Устройство, обслуживание, ремонт Mercedes С-класса W201 – 8.4.5. Три в одном – или как уберечь катализатор
8.4.5. Три в одном – или как уберечь катализатор
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Замена отказавшего катализатора обойдется недешево, поэтому хорошо бы заранее знать, какие проблемы с ним бывают, как обстоит дело с ними на рынке запчастей.
До недавнего времени мы знали о катализаторе только следующее: это такая штука, которая непонятно зачем нужна, непонятно как работает, что наш бензин ее "убивает", в общем – одни неприятности. Вырезать – и никаких проблем! Но постепенно мы начали привыкать к тому что катализатор – вещь все-таки небесполезная, по крайней мере мысли о "хирургическом вмешательстве" в выхлопную систему посещают все реже и все меньшее количество голов.
Весной, когда сотрудники ГАИ начинают "борьбу за чистоту воздуха", на нас сваливается еще одна проблема – нужно отрегулировать СО. Владельцы машин, оборудованных катализаторами, об этом даже не задумываются, а посты проверки СО проезжают без дрожи в коленках и боязни за свой кошелек. Правда, тот же кошелек может прилично "похудеть" по другой причине. Штрафы за превышение уровня СО покажутся копеечными по сравнению с расходами на покупку и замену катализатора, если он выйдет из строя. Поэтому совсем не вредно знать, как с ним обращаться, а для этого нужно сначала разобраться, как он устрон и как работает.
Как они работают?
При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное – это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации. Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором.
Как говорят специалисты, каталитический нейтрализатор – это простое устройство, в котором происходит сложный химический процесс. "Внутри корпуса из нержавеющей стали находится керамический или металлический "кирпич", имеющий сотовую структуру. У этого монолита огромная площадь поверхности, причем вся она покрыта тончайшим слоем специального сплава – собственно катализатора, содержащего платину, родий и палладий. Именно эти драгоценные металлы отвечают за чудесные свойства катализатора, они же определяют его высокую стоимость".
Выхлопные газы "омывают" поверхность монолита, и, когда температура достигает "критического" значения 270° С, начинается каталитическая реакция. Окись углерода превращается в двуокись (углекислый газ), углеводороды превращаются в воду и опять же двуокись углерода, а окислы азота превращаются в воду и азот. Все это для окружающей среды менее вредно.
Каталитические нейтрализаторы способны довольно эффективно снижать токсичность выхлопа, при этом они не влияют на потрeбление топлива и мощность двигателя. При наличии катализатора слегка возрастает обратное давление выхлопа, от чего двигатель теряет 2–3 л.с., но это, пpaктически, вся "плата" за очистку выхлопа. Однако, установка каталитического нейтрализатора – не идеальное решение. Теоретически, он должен служить бесконечно, так как вышеупомянутые драгметаллы служат лишь катализатором, который при химической реакции, как известно, не расходуется. На пpaктике же жизнь катализатора имеет свой предел…
Что их губит?
Отказ каталитического нейтрализатора может произойти по нескольким причинам, хотя, обычно, это процесс постепенный, уловить который без специального оборудования невозможно.
"Сердцевина" большинства катализаторов изготовлена из керамики – материала, известного своей хрупкостью. Автомобиль может на скорости попасть в выбоину, удариться обо что-то или даже просто "чиркнуть" корпусом катализатора по камню, и от этого каталитический "кирпич" может треснуть. После этого потеря "сердцевиной" своих рабочих качеств – дело времени.
Конверторы нового поколения, содержащие металлический монолит, не столь уязвимы по этой части. Разбить их, конечно, можно, но, во всяком случае, не так просто.
Враги катализатора
Кроме физического разрушения существует еще одна частая причина выхода из строя катализатора. Топливо. Он чрезвычайно чувствителен к составу топлива. Если бензин этилированный, то тетраэтил свинца, содержащийся в нем, откладывается на активной поверхности каталитического "кирпича" и быстро "засаливает" ее, от чего всякие реакции прекращаются. Уж, кажется, на заправках и наконечники шлангов стали ставить разного размера, и раздаточные колонки красят в разные цвета, и пишут об этом на каждом углу, а все равно потребители иногда путают и заливают не тот бензин. А ведь достаточно "сжечь" полбака такого бензина, и катализатор погибнет безвозвратно.
Но не только этилированный бензин – враг катализатора. Катализатор можно погубить и неэтилированным, если неисправна система управления двигателем, неполностью сгорает смесь или двигатель сильно изношен.
Тройные каталитические нейтрализаторы ("тройные" потому, что катализатором служит совокупность трех драгоценных металлов) устанавливают только на те машины, двигатели которых оборудованы замкнутой системой контроля выхлопа. Перед катализатором установлен кислородный датчик, который отслеживает состав выхлопа и передает эти данные в центральный процессор. В зависимости от содержания кислорода в выхлопе, БЭУ регулирует состав горючей смеси и зажигание так, чтобы поддерживались их оптимальные значения. Это служит главной защитой для катализатора, а также обеспечивает экономию топлива и эффективность работы двигателя. Катализатор не переносит больших отклонений в составе рабочей смеси. Плохо отрегулированный двигатель с повышенным содержанием углеводородов в выхлопе просто гробят катализатор. Если же смесь слишком бедная, это может вызвать резкий перегрев катализатора, от чего снова пострадает монолит, только уже "физически". Таким образом, "жизнь" катализатора зависит от исправности системы управления двигателем.
Многое зависит и от исправности самого кислородного датчика. С "возрастом" он становится "ленивым" или совсем выходит из строя, что сказывается на составе смеси и, соответственно, на исправности катализатора.
Испортить катализатор может и выхлоп сильно изношенного двигателя, сжигающего масло. Оно, попадая вместе с выхлопом в катализатор, "запекается" на поверхности монолита, подобно лаку, и не дает катализатору работать.
Есть и другие вредные факторы. Например – свечи. Неподходящие свечи не будут давать полного сгорания, что может вызвать в катализаторе губительную реакцию расплавления".
Будьте очень осторожны в применении присадок к бензину или маслу. Большинство об этом не задумывается, а ведь присадки тоже могут вредно воздействовать на катализатор. Если на продукте не написано: "совместим с катализатором", лучше не рискуйте.
Еще один опасный случай – запуск двигателя буксировкой. При этом может происходить попадание в катализатор просто чистого бензина. Это, во-первых, отравляет катализатор, но также может вызвать мгновенную реакцию и даже взрыв. Смотрите также, куда едете – старайтесь не попадать в глубокие лужи. Рабочая температура катализатора составляет порядка 900° С. Внезапное попадание его в воду может быть фатальным.
В целом, замечено, что на срок службы катализатора влияют условия эксплуатации. Больше страдают катализаторы на машинах, эксплуатируемых в городских условиях, когда двигатель часто заводят. С другой стороны, при длительной высокоскоростной езде по магистралям катализатор также портится от того, что перегревается.
Наконец, вы поступите разумно, если станете регулярно осматривать всю систему выхлопа. Если сломаны кронштейны или отвалились резиновые подвески, выхлопная труба будет вибрировать, передавая на катализатор ненужные нагрузки.
Опора дополнительных реле Для реле и блоков управления, которые не размещаются в центральном коммутационном узле, в Audi A4 также под приборной доской......
31 03 2023 0:30:48
6.3. Снятие давления в топливной системе ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Электрическая схема питания топливного насоса ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите крышку......
30 03 2023 4:22:10
Контрольная лампа неисправностей (MIL) С системой бортовой диагностики (OBD) Контрольная лампа MIL загорается при наличии неисправностей в системе......
29 03 2023 11:14:41
3.1.10. Снятие и установка топливного резервуара ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Ослабить затяжку хомутов 5 (cм. рис. Элементы системы питания ) и отсоединить......
28 03 2023 22:58:47
Система впрыска - общая информация ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Автомобили оборудуются следующими системами впрыска. Двигатель 2.0 л с восемью клапанами (OHC) оснащен......
27 03 2023 23:53:31
3.1.4.2. Двигатель CVH 1,8 дм3 3.1.4.2.1. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Обозначение 1,8 НС CVH 2V Тип R2A Диаметр цилиндра 80 мм Ход поршня......
26 03 2023 19:44:54
1.20.3.1.1. Замена моторного масла ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Для замены моторного масла требуется следующий инструмент: – яма или гидравлический домкрат с......
25 03 2023 4:53:15
9.2.8. Проверка работы рычага селектора ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Переместите рычаг селектора во все положения. Проверьте, что положение рычага селектора......
24 03 2023 6:50:18
22.8. Задний тормозной диск ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение При работе тормозных колодок образует тормозная пыль, которая содержит асбест, вредный для......
23 03 2023 12:35:18
Проверка состояния и замена опор подвески силового агрегата Проверка Общая схема расположения опор подвески силового агрегата на моделях Opel......
22 03 2023 15:48:36
Проверка состояния, снятие и установка тормозного диска ПроцеДypa в равной степени применима к дисковым тормозным механизмам как передних, так и задних......
21 03 2023 22:50:18
12.9. Внутренняя панель отделки двери Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Освободите крепежный зажим и снимите панель отделки. 2. Открутите крепежные болты......
20 03 2023 8:46:48
Проверка состояния и замена шарниров равных угловых скоростей (ШРУС) Проверка В ходе тестового заезда по ограниченной по размерам площадке постарайтесь......
19 03 2023 3:42:20
1.22. Подрулевой переключатель ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ РЫЧАГ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА И СВЕТА ФАР Положения рычага переключателя указателей поворота и......
18 03 2023 8:12:41
2.2.17. Выпускной коллектор 1 – болт, 15–20 Н•м; 2 – теплозащитный экран; 3 – шпильки, 15–20 Н•м; 4 – прокладка выпускного коллектора; 5 – выпускной......
17 03 2023 23:28:27
3.6.6. Проверка устройства предварительного прогрева ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ При трудностях запуска двигателя, сначала следует измерить компрессию двигателя. Если......
16 03 2023 21:37:17
Снятие и установка облицовки задней части крыши СНЯТИЕ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините облицовку –1– в центре. 2 – установочные элементы. 2. Сожмите......
15 03 2023 19:11:38
Передняя подвеска ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Передняя подвеска в сборе 1 – опора амортизационной стойки 2 – амортизационная стойка 3 – корпус подшипников колес 4 –......
14 03 2023 9:37:14
График текущего обслуживания Оговоренные в настоящем Разделе интервалы текущего обслуживания автомобиля рассчитаны на самостоятельное выполнение......
13 03 2023 20:43:36
Проверка исправности функционирования компонентов и диагностика отказов темпостата Первичные проверки Трос привода дроссельной заслонки ПОРЯДОК......
12 03 2023 7:58:21
4.13. Диагностика неисправностей системы охлаждения Двигатель перегревается ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ УСТРАНЕНИЕ Снижение уровня ОЖ Долить ОЖ Низкая концентрация......
11 03 2023 11:25:38
5.11.4. Распределитель топлива и форсунки Проверка См. подраздел 5.10.1 . Замена ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Выполните декомпрессию. 2. Отсоедините батарею от......
10 03 2023 14:30:44
Замена резиновых защитных чехлов картера рулевого механизма ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите наконечник соответствующей рулевой тяги (см. Раздел Снятие и......
09 03 2023 13:21:24
23.2. Общая информация ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Основные детали передней подвески 1 – нижний рычаг; 2 – поворотный кулак; 3 – рычаг рулевого управления; 4 –......
08 03 2023 14:38:17
11.25. Замок зажигания КОНТАКТНАЯ ГРУППА ЗАМКА ЗАЖИГАНИЯ Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите отрицательную клемму с аккумулятора. 2. Откройте крышку......
07 03 2023 3:37:34
4.4.24.2. Проверка вкладышей коренных и шатунных подшипников ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Маркировка на задней поверхности вкладыша подшипника Осмотрите вкладыши......
06 03 2023 23:38:18
14.18. Передний датчик частоты вращения колеса Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи. 2. После......
05 03 2023 19:17:26
Проверка исправности функционирования и замена термостата Не открывайте крышку радиатора и не снимайте термостат до полного остывания двигателя! См.......
04 03 2023 1:38:45
9.5. Регулировка механизма рулевого управления ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Произвести пробную поездку и проверить, возвращается ли рулевое колесо автоматически......
03 03 2023 8:57:12
Органы управления и приёмы эксплуатации Спецификации Тип элемента питания блока ДУ Литиевая батарея CR1616 Массогабаритные данные Длина // ширина //......
02 03 2023 0:10:41
6.15. Воздушный фильтр ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините батарею от массы. Карбюраторные двигатели 2. Отведите защелки, отверните гайку и снимите крышку.......
01 03 2023 7:30:16
14.9. Внешние осветительные приборы ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Отсоединить отрицательный провод с аккумулятора перед снятием любого осветительного......
28 02 2023 20:48:27
1.1.6. Нарушения второстепенной важности (желтые пиктограммы) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Низкий уровень жидкости для стеклоомывателей Малый запас топлива При......
27 02 2023 10:24:21
1.2.2. Тормозная система 1.2.2.1. Предупреждающий световой сигнал "ABS" ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждающий световой сигнал ABS Данный световой сигнал......
26 02 2023 4:48:34
Приложения Таблицы размеров и регулировок Номинальные усилия затягивания резьбовых соединений приведены в конце каждого из Разделов Приложения, а также......
25 02 2023 9:58:28
12.15. Фары головного света ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Для регулировки положения фар головного света предусмотрены два регулировочных винта. Схема регулировки фар......
24 02 2023 2:13:17
10.24. Сиденья Снятие и установка ПЕРЕДНЕЕ СИДЕНЬЕ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Для доступа к болтам крепления сместите сиденье вперед до упора, а затем назад.......
23 02 2023 7:41:30
Запуск двигателя после переборки Еще раз проверьте уровни двигательного масла и охлаждающей жидкости. Убедитесь, что подсоединили все провода и шланги и......
22 02 2023 23:14:12
Проверка обогреваемого заднего стекла При включении обогрева заднего стекла поле с видимыми линиями проводов через некоторое время должно освободиться от......
21 02 2023 18:27:38
2.21. Тяга дроссельной заслонки ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Проверьте плавность перемещения тяги дроссельной заслонки. 2. Проверьте состояние соединений тяги......
20 02 2023 10:20:43
Поверка системы выпуска ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ После каждой установки деталей системы выпуска необходимо произвести ее поверку, для исключения каких-либо......
19 02 2023 0:50:58
3.4.12. Крышка головки блока цилиндров ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ БЕНЗИНОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ Крышка и детали газораспределителя двигателя 2,0 л (номера позиций приводятся......
18 02 2023 15:21:34
3.2.7.1. Проверка деталей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Кривошипно-шатунный механизм 1 – коленчатый вал; 2 – промежуточный вал; 3 – вкладыши коренных подшипников......
17 02 2023 13:29:36
1.1.15. Каталитический нейтрализатор ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Каталитический нейтрализатор является устройством, которое требует в процессе эксплуатации автомобиля......
16 02 2023 10:35:45
Двигатель Спецификации Общие параметры Отдельные хаpaктеристики приведены также в тексте Главы и в случае обязательности их выполнения выделены жирным......
15 02 2023 0:52:34
Снятие, проверка и установка на место выключателя сигнальной лампы ручного тормоза Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Выключатель сигнальной лампы ручного......
14 02 2023 12:21:57
5.2.3. Электронная система управления двигателем MPI 5.2.3.1. Компоненты системы управления двигателем MPI ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ MPI = multi-point injection =......
13 02 2023 21:34:21
Проверка состояния охлаждающей жидкости Прежде чем приступать к выполнению процедуры, дождитесь полного остывания двигателя. Не допускайте попадания......
12 02 2023 7:49:21
Текущий уход и обслуживание Спецификации Типы и объемы применяемых смaзoк и жидкостей Топливо Бензиновые двигатели Неэтилированный бензин не хуже АИ-95......
11 02 2023 22:15:49
Проверка и замена вспомогательного приводного ремня БЕНЗИНОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ПРОВЕРКА 1. Вспомогательный приводной ремень находится с правой стороны......
10 02 2023 2:59:32
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::