гидроцилиндра Снять или отсоединить ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Рулевой механизм в сборе. См. рис. Реечный рулевой механизм с......
30 03 2024 21:40:21
10.12. Переключатель O/D Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Включите зажигание. 2. Убедитесь, что индикатор O/D OFF не подсвечивается. Нажмите переключатель......
29 03 2024 17:33:33
1.3.1.4. Проверка аккумулятора ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждения При наличии в радиоприемнике кода против воровства перед отсоединением аккумулятора......
28 03 2024 17:17:42
8.5. Рабочий цилиндр сцепления 1 – пустотелый соединительный болт; 2 – прокладка; 3 – соединитель; 4 – пластина клапана; 5 – пружина; 6 – рабочий цилиндр......
27 03 2024 14:25:40
Снятие и установка воздушного насоса, - М112/113 Детали установки воздушного насоса на моделях с двигателями серий 112 и 113 Стрелка — Контактный разъем......
26 03 2024 12:43:46
Снятие и установка панелей внутренней обивки дверей Для защиты рук от порезов при выполнении процедур сквозь отверстия доступа в дверной раме надевайте......
25 03 2024 20:24:59
7.2.4. Тросик дроссельной заслонки ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Регулировочный механизм тросика дроссельной заслонки 1. Резиновый чехол 2. Регулировочная гайка 3.......
24 03 2024 23:23:16
16.6. Проверка при проворачивании коленчатого вала не прогретого двигателя ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Подсоедините щупы цифрового вольтметра к клеммам......
23 03 2024 9:30:13
11.2.2. Ключ к электросхемам ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ N Описание Трасса E1 Габаритный фонарь, левый 338 E2 Задний фонарь, левый 341 E3 Освещение номерного знака......
22 03 2024 17:53:14
3.2.14. Сборка головки блока цилиндров ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Перед сборкой головка цилиндров должна быть полностью очищена. 2. Если головка сдавалась в......
21 03 2024 13:45:51
4.10. Проверка и установка фаз газораспределения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Механизм привода газораспределения 1 – зубчатый ремень; 2 – механизм натяжения; 3 – болт......
20 03 2024 14:29:26
Снятие, проверка и установка ступицы переднего колеса Снятие Детали установки ступицы переднего колеса 5a — Цапфа 9 — Ступица 9d — Гайка 9e — Крышка......
19 03 2024 23:43:41
Снятие, установка и регулировка окна Чтобы иметь возможность перемещения окна двери при снятой боковой подушке безопасности, необходимо кратковременно......
18 03 2024 13:37:39
Часы ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Цифровые часы показывают время, если ключ в замке зажигания установлен в положение «ACC» или «ON». Для установки часов нажимайте на......
17 03 2024 5:21:13
10.5. Суппорт дискового тормоза ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Рекомендуется приобрести восстановленные суппорты в обмен на снятые. Если принято решение о......
16 03 2024 5:17:41
Снятие и установка датчика резерва топлива и топливного насоса У BMW 5-й серии в каждом отсеке топливного бака находится по одному датчику резерва. Для......
15 03 2024 14:43:27
10.3. Диагностика ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Heнopмaльная работа коробки передач может быть вызвана следующими причинами: – некачественной регулировкой; –......
14 03 2024 20:12:31
Снятие и установка электрического стеклоподъемника СНЯТИЕ 1. Снимите оконное стекло. 2. Расстыкуйте штекерное соединение стеклоподъемника. 3. Снимите......
13 03 2024 1:36:56
3.1.21.3. Демонтаж двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Если было принято решение о демонтаже двигателя для проведения капитального ремонта, или ремонта основных......
12 03 2024 5:59:24
3.2.6. Сборка головки блока цилиндров ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Очистите все детали головки цилиндров и разложите их на верстаке так, чтобы они лежали в......
11 03 2024 4:15:13
8.1. Механическая коробка передач ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Коробка передач размещена в картере из алюминиевого сплава и прикреплена к левому концу двигателя. Она......
10 03 2024 20:13:11
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Поскольку невозможно включить в руководство схемы электрооборудования автомобилей всех моделей и годов выпуска, которые описываются в этом......
09 03 2024 7:18:42
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::