Чистка и промывка форсунок своими руками
В теории и пpaктике обслуживания автомобилей есть операции, необходимость и периодичность которых вызывает сомнения. Чистка и промывка форсунок системы впрыска топлива одна из них. Редкий производитель указывает такую операцию в сервисных книгах и назначает ей интервал, но если послушать работников неофициальных сервисов, то промывать и чистить форсунки нужно чуть ли не каждые 20 тысяч километров, особенно «на нашем бензине». Для сервисных центров это выгодная рекомендация, потому что она обеспечивает их объемом работы, но не обязательно куда-то обращаться и кому-то платить, чтобы почистить форсунки. Это можно сделать и своими силами.
Почему форсунки забиваются и как это диагностировать?
Суть топливной форсунки – распыление топлива либо во впускной коллектор, либо непосредственно в цилиндр двигателя. Конструкция это довольно примитивная: от электронного блока управления на форсунку подается небольшой ток, специальный механизм открывает сопла и из форсунки под давлением распыляется бензин. Его объем ЭБУ регулирует длительностью импульса, чем больше топлива нужно впрыснуть в мотор, тем дольше «открыта» форсунка. Количество впрыскиваемого топлива за интервал времени заранее подсчитано, поэтому автомобильный компьютер по времени импульса легко может рассчитать расход топлива.
Когда все нормально проблем нет, но со временем форсунка может забиться грязью и отложениями. Чаще всего это происходит из-за некачественного бензина, в котором много серы и различных присадок. Сечение, через которое проходит топливо, становится меньше, хуже работает механизм, который открывает и закрывает «проход» топливу. Форсунка начинает впрыскивать меньше бензина, чем необходимо, а главное — с распыла переходит на струю, серьезно ухудшая смесеобразование, необходимое для полного сгорания смеси и ровной работы мотора. Забитые форсунки проявляют себя рядом проблем:
1. Двигатель плохо заводится, особенно после стоянки.
2. Машина неустойчиво работает на холостом ходу, обороты постоянно прыгают, а по кузову идет вибрация.
3. Заметно падение мощности и увеличение расхода топлива.
4. Заметен «затык» или даже рывки при попытке резко ускориться.
Справедливости ради нужно сказать, что все эти проблемы могут быть вызваны кучей других причин, среди которых забитые форсунки не самая вероятная. Но при серьезной диагностике специалисты нередко начинают именно с промывки форсунок, прежде всего потому, что это относительно простая операция, а лучше исключать вероятные причины начиная с легких. Если очистка форсунок не помогла, тогда ищут более серьезные проблемы.
Нужна ли профилактика?
Казалось бы, лучше всего промывать форсунки прямо во время работы. Такая идея кажется выигрышной: всем известно, что лучше бороться с малыми засорами, чем решать проблему, когда форсунка вообще перестанет пропускать через себя бензин. Производители автохимии массово поддерживают такой порыв, и на полках магазинов можно найти большое количество промывателей топливной системы под брендами Винс, Хадо, Ликви Молли, Хай-Гир, РВС и другими, которые нужно добавлять в топливо и сжигать вместе с бензином.
Помогают ли они? Подтвердить или опровергнуть это трудно, ведь никто не знает, что происходит внутри. Может, эффект есть, а может и нет. Учитывая, что на бак автомобиля в зависимости от объема нужно купить таких средств на 400-1000 рублей, а одним баком делу не поможешь, нужно искатать 2-3, экономический смысл такой профилактики под вопросом – получается дешевле очистить форсунки, когда они забьются, чем лить разную химию во избежание потенциальных проблем.
Очистка форсунок без демонтажа
Как же проводят очистку? Есть три распространенных способа, два из которых вполне можно применять в домашних условиях. Они не очень сложные, но для их реализации потребуется использовать техническую смекалку.
Суть первого способа – промывка форсунок специальной смесью на работающем двигателе. Для этого потребуется собрать простой стенд, который будет примитивным аналогом топливной системы автомобиля. Решить эту задачу можно разными способами, мы приведем самый популярный.
Для сборки стенда потребуется:
• Компрессор для подкачки воздуха
• Двухлитровая пластиковая бутылка
• Новый топливный фильтр
• Два автомобильных ниппеля
• Хомуты
• Шланг около метра длиной
Систему собираем в такой последовательности.
1. Пластиковую бутылку закрываем крышкой и просверливаем в ней два отверстия, одно на дне, а второе в крышке. Лучше использовать сверло диаметром 13 мм. В получившиеся отверстия вставляем ниппели, причем в крышку нужно вставить с выкрученным вентилем.
2. На ниппель, который вкручен в крышку, надеваем шланг и фиксируем хомутом.
3. На втором конце шланга крепим топливный фильтр и тоже фиксируем его хомутом.
4. В бутылку наливаем очиститель. Обычно для четырехцилиндрового мотора объемом 1,6-2 литра хватает одного литра состава. Самый популярный фирмы Винс (он хорош по соотношению цена/качество), но Хадо, Ликви Молли и Лавр тоже подойдут, просто они (особенно последний) дороже.
5. Прогреваем автомобиль, глушим, сбрасываем давление в топливной магистрали и отключаем ее от форсунок.
6. Вынимаем пpeдoxpaнитель топливного насоса, чтобы его обесточить.
7. Если в топливной системе автомобиля предусмотрена обратка в бак, то ее нужно пережать или заглушить иным способом.
8. Подключаем шланг новособранной системы к форсункам.
9. Ко второму ниппелю в бутылке подключаем компрессор или обычный автомобильный насос с манометром и создаем давление в бутылке около трех атмосфер.
10. Подвешиваем бутылку под капотом, крышкой вниз, чтобы не держать в руках.
11. Заводим автомобиль и оставляем на холостых оборотах. Он будет работать на очистителе, который под давлением, созданным нами в бутылке, поступает на форсунки, проходит сквозь них и очищает.
12. Рекомендуется через 15 минут заглушить двигатель, дать составу немного разъесть загрязнения в форсунках, а потом завести снова и «дожечь» остаток жидкости.
13. После того, как вся жидкость будет выработана, нужно заглушить двигатель, разобрать стенд (при этом стравливать давление с бутылки нужно очень осторожно!), подключить к форсункам обратно топливную магистраль, вернуть питание топливному насосу и не забыть про обратку.
Нередко можно встретить рекомендацию после такой промывки поменять свечи, потому что на них образуется налет из очистителя, но этот момент факультативный – налет должен сам сойти через несколько 100-200 километров.
Такой способ очистки хорош дешевизной и относительно малой трудоемкостью. Банка промывателя стоит 300-500 рублей, рублей 100 придется потратить на ниппели и хомуты – вот и все траты. Минусы этого способа – мы не сможем оперативно узнать о качестве очистки, судить о ней можно будет лишь по косвенным признакам через несколько сотен километров.
Очистка форсунок с демонтажем
Этот способ кажется более сложным, но он позволяет визуально оценить качество очистки и состояние форсунок, поэтому многие предпочитают именно его. Для промывки тоже нужно собрать небольшую систему, причем она даже проще, чем в первом варианте, но потребуется демонтировать форсунки, а это на некоторых автомобилях весьма непросто. Мы не будем останавливаться на этом вопросе подробно, информацию про демонтаж можно найти в книгах по ремонту, посвященных именно вашей модели автомобиля.
Для этого способа очистки можно использовать любой состав, на котором написано «промывка карбюратора» или «промывка инжектора», подойдут даже отечественные препараты за несколько сотен рублей за флакон. Принципиальную разницу с дорогими средствами заметить будет непросто. Обычно двух флаконов хватает на все форсунки.
Для промывочной системы потребуется:
• Медный провод с изоляцией, не меньше метра длиной
• Хомуты
• Кусок шланга, походящий по диаметру к распылителю на баллончике с очистителем
• Электрическая батарейка напряжением не менее 9В или запасной автомобильный аккумулятор
Схема работы очень простая.
1. Одеваем один кусок шланга на распылитель очистителя, а второй на форсунку (с которой предварительно снимаем резиновый уплотнитель). Возможно, диаметры не совпадут, тогда нужно будет придумать какой-нибудь переходник, вырезав его, например, из колпачка баллона с очистителем. Подойдут даже самые примитивные переходники, ибо большого давления в такой системе не будет.
2. Зачищаем изоляцию на проводе и подаем на форсунку плюс и минус с источника питания. Лучше использовать батарейку, потому что обычно форсунки работают с напряжением 9В, с автомобильным аккумулятором (у которого, напомним, 12В) система тоже будет работать, но есть небольшой риск оплавления внутренностей форсунки от долгой работы. После того как мы подадим напряжение на форсунку она должна открыться, что будет хорошо слышно благодаря щелчку.
3. Жмем на распылитель баллончика, жидкость, пройдя по шлангу, попадет в форсунку, а потом начнет проходить через выходные сопла. По форме «выхлопа» делаем выводы о загрязненности форсунки.
Главный плюс этого метода — мы можем контролировать качество очистки. Из загрязненной форсунки будет вырываться просто струя, нужно чистить до тех пор, пока средство из сопл не начнет распыляться. В запущенных случаях можно и нужно делать перерыв, давая электрической части форсунки «отдохнуть», а чистящему составу немного «отмочить» наросты. Так нужно обработать каждую форсунку. Потом их нужно установить на автомобиль.
Совет: жидкость для промывки очень едкая, и крайне нежелательно, чтобы она попадала на кожу, так что необходимо позаботиться о защите рук и тела, с помощью перчаток и какой-нибудь спецодежды.
Нужно признать, что этот способ очистки непрост. Он требует демонтировать форсунки, а потом еще и каждую почти вручную долго мыть до полной очистки, зато с ним вы можете убедиться в эффективности очистки и понять, если она не помогла. Это очень хороший бонус.
Ультразвуковая очистка
Чистка ультразвуком считается самой эффективной. Мы о ней подробно не рассказываем, потому что доступна она только в условиях станций техобслуживания (да и то далеко не всех). В зависимости от сервиса и количества цилиндров за такую чистку могут взять от 2 до 5 тысяч рублей. Разумнее всего попробовать к ней прибегнуть, когда описанные выше способы промывки не помогли. Постоянно чистить ультразвуком не рекомендуется – есть мнение, что из-за агрессивного воздействия ультразвука внутренности форсунки начинают быстро разрушаться.
Выводы
Интервал очистки форсунок вопрос очень непростой. Они забиваются, спору нет, но попытка ввести какие-то усредненные параметры кажется утопичной – кто-то часто сталкивается с проблемами, а кто-то ездит сотни тысяч километров и в топливную систему не заглядывает. Слишком много параметров на это влияет. Так что мы бы не стали рекомендовать промывать форсунки просто так, без веских на это причин. Ну, а если повод появится, всегда можно осуществить промывку своими силами – и дешевле, и качественнее, и можно самому понять, если форсунки пора менять.
Впускной коллектор Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Снимите с двигателя кожух. Снимите впускной воздушный патрубок, соединенный с дроссельным узлом. Снимите......
10 05 2024 21:28:19
Парктроники обрели свою популярность относительно недавно, их задача – обеспечивать безопасность при парковке автомобиля. Их разнообразие в устройстве и функциях сильно затрудняет выбор для автовладельца. Лучшие приборы для авто....
09 05 2024 12:37:30
Позиции селектора ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ На комбинации приборов расположен дисплей, на котором показывается, в какой позиции находится селектор. Предупреждение......
08 05 2024 22:36:44
Снятие и установка крышки головки цилиндров Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините отрицательный провод от батареи. Если установленная на автомобиле......
07 05 2024 10:17:26
Механическая коробка передач Мощность двигателя передается посредством сцепления на входной вал коробки передач. На этом входном или приводном вале......
06 05 2024 12:13:22
14.4.2. Регулировка света фар ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Схема регулировки фар А – граница света; В – центр светового потока; С – зона освещения ближним светом; D –......
05 05 2024 5:29:59
Снятие и установка выпускного коллектора Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините отрицательный провод от батареи. Если установленная на автомобиле......
04 05 2024 11:29:16
7.3.9. Переключатель манеры движения Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите рычаг селектора. 2. Извлеките выключатель (2) из верхней части рычага......
03 05 2024 6:16:59
Проверка цепи на разомкнутость Возможные причины разомкнутости цепи следующие: Довольно часто причина — в коннекторе или контактах, они должны быть......
02 05 2024 20:57:45
5.2. Порядок декомпрессии топливной системы ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Перед тем как приступить к ремонту любой детали топливной системы, надо обязательно......
01 05 2024 15:44:30
8.5.4. Снятие и установка коробки передач Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1) отсоедините провод отрицательной клеммы аккумулятора 2) снимите верхние болты......
30 04 2024 12:18:16
Снятие и установка расширительного клапана Детали установки расширительного клапана 1 — Гайки крепления расширительного бачка 2 — Расширительный бачок 3......
29 04 2024 11:48:29
15.12. Задний стабилизатор поперечной устойчивости ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 1 – гайка; 2 – шайба с гайкой; 3 – защитная деталь; 4 – болт; 5 – гайка; 6 – скоба......
28 04 2024 4:58:25
3.6.11. Снятие вакуумного насоса ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Двигатель RF Вакуумный насос создает разрежение, необходимое для работы гидроусилителя тормозной системы.......
27 04 2024 20:49:37
Проверка уровня ATF ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 10 000 КМ (6000 МИЛЬ) ПРОБЕГА ИЛИ РАЗ В 12 МЕСЯЦЕВ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Совершите на автомобиле короткую поездку,......
26 04 2024 14:45:24
7.17. Выключатель стоп-сигнала ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Педаль тормоза с опорой и выключателем стоп-сигнала 1. Педаль тормоза 2. Выключатель стоп-сигнала......
25 04 2024 18:48:53
3.3.8.2. Электродвигатель стартера ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Провода стартера 1. Провод от батареи 2. Провод на генератор 3. Шина, соединяющая силовой выход со......
24 04 2024 13:52:14
11.19. Внутренняя ручка двери ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Внутренняя ручка двери 1 – пpeдoxpaнитель; 2 – ручка; 3 – тяга Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять обивку......
23 04 2024 16:36:41
Электронная система стабилизации (ESP) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Автомобили с антиблокировочной системой могут быть также оборудованы электронной системой......
22 04 2024 9:34:57
Снятие и установка на место компонентов системы впрыска топлива (Trionic) Модуль управления Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. При выключенном зажигании......
21 04 2024 23:56:34
3.2. Состав смеси охлаждающей жидкости ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Содержание антифриза в охлаждающей жидкости не должно превышать 60%, что соответствует защите от......
20 04 2024 6:30:57
22.21.2.5 Датчик переднего колеса Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Затяните стояночный тормоз, затем поднимите переднюю часть автомобиля и зафиксируйте на......
19 04 2024 18:10:11
9.1.1. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Тип Механическая коробка передач, пять передач переднего хода и одна передача заднего хода, механизм......
18 04 2024 5:24:55
7.2.8. Снятие коробки передач Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите переднюю часть автомобиля и зафиксируйте на подставках. Снимите передние колеса и......
17 04 2024 18:44:52
4.2.3. Педаль сцепления Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоединить тросик привода сцепления (см. подраздел 4.2.2 ). 2. Снять стопopное кольцо 10. 3. Снять......
16 04 2024 4:38:54
Снятие и установка распределительных валов и толкателей привода клапанов Детали установки компонентов привода клапанов на моделях 1.5 л 1 — Патрубок......
15 04 2024 21:21:44
4.2.1. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Тип двигателя: – до декабря 1986 года (Sierra '83) YТТ (Peugeot ХD2Р) – с января 1987 года (Sierra '87)......
14 04 2024 13:50:59
2.2.5.2. Замена свечей зажигания (DOHC) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Снятие свечей зажигания при помощи специального съемника (модели DOHC) А – динамометрический ключ;......
13 04 2024 17:44:28
3.3.26. Верификация частей коробки передач ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Внутренний механизм переключения передач 1 – ось селектора, 2 – узел рычага выбора передача, 3......
12 04 2024 22:28:49
6.7. Основные параметры регулировки ходовой части ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Оптимальные ходовые качества и наименьший износ шин достигаются только в том случае,......
11 04 2024 8:26:38
10.3. Противобуксовочная система ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Противобуксовочная система 1 – корпус дроссельной заслонки; 2 – диафрагма, регулирующая положение......
10 04 2024 0:11:19
1.3.2.2. Проверка и замена шин ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Проверьте протекторы шин по их индикаторам износа протектора. Если индикаторы видны, замените шины. Шины на......
09 04 2024 0:56:27
Замена ламп внешнего освещения Выключить выключатель соответствующей лампы. Фары Для автомобилей с убирающимися фарами см. Замена ламп в убирающихся......
08 04 2024 3:58:49
Снятие и установка расширительного резервуара аккумуляции топливных испарений, - соответствующим образом укомплектованные модели 163.113/154/128 Детали......
07 04 2024 0:46:15
Поиск неисправностей - общая информация При обнаружении неисправности автоматической трaнcмиссии прежде всего проверьте уровень рабочей жидкости......
06 04 2024 19:11:32
14.1.11. Комбинация приборов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение винтов крепления комбинации приборов на моделях с 1990 по 1994 год Расположение винтов крепления......
05 04 2024 4:47:47
10.20.15. Подключение радиоприемника, прикуривателя и подкапотной лампы ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ F9. Выключатель ручного тормоза F34. Контактный датчик аварийного......
04 04 2024 6:45:40
Система впрыска Одноточечная система впрыска 1 — датчик температуры всасываемого воздуха; 2 — приемник форсунки; 3 — регулятор давления подачи топлива; 4......
03 04 2024 12:59:28
3.5. Термостат ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Снятие ЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Термостат расположен в корпусе водяного насоса. На двигателях 1,6-I с кодом AHL,......
02 04 2024 8:31:38
4.11. Снятие и установка вакуумного насоса дизельного двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Откачивание топлива из вакуумного насоса 1 – шланг подачи топлива; 2 –......
01 04 2024 9:39:11
4.3.15.2. Переднее уплотнительное кольцо коленчатого вала ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите шкив коленчатого вала таким же образом, как и при снятии......
31 03 2024 21:14:44
Общая информация Коробка переключения передач - внешний вид 1 — Датчик-выключатель огней заднего хода 2 — Уплотнительное кольцо 3 — Картер коробки......
30 03 2024 18:41:43
Индикатор давления масла На двигателе типа «С» (слева) выключатель давления масла (показано стрелкой) расположен в корпусе двигателя рядом с щупом для......
29 03 2024 15:41:27
Проверка состояния и замена прерывателя указателей поворота/аварийной сигнализации Все рассматриваемые модели оборудованы подушкой безопасности. Подушка......
28 03 2024 22:40:53
Снятие и установка на место дверной ручки и компонентов замка Внутренние ручки дверей ПроцеДypa аналогична для ручек, как передних, так и задних дверей.......
27 03 2024 6:39:37
Снятие и установка аккумуляторной батареи Отрицательный провод всегда должен отсоединяться от батареи в первую очередь, а подсоединяться в последнюю!......
26 03 2024 15:44:21
Проверка тормозного усилителя ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Тормозной усилитель следует проверить, если для торможения необходимо приложить к педали тормоза......
25 03 2024 16:25:32
Ротация и замена колес 1 Ротацию можно проводить при появлении признаков неравномерного износа протекторов. Однако помните, что в случае успешной ротации......
24 03 2024 5:20:26
3.3.15. Снятие масляного насоса ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Слить масло из двигателя, отвернув сливную пробку в масляном поддоне. 2. Снять масляный поддон,......
23 03 2024 20:19:31
12.2. Общее описание ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Реечный рулевой механизм состоит из двух основных деталей: шестерни и зубчатой рейки. Шестерня находится взацеплении......
22 03 2024 1:12:26
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::