Устройство, обслуживание, ремонт Mercedes С-класса W201 – 8.4.5. Три в одном – или как уберечь катализатор
8.4.5. Три в одном – или как уберечь катализатор
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Замена отказавшего катализатора обойдется недешево, поэтому хорошо бы заранее знать, какие проблемы с ним бывают, как обстоит дело с ними на рынке запчастей.
До недавнего времени мы знали о катализаторе только следующее: это такая штука, которая непонятно зачем нужна, непонятно как работает, что наш бензин ее "убивает", в общем – одни неприятности. Вырезать – и никаких проблем! Но постепенно мы начали привыкать к тому что катализатор – вещь все-таки небесполезная, по крайней мере мысли о "хирургическом вмешательстве" в выхлопную систему посещают все реже и все меньшее количество голов.
Весной, когда сотрудники ГАИ начинают "борьбу за чистоту воздуха", на нас сваливается еще одна проблема – нужно отрегулировать СО. Владельцы машин, оборудованных катализаторами, об этом даже не задумываются, а посты проверки СО проезжают без дрожи в коленках и боязни за свой кошелек. Правда, тот же кошелек может прилично "похудеть" по другой причине. Штрафы за превышение уровня СО покажутся копеечными по сравнению с расходами на покупку и замену катализатора, если он выйдет из строя. Поэтому совсем не вредно знать, как с ним обращаться, а для этого нужно сначала разобраться, как он устрон и как работает.
Как они работают?
При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное – это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации. Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором.
Как говорят специалисты, каталитический нейтрализатор – это простое устройство, в котором происходит сложный химический процесс. "Внутри корпуса из нержавеющей стали находится керамический или металлический "кирпич", имеющий сотовую структуру. У этого монолита огромная площадь поверхности, причем вся она покрыта тончайшим слоем специального сплава – собственно катализатора, содержащего платину, родий и палладий. Именно эти драгоценные металлы отвечают за чудесные свойства катализатора, они же определяют его высокую стоимость".
Выхлопные газы "омывают" поверхность монолита, и, когда температура достигает "критического" значения 270° С, начинается каталитическая реакция. Окись углерода превращается в двуокись (углекислый газ), углеводороды превращаются в воду и опять же двуокись углерода, а окислы азота превращаются в воду и азот. Все это для окружающей среды менее вредно.
Каталитические нейтрализаторы способны довольно эффективно снижать токсичность выхлопа, при этом они не влияют на потрeбление топлива и мощность двигателя. При наличии катализатора слегка возрастает обратное давление выхлопа, от чего двигатель теряет 2–3 л.с., но это, пpaктически, вся "плата" за очистку выхлопа. Однако, установка каталитического нейтрализатора – не идеальное решение. Теоретически, он должен служить бесконечно, так как вышеупомянутые драгметаллы служат лишь катализатором, который при химической реакции, как известно, не расходуется. На пpaктике же жизнь катализатора имеет свой предел…
Что их губит?
Отказ каталитического нейтрализатора может произойти по нескольким причинам, хотя, обычно, это процесс постепенный, уловить который без специального оборудования невозможно.
"Сердцевина" большинства катализаторов изготовлена из керамики – материала, известного своей хрупкостью. Автомобиль может на скорости попасть в выбоину, удариться обо что-то или даже просто "чиркнуть" корпусом катализатора по камню, и от этого каталитический "кирпич" может треснуть. После этого потеря "сердцевиной" своих рабочих качеств – дело времени.
Конверторы нового поколения, содержащие металлический монолит, не столь уязвимы по этой части. Разбить их, конечно, можно, но, во всяком случае, не так просто.
Враги катализатора
Кроме физического разрушения существует еще одна частая причина выхода из строя катализатора. Топливо. Он чрезвычайно чувствителен к составу топлива. Если бензин этилированный, то тетраэтил свинца, содержащийся в нем, откладывается на активной поверхности каталитического "кирпича" и быстро "засаливает" ее, от чего всякие реакции прекращаются. Уж, кажется, на заправках и наконечники шлангов стали ставить разного размера, и раздаточные колонки красят в разные цвета, и пишут об этом на каждом углу, а все равно потребители иногда путают и заливают не тот бензин. А ведь достаточно "сжечь" полбака такого бензина, и катализатор погибнет безвозвратно.
Но не только этилированный бензин – враг катализатора. Катализатор можно погубить и неэтилированным, если неисправна система управления двигателем, неполностью сгорает смесь или двигатель сильно изношен.
Тройные каталитические нейтрализаторы ("тройные" потому, что катализатором служит совокупность трех драгоценных металлов) устанавливают только на те машины, двигатели которых оборудованы замкнутой системой контроля выхлопа. Перед катализатором установлен кислородный датчик, который отслеживает состав выхлопа и передает эти данные в центральный процессор. В зависимости от содержания кислорода в выхлопе, БЭУ регулирует состав горючей смеси и зажигание так, чтобы поддерживались их оптимальные значения. Это служит главной защитой для катализатора, а также обеспечивает экономию топлива и эффективность работы двигателя. Катализатор не переносит больших отклонений в составе рабочей смеси. Плохо отрегулированный двигатель с повышенным содержанием углеводородов в выхлопе просто гробят катализатор. Если же смесь слишком бедная, это может вызвать резкий перегрев катализатора, от чего снова пострадает монолит, только уже "физически". Таким образом, "жизнь" катализатора зависит от исправности системы управления двигателем.
Многое зависит и от исправности самого кислородного датчика. С "возрастом" он становится "ленивым" или совсем выходит из строя, что сказывается на составе смеси и, соответственно, на исправности катализатора.
Испортить катализатор может и выхлоп сильно изношенного двигателя, сжигающего масло. Оно, попадая вместе с выхлопом в катализатор, "запекается" на поверхности монолита, подобно лаку, и не дает катализатору работать.
Есть и другие вредные факторы. Например – свечи. Неподходящие свечи не будут давать полного сгорания, что может вызвать в катализаторе губительную реакцию расплавления".
Будьте очень осторожны в применении присадок к бензину или маслу. Большинство об этом не задумывается, а ведь присадки тоже могут вредно воздействовать на катализатор. Если на продукте не написано: "совместим с катализатором", лучше не рискуйте.
Еще один опасный случай – запуск двигателя буксировкой. При этом может происходить попадание в катализатор просто чистого бензина. Это, во-первых, отравляет катализатор, но также может вызвать мгновенную реакцию и даже взрыв. Смотрите также, куда едете – старайтесь не попадать в глубокие лужи. Рабочая температура катализатора составляет порядка 900° С. Внезапное попадание его в воду может быть фатальным.
В целом, замечено, что на срок службы катализатора влияют условия эксплуатации. Больше страдают катализаторы на машинах, эксплуатируемых в городских условиях, когда двигатель часто заводят. С другой стороны, при длительной высокоскоростной езде по магистралям катализатор также портится от того, что перегревается.
Наконец, вы поступите разумно, если станете регулярно осматривать всю систему выхлопа. Если сломаны кронштейны или отвалились резиновые подвески, выхлопная труба будет вибрировать, передавая на катализатор ненужные нагрузки.
Идентификационные номера автомобиля Процесс непрерывного усовершенствования выпускаемой продукции является отличительной чертой любого поточного......
11 09 2024 2:23:12
Общая информация о настройке Термин «настройка» используется в данном Руководстве скорее для обозначения комплекса процедур, чем одной отдельной......
10 09 2024 11:41:10
13.9. Кнопки на панели приборов Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините провод минусовой клеммы аккумулятора. 2. При помощи отвертки......
09 09 2024 15:35:50
8.2.7. Топливный распределитель с клапанными форсунками ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Снятие Предупреждение Обеспечьте хорошее вентилирование рабочего места! Пары......
08 09 2024 10:34:12
Устранение неисправностей Неправильная регулировка колес Если Вы хотите проверить регулировку углов установки колес, то сначала необходимо убедиться, что......
07 09 2024 22:34:44
Замена батареи аварийного питания системы Telematik Каждые четыре года у автомобилей с системой Telematik необходимо заменять батарею аварийного питания.......
06 09 2024 13:25:58
9.3. Передние и задние амортизаторы ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Амортизатор передней и задней подвески 1, 11. Гайка 2. Тарелка 3. Передний амортизатор 4, 6, 8.......
05 09 2024 18:14:35
Обслуживание карбюратора Снятие и установка Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Отсоедините отрицательный провод от батареи. Снимите сборку воздухоочистителя с......
04 09 2024 10:42:17
14.26. Что надо знать при покупке воздушного фильтра ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Теперь наш автолюбитель стоит перед задачкой – надо выбирать. А выбирать тоже......
03 09 2024 5:54:29
13.16.6. Переключатели стеклоочистителей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Выводы переключателя стеклоочистителя заднего стекла (1983-93) Выводы переключателя......
02 09 2024 0:24:35
18.12.2. Регулировка зеркала заднего вида ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Зеркало заднего вида имеет двухшарнирное крепление. Кронштейн закреплен простым шарниром на......
01 09 2024 13:15:29
Снятие, разборка, сборка и установка стойки подвески ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Поддомкратьте автомобиль и снимите соответствующее колесо. Выверните нижние болты......
31 08 2024 15:57:55
2.1.3. Разборка и сборка двигателей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Коленвал и блок цилиндров Предупреждение Затягивайте только динамометрическим ключом. Использование......
30 08 2024 16:10:40
Автоматические трaнcмиссии (АТ) Общая информация и принцип функционирования Конструкция АТ F3А21 1 — Преобразователь вращения 2 — Картер (купол)......
29 08 2024 5:48:33
Основные понятия электроники Электроны во всех проводящих электричество материалах (проводниках), обеспечивают движение электрического тока. Электроны......
28 08 2024 18:14:21
9.2. Общее описание ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Сцепление с тросовым приводом 1. ВАЛИК С РЫЧАГОМ 2. ЗАЖИМ 3. НАКОНЕЧНИК ТРОСА 4. ГАЙКА 5. ВТУЛКА 6. ШАЙБА 7. ШПЛИНТ 8.......
27 08 2024 6:19:12
4.8. Клапан обратного давления ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Потянете клапан обратного давления для его открытия. Убедитесь, что при отпускании клапан полностью......
26 08 2024 12:23:53
Реле - общая информация и проверка исправности функционирования Общая информация Для подачи электропитания или сигнала управления на некоторые из......
25 08 2024 13:11:11
Как происходит охлаждение Насос охлаждающей жидкости, приводимый в действие клиновым ремнем, постоянно прокачивает охлаждающую жидкость в системе......
24 08 2024 23:56:47
6.1.15. Снятие и установка впускного коллектора Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Модели 1,2 л 1. Коллектор можно снять как с карбюратором, так и без......
23 08 2024 16:14:23
3.1.8.2. 6-цилиндровый двигатель Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите воздушный фильтр. 2. Отсоедините шланг вентиляции двигателя (12) от корпуса головки......
22 08 2024 2:39:42
Снятие и установка водяного насоса Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Привод водяного насоса осуществляется газораспределительным ремнем. Насос приболчен к......
21 08 2024 17:58:14
2.1.23. Замена свечей зажигания (модели до 1993 г.в., неэтилированный бензин) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Правильная работа свечей зажигания очень важна для......
20 08 2024 4:44:16
Снятие, проверка состояния и установка компонентов сцепления Помните, что выpaбатываемая в процессе износа фрикционных накладок ведомого диска сцепления......
19 08 2024 21:42:53
Проверка состояния и замена датчика детонации Датчики детонации реагируют на повышение интенсивности вибраций двигателя, обычно вызываемое детонацией......
18 08 2024 6:19:21
13.24.2. Электрические цепи ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Для защиты электрических цепей используются пpeдoxpaнители ножевого типа, цвет которых соответствует току......
17 08 2024 13:53:23
Выбирая бюджетный импортный автомобиль, многие смотрят в сторону Ниссан Альмера. Принятие решения затрудняет наличие версии «Классик». Для оптимального выбора необходимо сравнить модели....
16 08 2024 20:55:29
8.1.4. Топливный насос ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ БЕНЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Снятие Предупреждение Обязательно обращайте внимание на хорошее вентилирование рабочего места.......
15 08 2024 23:57:37
Регулярное обслуживание Если с момента приобретения нового автомобиля владелец будет тщательно придерживаться графика текущего обслуживания, достаточно......
14 08 2024 16:53:34
Замена переднего сальника коленчатого вала ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите приводные ремни (см. Главу Текущее обслуживание ). 2. Снимите шкив коленчатого......
13 08 2024 11:27:39
10.4.7. Прокачка системы гидроусиления рулевого управления Прокачка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. После отсоединения каких-либо гидравлических трубок или снятия......
12 08 2024 0:11:16
Снятие и установка аккумулятора Если магнитола в Вашем автомобиле закодирована, прежде чем отключать батарею, убедитесь что Вы знаете код. ВСЕ МОДЕЛИ......
11 08 2024 2:37:25
Уход за обивкой и ковриками салона ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Каждые три месяца снимайте коврики и маты и производите чистку внутренних панелей салона......
10 08 2024 3:34:21
4.1.5.3. Разборка и сборка головки блока цилиндров ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Узел головки блока цилиндров 1 – крышка головки блока цилиндров, 2 – прокладка крышки,......
09 08 2024 14:18:30
18.53. Электродвигатель привода люка Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Закройте люк. 2. Снимите провод массы с аккумулятора. 3. Используя лезвие тонкой......
08 08 2024 4:16:57
3.2.1.2.10. Регулировка двигателя Проверка зазора клапанов Зазор клапанов проверяется щупом между задней частью кулачка и толкателем. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ......
07 08 2024 10:17:42
Снятие и установка переднего обтекателя ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите рычаги стеклоочистителей (см. Главу Бортовое электрооборудование ). 2. Отпустите......
06 08 2024 16:29:15
8.2.4. Общая диагностика Предварительная проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Прогрейте двигатель и коробку передач до нормальной рабочей температуры. 2.......
05 08 2024 4:30:24
Турбокомпрессор Двигатель оборудован турбокомпрессором. Турбокомпрессор имеет два турбинных колеса, находящихся в отдельных корпусах. Вращение......
04 08 2024 7:37:16
5.9. Расширительный бачок ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. На большинстве моделей расширительный бачок просто снимается извлечением его из кронштейна. 2. Слейте......
03 08 2024 16:59:47
Снятие и установка топливного насоса См. предупреждение в начале Раздела ПроцеДypa сброса давления топлива . ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Отсоедините отрицательный......
02 08 2024 11:48:51
6.3.13. Снятие и установка троса системы холодного запуска двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Трос системы холодного запуска двигателя Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1.......
01 08 2024 16:18:31
Снятие и установка переднего и заднего бамперов В ходе выполнения процедур снятия и установки бамперов полезной окажется помощь ассистента. Передний......
31 07 2024 11:38:29
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Электрооборудование рассчитано на питание от положительного полюса 12 В-батареи, с массой соединен отрицательный полюс. Монтаж......
30 07 2024 15:47:52
Облегчение посадки и высадки из автомобиля Модели с функцией памяти После вынимания ключа из выключателя зажигания, или при открывании двери водителя и......
29 07 2024 0:51:30
Замена наконечников поперечной рулевой тяги Элементы рулевого управления 1 — труба-оболочка с верхним рулевым валом и креплением для замка-выключателя......
28 07 2024 22:21:59
Заправка автомобиля Тип применяемого топлива Модели, оборудованные каталитическим преобразователем Для заправки автомобиля следует использовать......
27 07 2024 2:55:34
Запасное колесо При использовании компактного запасного колеса следует выполнять следующие правила: Запасное колесо может монтироваться спереди и сзади.......
26 07 2024 3:26:19
6.13.6. Контрольный воздушный клапан (IAC) 6.13.6.1. Проверка ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Подсоединение тахометра к контакту IG разъема связи данных, расположенных в......
25 07 2024 5:12:30
Комфорт Стандартная панель управления функционированием систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха 1 — Кнопка включения/выключения......
24 07 2024 14:20:37
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::