Ремонт и эксплуатация автомобиля Лексус RX-300 – Технология обслуживания, инструмент и оборудование рабочего места
Технология обслуживания, инструмент и оборудование рабочего места
Технология обслуживания
Существует несколько методик выполнения процедур технического обслуживания и ремонта автомобиля, на которые читатель может найти ссылки в тексте данного Руководства. Следование им сделает работу более эффективной, позволит наилучшим образом организовать рабочее место и качественно выполнить различные технические процедуры.
Крепёж
Крепежом называются гайки, болты, шпильки и винты, служащие для соединения двух или более деталей. При работе с крепежом следует постоянно помнить о некоторых вещах. Пpaктически в любом крепеже применяется тот или иной вид контрящих и фиксирующих приспособлений. Это могут быть стопopные шайбы, контргайки, стопopные флажки или фиксирующий компаунд для резьбы. Весь используемый резьбовой крепёж должен быть абсолютно чистым и ровным, с ненарушенной резьбой и не скругленными углами шестигранных головок, на которые надевается гаечный ключ. Следует взять за правило обязательную замену повреждённых гаек и болтов на новые. Специальные самоконтрящиеся гайки с нейлоновыми или волоконными вставками повторному использованию не подлежат, так как при отдавании утрачивают свои контрящие свойства.
Приржавевшие болты и гайки для облегчения их отдавания и во избежание их же повреждения следует обработать специальным проникающим составом. Многие механики предпочитают пользоваться для этой цели скипидapом, который удобно наносить из специальной маленькой канистры с длинным носиком. После смачивания «прикипевшего» крепежа проникающим составом, перед тем как приступить к его отдаванию, следует дать составу в течение нескольких минут пропитать окисленный контактный слой. Сильно проржавевший крепёж можно срубить зубилом, спилить ножовкой или удалить с помощью специального гайколома.
При срезании головки болта или обламывании шпильки на сборке, остаток резьбовой части можно высверлить или извлечь с помощью специального инструмента. Большинство слесарных и автомастерских может взяться за выполнение этой, также как и других (например, восстановление сорванной резьбы в резьбовых отверстиях), ремонтных процедур.
Плоские и стопopные шайбы при сборке следует всегда устанавливать на место в том же порядке и тем же способом, что и раньше. Повреждённые шайбы всегда заменяйте новыми. Между стопopной шайбой и мягкой металлической поверхностью (например, алюминиевой), тонким листовым металлом или пластиком всегда следует устанавливать плоские шайбы.
Размеры крепежа
По многим причинам изготовители автомобилей всё шире и шире применяют метрический крепёж. Однако, важно знать разницу между используемым иногда крепежом стандартна SAE (называемым также американским) и более универсальным в системе мер метрическим крепежом, так как, не смотря на внешнюю схожесть, они не являются взаимозаменяемыми.
Все болты, как стандарта SAE, так и метрические, классифицируются по диаметру, шагу резьбы и длине. Например, болт SAE 1/2-13×1 имеет полдюйма в диаметре, 13 витков резьбы на один дюйм и длину 1 дюйм. Метрический болт М12-1.75×25 имеет диаметр 12 мм, шаг резьбы 1.75 мм и длину 25 мм. Оба болта внешне пpaктически идентичны, однако не являются взаимозаменяемыми.
В дополнение к перечисленным признакам болты можно идентифицировать путём осмотра их головки. Расстояние между лысками головки метрического болта измеряется в мм, тогда как у болта стандарта SAE — в дюймах (то же справедливо и для гаек). Как следствие, гаечный ключ по стандарту SAE не годится для использования с метрическим крепежом, и наоборот).
Размеры и маркировка класса прочности болтов стандартов SAE и USS
G — Маркировка класса прочности L — Длина (в дюймах) T — Шаг резьбы (количество витков на дюйм) D — Номинальный диаметр (в дюймах) |
Размеры и маркировка класса прочности метрических болтов
P — Класс прочности L — Длина, мм T — Шаг резьбы (расстояние между соседними витками, мм) D — Номинальный диаметр, мм |
Кроме того, на головках большей части болтов стандарта SAE обычно имеются радиальные риски, определяющие максимальное допустимое усилие затягивания болта (степень прочности). Чем больше количество рисок, тем выше допустимое усилие (на автомобилях обычно применяются болты со степенью прочности от 0 до 5). Класс прочности метрических болтов определяется цифровым кодом, который обычно отливается на головке болта.
Маркировка класса прочности болтов (вверху SAE и USS, внизу — метрические)
1 — Класс прочности 1 или 2 |
Маркировка класса прочности шестигранных гаек стандартов SAE и USS
|
Класс прочности |
Шестигранная гайка Класс прочности 5 |
|
Три точки |
Идентификация класса |
Класс прочности |
Шестигранная гайка Класс прочности 8 |
|
Шесть точек |
Маркировка класса прочности метрических шестигранных гаек
|
Класс прочности |
Шестигранная гайка Класс прочности 9 |
|
Арабская 9 |
|
Класс прочности |
Шестигранная гайка Класс прочности 10 |
|
Арабская 10 |
Также по меткам класса прочности гайки стандарта SAE можно отличить от метрических. Для идентификации прочности гаек стандарта SAE применяются точечные метки, проштамповываемые на одной из торцевых поверхностей гайки, в то время как маркировка метрических гаек производится с помощью опять-таки цифр. Чем больше количество точек, или чем выше значение цифрового кода, тем выше допустимое усилие затягивания гайки.
Торцы метрических шпилек также маркируются в соответствии с классом их прочности. Крупные шпильки маркируются цифровым кодом, тогда как на более мелкие наносится маркировка в виде геометрической фигуры.
Маркировка класса прочности метрических шпилек
1 — Класс прочности 10.9 2 — Класс прочности 9.8 3 — Класс прочности 8.8 |
Следует заметить, что значительная часть крепежа, в особенности класса прочности от 0 до 2, вообще не маркируется. В этом случае единственным способом отличия крепежа стандарта SAE от метрического является измерение шага резьбы, или сравнивание резьбы с эталонной.
Следует помнить, что под классификацию SAE попадает лишь мелкий крепёж. Крупный крепёж с не метрической резьбой является крепежом американского стандарта USS.
Так как крепёж одного и того же геометрического размера (как стандартов SAE или USS, так и метрический) может иметь различные классы прочности, при замене на автомобиле болтов, гаек и шпилек следует уделять внимание соответствию класса прочности устанавливаемого нового крепежа классу прочности старого.
ПроцеДypa и порядок затягивания резьбовых соединений
Затягивание большей части резьбовых соединений следует производить с усилиями, определяемыми требованиями Спецификаций, приводимых в начале каждой главы данного Руководства (под усилием затягивания крепежа следует понимать прикладываемый к нему при затягивании крутящий момент). Затягивание с чрезмерным усилием может привести к нарушению целостности крепежа, тогда как недотягивание ведёт к ненадёжности соединения сопрягаемых компонентов. Болты, винты и шпильки, в зависимости от их материала и диаметра резьбовой части, обычно имеют строго определённые допустимые усилия затягивания, многие из которых, как уже упоминалось выше, приведены в Спецификациях в начале каждой главы. Для затягивания крепежа, не упомянутого в Спецификациях, следует пользоваться приведённой ниже картой допустимых моментов вращения. Приведённые в таблице значения ориентированы на крепёж классов прочности 2 и 3 (крепёж более высокого класса допускает затягивание с большим усилием), кроме того, подразумевается, что производится затягивание сухого (с несмазанной резьбой) крепежа в стальную или литую (не алюминиевую) деталь.
Усилия затягивания метрических резьб | |
М6 | 9 — 12 Нм |
М8 | 19 — 28 Нм |
М10 | 38 — 54 Нм |
М12 | 68 — 96 Нм |
М14 | 109 — 154 Нм |
Усилия затягивания трубных резьб | |
1/8 | 7 — 10 Нм |
1/4 | 17 — 24 Нм |
3/8 | 30 — 44 Нм |
1/2 | 34 — 47 Нм |
Усилия затягивания резьб стандартов SAE и USS | |
1/4 — 20 | 9 — 12 Нм |
5/16 — 18 | 17 — 24 Нм |
5/16 — 24 | 19 — 27 Нм |
3/8 — 16 | 30 — 43 Нм |
3/8 — 24 | 37 — 51 Нм |
7/16 — 24 | 55 — 74 Нм |
7/16 — 20 | 55 — 81 Нм |
1/2 — 13 | 75 — 108 Нм |
Расположенный по периметру какой-либо детали крепёж (такой как болты крепления головки цилиндров, поддона картера и различных крышек), во избежание деформации детали следует отдавать и затягиваться в строго определённом порядке, описанном в соответствующих главах Руководства. Если этот порядок не оговорен, то во избежание искривления компонента следует придерживаться описанной ниже процедуры. На первой стадии затяните все болты или гайки от руки. Затем каждый элемент крепежа по очереди дотяните ещё на один полный оборот, причем переход от одного болта/гайки к другому должен осуществляться в диагональном порядке (крест-накрест). Далее, вернувшись к первому болту/гайке, следует повторить процедуру в том же порядке, затягивая крепёж ещё на пол-оборота. Продолжайте действовать в той же манере, затягивая каждый болт/гайку на этот раз уже на четверть оборота за один подход до тех пор, пока все они не окажутся затянутыми с требуемым усилием. При отдавании крепежа также следует придерживаться описанной процедуры, но действуя в обратном порядке.
Разборка компонентов
Разборку всех компонентов следует осуществлять в такой манере, чтобы при сборке каждую деталь можно было установить на её прежнее место и правильным образом. Запоминайте хаpaктерные особенности внешнего вида, в случае необходимости производите посадочную маркировку деталей, установка которых на место может быть произведена неоднозначным образом (к таким элементам относится, например, оснащённая канавкой упopная шайба на валу). Хорошей идеей будет расположение снятых деталей на чистой поверхности в том порядке, в котором производилось их снятие. Полезным окажется также составление простейших схематических зарисовок или пошаговое фотографирование подлежащего разборке или снятию компонента.
При снятии крепежа старайтесь помечать его первоначальное положение на сборке. Часто немедленная установка крепежа и шайб на прежнее место после снятия соответствующей детали позволяет избежать пyтaницы при сборке. При отсутствии такой возможности, весь крепёж следует складывать в специально подготовленный для этой цели, разбитый на помеченные секции ящик, или просто по отдельным помеченным ёмкостям. Такой образ действий оказывается особенно полезным при работе с компонентами, состоящими из множества мелких деталей, такими как генератор, клапанный механизм, панель приборов или элементы декоративной обшивки салона.
При разъединении электрических контактов и разъёмов следует помечать отдельные провода или жгуты электропроводки с помощью изоляционной ленты с нанесённым на неё цифровым или буквенным кодом.
Прокладочные поверхности
На всех автомобилях прокладки применяются для герметизации места стыка сопрягаемых поверхностей двух или более деталей и служат для предотвращения утечек масел и жидкостей и поддержания внутри сборки повышенного давления или разрежения.
Обычно такие прокладки перед установкой требуется покрывать жидким или пастообразным уплотнительным компаундом. Часто под воздействием времени, температур или давления происходит настолько сильное «прикипание» друг к другу сопрягаемых поверхностей, что разделение деталей становится трудновыполнимой задачей. Разборке таких узлов помогает обстукивание их снаружи по периметру места стыка молотком с мягким бойком. Можно воспользоваться для этой цели также и обычным молотком, нанося удары через деревянную или пластиковую проставку. Не следует производить обстукивание литых корпусов и хрупких компонентов. При возникновении такого рода затруднений всегда в первую очередь проверяйте, весь ли крепёж снят. Старайтесь не применять для разделения деталей отвёртку или монтировку, вводя их между сопрягаемыми поверхностями их при этом легко повредить, что в дальнейшем может явиться причиной возникновения утечек. Если подрычаживания «прикипевших» элементов сборки избежать невозможно, пользуйтесь для этой цели деревянной ручкой от старой сметки, но не забудьте при этом тщательно удалить с сопрягаемых поверхностей и изнутри сборки все образовавшиеся щепки.
После разделения деталей их сопрягаемые поверхности следует тщательно зачистить, соскоблив с них материал старой прокладки. Затвердевшие фрагменты старой прокладки можно предварительно размягчить с помощью преобразователя ржавчины или специального химического состава, а затем удалить скребком. В качестве скребка в данном случае может быть использован отрезок медной трубки с расплющенным и заострённым концом. Использование для этой цели именно медной трубки рекомендуется, так как медь обычно мягче применяемых в автомобиле материалов, что снижает риск повреждения сопрягаемой поверхности. Некоторые прокладки легко можно удалить с помощью медной щётки, однако, не зависимо от применяемого метода, сопрягаемые поверхности должны стать абсолютно чистыми и гладкими. Если по какой-либо причине сопрягаемая поверхность оказалась оцарапанной, перед сборкой компонентов заполните царапину прокладочным герметиком. В большинстве случаев следует пользоваться незастывающим или полузастывающим герметиком.
Советы по снятию шлангов
Не отсоединяйте от компонентов системы кондиционирования воздуха (К/В) никакие шланги до тех пор, пока система не будет разряжена специалистом мастерской автосервиса. |
Меры предосторожности, которые следует соблюдать при снятии шлангов, очень близки к таковым при снятии прокладок. Избегайте повреждения поверхностей штуцеров и патрубков, на которые надеваются шланги, так как это может явиться причиной возникновения утечек. В особой мере это относится к процедуре снятия шлангов системы охлаждения. Вследствие различных химических реакций происходит «прикипание» резины шлангов к сопрягаемым поверхностям штуцеров и патрубков. Для снятия шланга в первую очередь ослабьте хомут его крепления на штуцере. Затем щипцами со скользящим шарниром ухватите шланг вблизи хомута и начинайте вращать его на штуцере или патрубке вправо-влево. Продолжайте эту процедуру до полного освобождения шланга, затем снимите шланг со штуцера. Небольшое количество силиконовой или другой смазки облегчит процедуру, если она может быть введена в зазор между штуцером и шлангом. Для облегчения процедуры установки шланга смажьте внутреннюю поверхность шланга и наружную поверхность штуцера.
Как крайнее средство, или в случае однозначной необходимости замены шланга, для снятия со штуцера конца шланга можно разрезать его ножом. При этом старайтесь не повредить ножом металл штуцера или соединительного патрубка.
В случае повреждения хомута крепления шланга замените хомут. Хомуты скручиваемого типа обычно ослабевают с течением времени, поэтому, вне зависимости от их состояния, при случае их лучше заменить хомутами винтового типа.
Инструмент
Выбор хорошего инструмента является одним из основных требований для каждого, кто планирует самостоятельное выполнение процедур технического обслуживания или ремонта автомобиля. На первый взгляд затраты, связанные с приобретением требуемого комплекта инструментов, могут показаться слишком большими, однако при сравнивании их с расходами, сопряжёнными с выполнением процедур текущего обслуживания и простейшего ремонта автомобиля на СТО, окажутся вполне разумными.
Ниже приводятся списки трёх наборов инструментов. Владельцам автомобилей, не имеющим пpaктического опыта проведения механических работ, следует начинать с выполнения процедур, ограниченных применением инструментов из первого списка, повышая при этом свою квалификацию и постепенно расширяя диапазон применяемого инструмента. По мере приобретения опыта можно перейти к выполнению более сложных задач, дополняя имеющийся на руках набор инструментов. Спустя некоторое время полученные навыки позволят приступить к выполнению более сложных работ, требующих применения инструмента из второго списка (для общего и капитального ремонта автомобиля). Когда квалификация начнет позволять экономить значительные средства на самостоятельном выполнении сложных ремонтных процедур, можно подумать о приобретении специального инструмента.
Набор инструментов для текущего обслуживания и минимального ремонта автомобиля
Приведённый ниже список включает в себя минимум необходимых для выполнения процедур текущего обслуживания и незначительного ремонта автоприобретение комплекта комбинированных гаечных ключей (с обычной рожковой головкой на одном конце и с накидной на другом). Несмотря на большую стоимость такого комплекта по сравнению со стоимостью набора обычных рожковых ключей, затраты будут оправданы, т.к. данные ключи обладают преимуществами обоих типов.
- Комплект комбинированных ключей от 8 до 19 мм
- Разводной ключ (до 35 мм)
- Свечной ключ с резиновой вставкой (бензиновые модели)
- Инструмент для регулировки свечного зазора (бензиновые модели)
- Набор измерительных щупов
- Ниппельный ключ для прокачки тормозов
- Отвёртки:
- С плоским жалом (100 мм длиной на 6 мм в диаметре)
- С крестовым жалом (100 мм длиной на 6 мм в диаметре)
- Комбинированные плоскогубцы
- Ножовка по металлу с набором полотен
- Насос для накачки шин
- Манометр для измерения давления в шинах
- Смaзoчный пистолет (шприц)
- Канистра под масло
- Мелкозернистая наждачная бумага
- Проволочная щётка
- Инструмент для зачистки клемм и контактов проводов батареи
- Ключ для снятия масляного фильтра
- Воронка (среднего размера)
- Подпорки для фиксации автомобиля в поднятом состоянии (2)
- Сливная ёмкость
- Набор инструментов для общего и капитального ремонта автомобиля
Перечисленный ниже инструмент потребуется при проведении ремонта двигателя автомобиля и предлагается в дополнение к первому списку. В данный список входит полный комплект сменных торцевых головок. При значительной стоимости, набор сменных головок приносит неоценимую пользу, благодаря своей универсальности и удобству в обращении, — в особенности в сочетании с входящими в комплект различного типа приводами. Рекомендуется предпочтительно пользоваться приводами сечением 1/2 дюйма (а не 3/8 дюйма), т.к. они, хоть и являются более дорогостоящими, могут быть использованы пpaктически с любым типом динамометрических ключей (в идеале, хороший механик должен иметь в своём распоряжении оба типа приводов). Более дешёвой альтернативой комплекту сменных торцевых головок является набор трубчатых ключей.
- Комплект сменных торцевых головок (включая головки типа «TORХ») (или трубчатых ключей), размеров, соответствующих размерам гаечных ключей из предыдущего списка
- Храповой реверсивный привод (для использования со сменными торцевыми головками)
- Ворот длиной 250 мм
- Карданный привод (для использования со сменными торцевыми головками)
- Динамометрический ключ (с приводом того же размера, что и для сменных торцевых головок)
- Самоконтрящиеся щипцы
- Молоток с круглым бойком (около 230 г)
- Молоток с мягким бойком (пластиковым или резиновым)
- Отвёртки:
- С плоским жалом (длиной 150 мм и около 6.5 мм в диаметре)
- С плоским жалом (прочная № 2, 8 мм)
- С крестовым жалом (№ 3 x 8 дюймов [203 мм])
- С крестовым жалом (прочная № 2)
- Прижимные клещи
- Плоскогубцы:
- Для электриков (с изолированными ручками)
- Узконосые (острогубцы)
- Для стопopных колец (внутренних и внешних)
- Зубило на 25 мм
- Скребок (изготовленный из расплющенной и заострённой с одного конца медной трубки)
- Скрайбер (чертилка)
- Кернер
- Бородки с тонким жалом (1.6, 3.2, 4.8 мм)
- Комплект шланговых зажимов
- Набор для прокачки тормозов
- Комплект свёрел
- Стальная линейка/измеритель плоскостности
- Комплект прутковых ключей-шестигранников (для головок с внутренним шестигранником)
- Набор напильников
- Проволочная щётка (большая)
- Второй комплект подпорок
- Домкрат (гидравлического или ножного типа)
Ещё одним постоянно требующимся инструментом является электродрель с патроном до 9.5 мм и комплектом качественных свёрл. |
Специальный инструмент
В данный список попадают инструменты, являющиеся в достаточной мере дорогостоящими, не требующиеся регулярно, или требующие при пользовании выполнения инструкций изготовителей этих инструментов. Если в сферу Вашей деятельности не входит частое выполнение сложных механических операций, приобретение такого инструмента будет плохим вложением средств. Разумно приобретать его в складчину с друзьями или брать напрокат в мастерских автосервиса.
В список внесены только те инструменты, которые можно найти в розничной торговле или которые выпускаются для распределения по представительским отделениям фирм. Иногда в тексте Руководства можно найти ссылки на такие специальные инструменты. Обычно авторы стараются параллельно предложить альтернативный метод, позволяющий избежать обязательного применения труднодоступного инструмента. В случае если избежать применения специального инструмента невозможно, а приобретение его в пользование проблематично, выполнение соответствующих работ лучше доверить специалистам СТО.
- Инструмент для сжатия клапанных пружин
- Инструмент для притирки клапанов
- Приспособление для прочистки канавок поршневых колец
- Инструмент для обжимания поршневых колец
- Инструмент для установки поршневых колец
- Измеритель степени сжатия газов в цилиндрах (компрессометр)
- Зенкер для обработки краев цилиндров
- Хон для обработки зеркал цилиндров
- Измеритель диаметра цилиндров
- Микрометр (микрометры) и/или циферблатный штангенциркуль
- Инструмент для центровки диска сцепления
- Съёмник шаровых шарниров
- Съёмник универсального типа
- Ударная отвёртка
- Набор циферблатного измерителя
- Стробоскоп (с индуктивным датчиком)
- Ручной комбинированный насос (вакуумный/нагнетательный)
- Набор метчиков и лерок
- Тахометр/инструмент для измерения длительности замкнутого состояния контактов прерывателя
- Универсальный тестер для электрических измерений
- Подъёмный такелаж
- Инструмент для снятия/установки тормозных пружин
- Напольный домкрат
Приобретение инструмента
При подготовке к проведению процедур текущего обслуживания или минимального ремонта автомобиля разумно приобретать инструмент по отдельности. С другой стороны, в случае планирования широких работ, проще, надёжнее и экономически выгоднее купить комплект современного инструмента, к которому обычно прилагается инструментальный ящик. В дальнейшем, для расширения выбора, можно докупить отдельные инструменты, дополнительные комплекты и инструментальный ящик большего размера. Постепенное расширение комплекта инструментов позволит растянуть затраты и определиться в выборе действительно необходимых инструментов.
Специализированные инструментальные магазины являются единственным источником приобретения некоторых специальных инструментов, но, независимо от источника, избегайте дешёвых покупок, в особенности при выборе отвёрток и сменных торцевых головок, так как срок их службы наверняка окажется непродолжительным. Затраты связанные с заменой и восстановлением дешёвого инструмента в результате окажутся несравнимо более значительными, чем затраты на однократное приобретение качественного товара.
Уход за инструментом и его хранение
Хороший инструмент является ценным вложением средств, поэтому разумно позаботиться о том, чтобы содержать его в чистоте и постоянной готовности к работе. После пользования инструментом, перед тем как сложить его в место хранения, всегда тщательно очищайте его от грязи, смазки и остатков металлических частиц. Никогда не оставляйте инструмент разбросанным на рабочем месте. После завершения работ внимательно проверяйте прострaнcтво под капотом и под автомобилем на наличие забытого инструмента.
Для хранения такого инструмента, как отвёртки, плоскогубцы, молотки и т.п. идеально подходит инструментальная гребёнка, закреплённая в удобном месте на стене гаража. Наборы гаечных ключей и сменных торцевых головок следует хранить в металлических ящиках. Измерительный инструмент должен храниться в недоступных воздействию коррозии, сухих и чистых местах.
Всегда следует уделять внимание состоянию рабочих поверхностей инструмента. Ударная часть бойка молотка в процессе работы подвержена расклёпыванию, отвёртки со временем теряют заточку своих жал. Не скупитесь уделить немного времени на удаление расклёпов и приведение в порядок режущих кромок с помощью наждачной бумаги или напильника. Необратимо изношенный или повреждённый инструмент заменяйте.
При тщательном уходе инструмент прослужит в течение очень длительного срока.
Оборудование рабочего места
Говоря об инструменте, нельзя не вспомнить об оборудовании рабочего места. Если предстоит проведение более серьёзной работы, чем простое текущее обслуживание, следует позаботиться о подготовке подходящей рабочей площадки. Важным требованием является наличие крыши или тента.
По возможности, любые процедуры разборки следует производить на чистом плоском верстаке (столе) удобной высоты, оборудованном тисками. Достаточным является наличие тисков с мягкими накладками на губки, раскрывающиеся до 100 мм.
Как уже упоминалось выше, на рабочей площадке должно быть оборудовано чистое сухое место для хранения инструмента, смaзoчных жидкостей, очистителей, шпаклёвок, лакокрасочных материалов и т.п.
Следует заметить, что совершенно необходимым инструментом является электродрель, следовательно, рабочая площадка должна быть оборудована источником питания для её подключения.
Наконец, на рабочем месте всегда должен иметься достаточный запас старых газет и чистой неворсящейся ветоши, предназначенный для чистки рабочей площадки, инструмента и деталей автомобиля.
Никогда не производите какие-либо работы на открытой окрашенной поверхности автомобиля, пользуйтесь защитными накладками на крылья, или покрывайте полированные поверхности старыми одеялами.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ECT) Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в головке цилиндров и контролирует температуру......
27 04 2024 22:58:43
Снятие и установка амортизаторов переднего бампера ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите передний бампер. 2. Отверните три болта крепления (2/3) и снимите......
26 04 2024 2:45:49
3.2.4.9. Замена топливного фильтра ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Узел топливного фильтра 1 – держатель фильтра; 2 – заменяемый элемент фильтра; 3 – отстойник; 4 –......
25 04 2024 19:25:43
Ресиверы гидравлической жидкости - общие сведения, снятие и установка Общая информация Поперечный разрез ресивера 1 — Уравнительная шайба отключения......
24 04 2024 12:40:19
Проверка состояния замена колодок дисковых тормозных механизмов передних колес СНЯТИЕ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отпустите колесные гайки, поддомкратьте......
23 04 2024 2:53:34
Замена фильтрующего элемента воздухоочистителя ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Не пытайтесь промывать фильтрующий элемент воздухоочистителя. Бумага, из которой......
22 04 2024 18:20:36
12.5. Вакуумный усилитель тормозов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Вакуумный усилитель с кронштейном 1 – пробка с датчиком уровня; 2 – прокладка; 3 – бачок; 4 – главный......
21 04 2024 21:25:30
2.27. Масляный поддон ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение При установке масляного поддона необходимо использовать новую прокладку и герметик при установке......
20 04 2024 17:28:21
Спецификации Система охлаждения Тип Объем охлаждающей жидкости См. Главу Текущее обслуживание Водяной насос Тип Центробежный, роторного типа Расходная......
19 04 2024 23:52:57
8.2. Автоматическая коробка передач 8.2.1. Введение ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ В состав автоматической трaнcмиссии входят гидротрaнcформатор, 2 планетарных......
18 04 2024 15:17:32
14.13. Много "ест", но тихо едет ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Если двигатель плохо запускается, слабо тянет и много расходует топлива, – загвоздка может оказаться......
17 04 2024 15:22:45
11.2. Общая информация ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Сцепление 1 – маховик; 2 – диск сцепления; 3 – нажимной диск; 4 – болты; 5 – нажимной подшипник; 6 – вилка......
16 04 2024 21:33:56
Система Bosch М1 5.4 для двигателя DOHC ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Замена модуля зажигания DIS Блок находится с обратной стороны двигателя недалеко от передней......
15 04 2024 3:57:45
2.4.2. Проверка уровня трaнcмиссионного масла ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение На моделях с 1994 г. изготовления указанный интервал для этой процедуры – 15......
14 04 2024 16:48:44
Система преднакала дизельного двигателя Для достижения необходимой температуры воспламенения сжимаемой в цилиндрах холодного двигателя воздушно-топливной......
13 04 2024 21:31:29
1.5.30. Тахометр ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Тахометр указывает число оборотов двигателя в тысячах оборотов /мин. Следите за показанием тахометра при переключении......
12 04 2024 14:17:59
16.22. Многофункциональный переключатель Снятие и установка Автомобили без подушки безопасности ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите кнопку звукового сигнала и......
11 04 2024 23:22:23
Проверки готовности автомобиля к эксплуатации Введение В Разделе перечислены все, подлежащие проверке, узлы и системы и предложены способы......
10 04 2024 6:53:48
Проверка состояния и замена расположенных в двигательном отсеке шлангов Выполнение замены шлангов рефрижераторных линий К/В должно быть оставлено......
09 04 2024 1:17:39
Индикатор заряда аккумуляторной батареи Индикатор заряда аккумуляторной батареи при работающем двигателе не должен ни «тлеть», ни вспыхивать. В противном......
08 04 2024 5:27:41
12.26. Трубопроводы гидроцилиндра Снять или отсоединить ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Рулевой механизм в сборе. См. рис. Реечный рулевой механизм с......
07 04 2024 20:48:36
1.5.53. Тормоза ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Тормозная система с главным цилиндром тандемного типа Автомобиль оборудован двухконтурной гидравлической системой тормозов......
06 04 2024 11:48:31
Система многопозиционного впрыска топлива (MPFI) и информационные датчики - описание Система многопозиционного впрыска топлива (MPFI) обеспечивает подачу......
05 04 2024 15:53:22
11.12. Элементы системы впрыска топлива BOSCH HFM 11.12.1. Измеритель потока воздуха Снятие Измеритель потока воздуха 1 – электрический разъем; 2 –......
04 04 2024 23:47:56
Снятие и установка электродвигателя переднего стеклоочистителя СНЯТИЕ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите рычаги очистителя, обратитесь к подразделу Снятие и......
03 04 2024 17:47:28
1.10. Контрольные лампочки ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Отопление, вентиляция, кондиционер выкл. уст-ва наддува для размораживания для размораживания для......
02 04 2024 8:40:50
Когда происходит возгорание топливно-воздушной смеси? Рисунок иллюстрирует понятие «Верхняя мертвая точка» и «Нижней мертвая точка». Прострaнcтво между......
01 04 2024 17:49:39
Проверка состояния приводных ребристых ремней ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Натяжение ребристого ремня производится автоматически. Необходимо периодически......
31 03 2024 9:41:32
Оборудование и органы управления в салоне АВТОМОБИЛИ С 3-ДВЕРНЫМ КУЗОВОМ ХЭТЧБЭК Для того чтобы увеличить используемый объем багажного отделения, Вы......
30 03 2024 4:53:28
3.1.1.14. Маховик Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. В моделях с механической коробкой передач снимите коробку передач и сцепление. 2. В моделях с......
29 03 2024 16:53:38
4.1.5. Проверка и замена вентилятора радиатора и реле ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Детали вентилятора радиатора 1 – радиатор 2 – дополнительный вентилятор радиатора 3......
28 03 2024 3:17:49
4.3.15.2. Переднее уплотнительное кольцо коленчатого вала ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите шкив коленчатого вала таким же образом, как и при снятии......
27 03 2024 23:50:31
Снятие и установка поворотного кулака СНЯТИЕ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Если колпак диска не закреплен колесными гайками, начинайте с выполнения процедуры......
26 03 2024 21:32:56
Система преднакала дизельного двигателя Общие сведения На холодном дизельном двигателе, при сжатии воздуха в цилиндрах, необходимая для самовоспламенения......
25 03 2024 21:19:40
Снятие и установка ремня привода ГРМ Приступайте к выполнению процедур только после полного остывания двигателя. Замена ремня привода ГРМ на двигателях......
24 03 2024 13:22:15
6.1.14.1. Регулировка частоты вращения пуска двигателя ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Запустить и прогреть двигатель. 2. Заглушить двигатель. 3. Подсоединить к......
23 03 2024 10:44:49
16.17. Наружное зеркало заднего вида с электроприводом Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. При помощи фена прогрейте рамку и стекло наружного зеркала заднего......
22 03 2024 3:55:15
5.17. Проверка топливных форсунок ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Пустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры. Оставьте двигатель работать......
21 03 2024 22:39:35
4.2.9. Снятие и установка масляного поддона Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите переднюю часть автомобиля и закрепите на подставках. 2. Слейте......
20 03 2024 21:49:44
8.3. Колодки дисковых тормозов О Б Щ И Е С В Е Д Е Н И Я Предупреждение Колодки меняются только в комплекте на одну ось. При очистке колодок пыль и грязь удалять......
19 03 2024 2:28:58
Раздаточная коробка Спецификации Усилия затягивания резьбовых соединений, Н•м Стопopный болт цапфы тяги переключения NР321 1993 и 1994 8,1 — 13,6 1995......
18 03 2024 18:48:34
Снятие и установка радиатора Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Слейте охлаждающую жидкость, обратитесь к Разделу Замена охлаждающей жидкости . Снимите передний......
17 03 2024 15:39:11
6.13. Масляный поддон ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Для снятия масляного поддона необходимо применение грузоподъемного механизма, а при установке......
16 03 2024 2:16:26
Проверка исправности функционирования приводного электромотора вентилятора отопителя и его замена Рассматриваемые в настоящем Руководстве автомобили......
15 03 2024 18:27:30
Снятие и установка датчика детонации СНЯТИЕ 1. Снимите впускной трубопровод, обратитесь к Разделу Снятие и установка впускного трубопровода . 2.......
14 03 2024 16:52:45
Замена башмаков стояночного тормоза (дисковые тормозные механизмы задних колес) ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Ослабьте гаки крепления колес, отпустите стояночный......
13 03 2024 18:44:59
Снятие, установка и проверка стабилизатора подвески Компоненты установки стабилизатора передней подвески 1 — Стойка стабилизатора 2 — Скоба 3 — Втулка 4......
12 03 2024 12:19:43
2.31. Замена топливного фильтра ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Выполните мероприятия по декомпрессии топливной системы. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. На а/м......
11 03 2024 9:16:30
7.1. Механическая коробка передач ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Рассматриваемые автомобили комплектуются 4- или 5-ступенчатой механической КПП или автоматической......
10 03 2024 2:57:20
Заполнение и прокачка системы сервоуправления Система управления заливается и прокачивается в том случае, если были заменены отдельные узлы......
09 03 2024 16:21:34
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::