Устройство, обслуживание, ремонт Mercedes С-класса W201 – 8.4.5. Три в одном – или как уберечь катализатор
8.4.5. Три в одном – или как уберечь катализатор
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Замена отказавшего катализатора обойдется недешево, поэтому хорошо бы заранее знать, какие проблемы с ним бывают, как обстоит дело с ними на рынке запчастей.
До недавнего времени мы знали о катализаторе только следующее: это такая штука, которая непонятно зачем нужна, непонятно как работает, что наш бензин ее "убивает", в общем – одни неприятности. Вырезать – и никаких проблем! Но постепенно мы начали привыкать к тому что катализатор – вещь все-таки небесполезная, по крайней мере мысли о "хирургическом вмешательстве" в выхлопную систему посещают все реже и все меньшее количество голов.
Весной, когда сотрудники ГАИ начинают "борьбу за чистоту воздуха", на нас сваливается еще одна проблема – нужно отрегулировать СО. Владельцы машин, оборудованных катализаторами, об этом даже не задумываются, а посты проверки СО проезжают без дрожи в коленках и боязни за свой кошелек. Правда, тот же кошелек может прилично "похудеть" по другой причине. Штрафы за превышение уровня СО покажутся копеечными по сравнению с расходами на покупку и замену катализатора, если он выйдет из строя. Поэтому совсем не вредно знать, как с ним обращаться, а для этого нужно сначала разобраться, как он устрон и как работает.
Как они работают?
При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное – это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации. Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором.
Как говорят специалисты, каталитический нейтрализатор – это простое устройство, в котором происходит сложный химический процесс. "Внутри корпуса из нержавеющей стали находится керамический или металлический "кирпич", имеющий сотовую структуру. У этого монолита огромная площадь поверхности, причем вся она покрыта тончайшим слоем специального сплава – собственно катализатора, содержащего платину, родий и палладий. Именно эти драгоценные металлы отвечают за чудесные свойства катализатора, они же определяют его высокую стоимость".
Выхлопные газы "омывают" поверхность монолита, и, когда температура достигает "критического" значения 270° С, начинается каталитическая реакция. Окись углерода превращается в двуокись (углекислый газ), углеводороды превращаются в воду и опять же двуокись углерода, а окислы азота превращаются в воду и азот. Все это для окружающей среды менее вредно.
Каталитические нейтрализаторы способны довольно эффективно снижать токсичность выхлопа, при этом они не влияют на потрeбление топлива и мощность двигателя. При наличии катализатора слегка возрастает обратное давление выхлопа, от чего двигатель теряет 2–3 л.с., но это, пpaктически, вся "плата" за очистку выхлопа. Однако, установка каталитического нейтрализатора – не идеальное решение. Теоретически, он должен служить бесконечно, так как вышеупомянутые драгметаллы служат лишь катализатором, который при химической реакции, как известно, не расходуется. На пpaктике же жизнь катализатора имеет свой предел…
Что их губит?
Отказ каталитического нейтрализатора может произойти по нескольким причинам, хотя, обычно, это процесс постепенный, уловить который без специального оборудования невозможно.
"Сердцевина" большинства катализаторов изготовлена из керамики – материала, известного своей хрупкостью. Автомобиль может на скорости попасть в выбоину, удариться обо что-то или даже просто "чиркнуть" корпусом катализатора по камню, и от этого каталитический "кирпич" может треснуть. После этого потеря "сердцевиной" своих рабочих качеств – дело времени.
Конверторы нового поколения, содержащие металлический монолит, не столь уязвимы по этой части. Разбить их, конечно, можно, но, во всяком случае, не так просто.
Враги катализатора
Кроме физического разрушения существует еще одна частая причина выхода из строя катализатора. Топливо. Он чрезвычайно чувствителен к составу топлива. Если бензин этилированный, то тетраэтил свинца, содержащийся в нем, откладывается на активной поверхности каталитического "кирпича" и быстро "засаливает" ее, от чего всякие реакции прекращаются. Уж, кажется, на заправках и наконечники шлангов стали ставить разного размера, и раздаточные колонки красят в разные цвета, и пишут об этом на каждом углу, а все равно потребители иногда путают и заливают не тот бензин. А ведь достаточно "сжечь" полбака такого бензина, и катализатор погибнет безвозвратно.
Но не только этилированный бензин – враг катализатора. Катализатор можно погубить и неэтилированным, если неисправна система управления двигателем, неполностью сгорает смесь или двигатель сильно изношен.
Тройные каталитические нейтрализаторы ("тройные" потому, что катализатором служит совокупность трех драгоценных металлов) устанавливают только на те машины, двигатели которых оборудованы замкнутой системой контроля выхлопа. Перед катализатором установлен кислородный датчик, который отслеживает состав выхлопа и передает эти данные в центральный процессор. В зависимости от содержания кислорода в выхлопе, БЭУ регулирует состав горючей смеси и зажигание так, чтобы поддерживались их оптимальные значения. Это служит главной защитой для катализатора, а также обеспечивает экономию топлива и эффективность работы двигателя. Катализатор не переносит больших отклонений в составе рабочей смеси. Плохо отрегулированный двигатель с повышенным содержанием углеводородов в выхлопе просто гробят катализатор. Если же смесь слишком бедная, это может вызвать резкий перегрев катализатора, от чего снова пострадает монолит, только уже "физически". Таким образом, "жизнь" катализатора зависит от исправности системы управления двигателем.
Многое зависит и от исправности самого кислородного датчика. С "возрастом" он становится "ленивым" или совсем выходит из строя, что сказывается на составе смеси и, соответственно, на исправности катализатора.
Испортить катализатор может и выхлоп сильно изношенного двигателя, сжигающего масло. Оно, попадая вместе с выхлопом в катализатор, "запекается" на поверхности монолита, подобно лаку, и не дает катализатору работать.
Есть и другие вредные факторы. Например – свечи. Неподходящие свечи не будут давать полного сгорания, что может вызвать в катализаторе губительную реакцию расплавления".
Будьте очень осторожны в применении присадок к бензину или маслу. Большинство об этом не задумывается, а ведь присадки тоже могут вредно воздействовать на катализатор. Если на продукте не написано: "совместим с катализатором", лучше не рискуйте.
Еще один опасный случай – запуск двигателя буксировкой. При этом может происходить попадание в катализатор просто чистого бензина. Это, во-первых, отравляет катализатор, но также может вызвать мгновенную реакцию и даже взрыв. Смотрите также, куда едете – старайтесь не попадать в глубокие лужи. Рабочая температура катализатора составляет порядка 900° С. Внезапное попадание его в воду может быть фатальным.
В целом, замечено, что на срок службы катализатора влияют условия эксплуатации. Больше страдают катализаторы на машинах, эксплуатируемых в городских условиях, когда двигатель часто заводят. С другой стороны, при длительной высокоскоростной езде по магистралям катализатор также портится от того, что перегревается.
Наконец, вы поступите разумно, если станете регулярно осматривать всю систему выхлопа. Если сломаны кронштейны или отвалились резиновые подвески, выхлопная труба будет вибрировать, передавая на катализатор ненужные нагрузки.
5.18. Датчик положения дроссельной заслонки Проверка сопротивления ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините разъем от датчика положения дроссельной заслонки. 2.......
24 09 2023 22:45:55
3.5.15. Масляный радиатор ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Масляный радиатор установлен на передней левой части блока цилиндров двигателя. На двигателях до 1998 г.......
23 09 2023 22:27:10
Обогреватель переднего сиденья (если оборудован) Регулирующий переключатель обогрева сидений (водительской и пассажирской стороны) Проверка ПОРЯДОК......
22 09 2023 5:32:33
12.1.5. Освещение и световая сигнализация 12.1.5.1. Замена лампы фары ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Фары автомобиля 1 – фара; 2 – указатель поворота; 3 –......
21 09 2023 3:49:17
1.11. Регулировка положения рулевого колеса ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Для регулировки положения рулевого колеса по углу наклона и высоте необходимо опустить вниз......
20 09 2023 2:21:48
9.2.2. Контрольная лампа неисправностей (MIL) Контрольная лампа MIL загорается при наличии неисправностей в системе управления двигателем и......
19 09 2023 3:12:39
11.2.7. Регулировка высоты подвески кузова Измерение ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Проверить давление в шинах колес. 2. Снаряженный автомобиль (без нагрузки, с......
18 09 2023 7:11:14
Снятие и установка шкива коленчатого вала ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините отрицательный провод от батареи. Если установленная на автомобиле......
17 09 2023 22:29:57
Комбинация приборов - общая информация, проверка исправности функционирования компонентов Общая информация В состав комбинации приборов входят спидометр,......
16 09 2023 16:58:25
Текущее обслуживание автомобиля - дизельные модели График текущего обслуживания Предлагаемые в настоящем разделе интервалы текущего обслуживания......
15 09 2023 14:22:46
Двигатель Спецификации Ниже приведены параметры, используемые при выполнении описываемых в настоящей Главе процедур. Подробные нормативные сведения можно......
14 09 2023 22:45:55
5.4.6. Реле давления масла ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Реле давления масла установлено на перемычке блока цилиндров двигателя. Реле давления соединено параллельно с......
13 09 2023 21:41:22
Снятие и установка выпускных коллекторов Приступайте к выполнению процедуры только после окончательного остывания силового агрегата. СНЯТИЕ ПОРЯДОК......
12 09 2023 19:56:59
Как известно, проблема накопления конденсата на внутренней поверхности автомобильных стёкол является довольно обыденной для каждого автолюбителя. Чтобы справиться с пониженной видимостью специалисты рекомендуют использовать специальное средство — антизапотеватель. Чтобы сделать правильный выбор, следует знать некоторые особенности использования и производства....
11 09 2023 22:40:25
2.1.3.1.8. Проверка амортизатора ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Проверьте амортизатор на любые признаки жидких утечек. Если обнаружена утечка, следовательно,......
10 09 2023 0:59:28
Спецификации Общие параметры Отдельные хаpaктеристики приведены также в тексте Главы и в случае обязательности их выполнения выделены жирным шрифтом.......
09 09 2023 23:32:10
Топливопроводы и шланги От датчика уровня топлива в баке топливный трубопровод идет через топливный фильтр к двигателю. Топливопроводы, ведущие к......
08 09 2023 19:38:26
Снятие и установка облицовки задней двери Облицовка двери 1 — Облицовка двери 2 — Декоративная планка 3 — Винты, 4 шт. 4 — Крышка 5 — Рукоятка......
07 09 2023 20:40:59
12.19. Система центральной блокировки ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Двигатель центральной блокировки дверного замка является неотъемлемой частью замка и не может быть......
06 09 2023 21:30:46
14.6.10. Внешнее освещение, указатели поворота, противотуманный свет ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ МОДЕЛИ ВЫПУСКА ДО 1995 Г. 23 – аккумуляторная батарея; 38, 39, 40 –......
05 09 2023 16:59:19
10.5.4. Замена жиклеров омывателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Снятие жиклеров омывателя ветрового стекла 1 – шланг; 2 – жиклеры; 3 – панель перед ветровым стеклом......
04 09 2023 19:49:57
Снятие и установка промежуточного вала (дизельный двигатель) СНЯТИЕ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите ремень привода ГРМ и зубчатое колесо промежуточного......
03 09 2023 4:10:38
14.1.11. Комбинация приборов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение винтов крепления комбинации приборов на моделях с 1990 по 1994 год Расположение винтов крепления......
02 09 2023 10:10:24
5.6. Карбюратор WEBER 2V ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Карбюратор Weber 2V Карбюратор Weber 2V с вертикальным потоком и автоматической заслонкой. Открытие дроссельных......
01 09 2023 11:10:33
9.1. Технические данные ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Наименование/ Двигатель А5 А3 АКП МКП АКП МКП Приводной вал тип шарнира наружный трипоид (с тремя роликами) равных......
31 08 2023 1:59:56
1.25. Люк в крыше О Б Щ И Е С В Е Д Е Н И Я Люк можно открыть или закрыть при помощи электропривода, работающего, если ключ в замке зажигания находится в положении......
30 08 2023 10:13:50
Регулярное техобслуживание В вопросах технического обслуживания А4 Audi придумал кое-что новое. А4 указывает водителю на очередное техническое......
29 08 2023 4:41:20
3.1.10.8. Диагностика неисправностей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПРИЧИНА МЕТОД УСТРАНЕНИЯ Холодный двигатель не запускается При включении зажигания не работает......
28 08 2023 22:51:45
Снятие и установка/натяжение клинового ремня Если устанавливается старый клиновой ремень, его всегда следует проверять на износ и повреждения. Если......
27 08 2023 22:34:57
18.27. Дверные замки 18.27.1. Запopный болт ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Запopный болт дверного замка 1. ЗАПОРНЫЙ БОЛТ 2. РЕГУЛИРОВОЧНАЯ ШАЙБА 3. ПЛАВАЮЩАЯ ПЛАСТИНА С......
26 08 2023 22:37:59
ABS (модели с марта 1995 г.) Обозначение компонентов 1 — Батарея 2 — Стартер 5 — Выключатель зажигания 6 — Монтажный блок реле/пpeдoxpaнителей с = реле......
25 08 2023 8:32:11
1.2.1.7.5. Уровень тормозной жидкости ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Тормозная жидкость, используемая в гидравлической системе сцеплени ядовита, поэтому......
24 08 2023 21:42:47
12.7. Проверка крутящего момента цапфы шарового шарнира наконечника рулевой тяги ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Наверните две гайки на цапфу шарового шарнира......
23 08 2023 14:18:27
2.1.10. Коромысла 1 – коромысло B; 2 – коромысло А; 3 – пружины вала коромысел; 4 – вал коромысел впускных клапанов; 5 – вал коромысел выпускных......
22 08 2023 0:42:35
Проверка компрессионного давления в цилиндрах ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Для выполнения процедуры проверки компрессионного давления потребуется помощь......
21 08 2023 7:54:29
Снятие и установка главного тормозного цилиндра Детали установки ГТЦ (на примере моделей с АТ, версия 1) Детали установки ГТЦ (на примере моделей с АТ,......
20 08 2023 1:39:32
4.27. Проверка электромагнитного клапана продувки адсорбера ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините от клапана колодку с проводами. 2. Подсоедините омметр к......
19 08 2023 12:23:48
15.6. Наружный шарнир Разобрать Демонтаж шариков ШРУС А. МОЛОТОК В. ЛАТУННЫЙ БОРОДОК 2. КОРПУС НАРУЖНОГО ШРУС 3. СЕПАРАТОР 4. КУЛАК 5. ШАРИКИ Демонтаж......
18 08 2023 9:55:47
11.8. Замена втулки заднего поперечного рычага (А и В) задней подвески ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установите специальный инструмент на задний рычаг подвески.......
17 08 2023 18:37:40
12.42. Внешние элементы отделки кузова БОКОВЫЕ ПОЛОСКИ Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Наклейте клейкую ленту вдоль полоски для облегчения......
16 08 2023 7:37:57
2.1.3.3.2. Замена фильтрующего элемента воздушного фильтра МОДЕЛИ ОБЪЕМОМ 1.6 ЛИТРА ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините хомуты крепления и снимите патрубок......
15 08 2023 20:14:27
Крышка радиатора Автомобили с бензиновыми двигателями Клапан избыточного давления – открывается при давлении 81,4–108 кПа Пружина вакуумного клапана;......
14 08 2023 6:15:34
3.2.7.1. Проверка деталей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Кривошипно-шатунный механизм 1 – коленчатый вал; 2 – промежуточный вал; 3 – вкладыши коренных подшипников......
13 08 2023 3:19:23
2.1.7. Уровень жидкости в системе рулевого управления с усилителем ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Бачок усилителя рулевого управления расположен в передней части......
12 08 2023 10:15:53
Спецификации Общие параметры Резистивное сопротивление инжектора впрыска, Ом Двигатели без турбонаддува 13 16 Двигатели с турбонаддувом 2 3 Обороты......
11 08 2023 5:55:54
11.20. Замок и баpaбан замка крышки багажника (модели Mazda 626 и MX-6) Cнятие, установка и регулировка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Замок 1. Пометьте положение......
10 08 2023 22:52:12
1.3.31. Аккумуляторная батарея ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Аккумулятор – это устройство для хранения энергии в химической форме, которая может использоваться как......
09 08 2023 7:19:12
9.1.6. Рычаг подвески Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите переднюю часть автомобиля и снимите колесо с той стороны, с которой будет демонтироваться......
08 08 2023 12:28:59
5.8. Радиатор ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ БЕНЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ После сравнительно длительной работы автомобиля тонкие каналы в радиаторе могут быть забиты остатки......
07 08 2023 15:57:34
Устранение неисправностей Шумы в коробке передач Со временем в коробке передач могут появиться шумы. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Для начала проверьте уровень......
06 08 2023 20:41:21
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::