Устройство, обслуживание, ремонт Mitsubishi Galant (1990—2001 гг.) – Автоматические трaнcмиссии (АТ)
Автоматические трaнcмиссии (АТ)
Общая информация и принцип функционирования
Конструкция АТ F3А21
Конструкция АТ серии F4А20 (F4А22 и F4А23)
Схема функционирования планетарной коробки передач
Схема функционирования планетарной раздаточной коробки
1 — Выходной вал коробки передач |
4 — Вал привода передних колес |
Для комплектации рассматриваемых в настоящем Руководстве моделей используются 4-ступенчатые АТ серий F3А20 (F3А21) и F4А20 (F4А22, F4А23, F4А33 и F4А51). Все трaнcмиссии оборудованы блокирующимся преобразователем вращения. Преобразователь обеспечивает прямое сцепление между двигателем и ведущими колесами автомобиля. Tрaнcмиссии могут иметь электронное управление, – в этом случае бортовой процессор производит переключение коробки на повышающую или понижающую передачу, основываясь на анализе информации, поступающей от трех электромагнитных блоков, установленных на корпусе клапанной сборки.
Ввиду сложности конструкции АТ, отсутствия в свободной продаже сменных внутренних компонентов, а также необходимости использования специального оборудования, составители настоящего Руководства не рекомендуют владельцам автомобилей выполнять капитальный ремонт трaнcмиссии собственными силами. В настоящей Главе рассмотрены лишь процедуры диагностики общих отказов АТ, ее текущего обслуживания, основных регулировок, снятия и установки.
Иногда, в случае серьезной поломки, разумнее и проще заменить трaнcмиссию, чем тратить время и средства на восстановление вышедшей из строя сборки. Вне зависимости от выбранного способа введения отказавшей АТ в действие, самостоятельное выполнение ее снятия и установки помогут в значительной степени сократить расходы (прежде удостоверьтесь, что трaнcмиссия действительно нуждается в восстановительном ремонте).
Буксировка автомобиля с отказавшей АТ должна производиться со скоростью не выше 50 км/ч (30 миль/ч) и на расстояние не более 80 км (50 миль)! |
Конструкция и принцип функционирования
В общем случае автоматическая трaнcмиссия состоит из преобразователя вращения, раздаточной сборки и дифференциала. Tрaнcмиссия F3А21 представляет собой 3-ступенчатую АТ с механическим управлением. Серия F4А20 отличается 4-ступенчатой конструкцией и имеет электронное управление.
Внутреннее устройство трaнcмиссий обеих серий пpaктически одинаково. Главное отличие заключается в использовании повышающей 4-й передачи на сборках серии F4А20. Tрaнcмиссия состоит из 3-элементного преобразователя вращения с управляющим регулятором (серия F3А20), муфты сцепления преобразователя (серия F4А20), одной планетарной сборки, одной тормозной ленты и трех (серия F3А20) или четырех (серия F4А20) многодисковых муфт сцепления.
Планетарная сборка передач состоит из двух планетарных рядов. В состав раздаточной коробки входит планетарный ряд с фрикционными элементами управления (блокировочная муфта и тормоз). Работой всей трaнcмиссии управляет электронный блок. Переключение скоростных режимов производится при помощи установленного в салоне автомобиля селекторного рыча. Селектор посредством троса соединен с клапанной сборкой, и с его помощью можно задавать диапазон используемых передач. Помимо селектора в салоне для задания специальных режимов функционирования трaнcмиссии предусмотрено один или несколько переключателей.
Для предотвращения поломок АТ при неправильном выборе скоростного диапазона, например, перемещение из “D” в “R” на рычаге селектора предусмотрен фиксатор, – “опасные” переключения могут быть осуществлены только при нажатой кнопке фиксатора. Применение фиксатора позволяет избежать ситуации, когда по неосторожности может быть включен один из диапазонов движения и автомобиль начнет бесконтрольно двигаться. Рычаг селектора может быть установлен в одно из шести фиксированных положений: “Р”, “R”, “D”, “N”, “2” и “L”, назначение каждого из которых рассмотрено ниже.
Положение “Р”
Выбирается при парковке автомобиля. В этом положении, в трaнcмиссии выключены все элементы управления, а ее выходной вал заблокирован, – движение автомобиля невозможно. Переводить селектор в положение “Р” следует только после полной остановки трaнcпортного средства.
Перевод селектора в положение “Р” во время движения может привести к выходу трaнcмиссии из строя! |
Положение “R”
Задний ход. Переводить селектор в позицию “R” можно только после полной остановки трaнcпортного средства.
Включение задней передачи во время движения автомобиля может привести к выходу трaнcмиссии из строя! |
Положение “N”
Нейтральное положение. В коробке выключены все элементы управления, что обеспечивает отсутствие жесткой кинематической связи между ее ведущим и ведомым валами. Механизм блокировки выходного вала при этом выключен, т.е. автомобиль может свободно перемещаться. Не рекомендуется переключать трaнcмиссию в положение “N” при движении накатом.
Ни в коем случае не выключайте зажигание при движении под уклон! |
Положение “D”
Основной режим движения. Обеспечивает автоматическое переключение с первой по четвертую передачу. Рекомендуется при движении в нормальных условиях.
Положение “3”
Разрешено движение на первых трех передачах. Рекомендуется использовать при движении по холмистой дороге или в условиях частых остановок (напряженный городской цикл).
Положение “2”
14 Разрешено движение только на первой и второй передачах. Рекомендуется использовать, например, по извилистым горным дорогам. Переключение на третью и четвертую передачи запрещено. На этом диапазоне эффективно используется режим торможения двигателем.
Положение “L”
Разрешено движение только на первой передаче. Этот диапазон позволяет максимально реализовать режим торможения двигателем. Он рекомендуется при движении на крутых спусках, подъемах и бездорожье.
Режим “OD” (трaнcмиссии серии F4А20)
Разрешение на использование четвертой, повышающей, передачи осуществляется с помощью специальной кнопки “OD”. Если кнопка находится в утопленном состоянии и рычаг установлен в положение “D”, то переключение на повышающую передачу разрешено. В противном случае включение четвертой (повышающей) передачи запрещено. Состояние системы управления в этом случае определяется по контрольной лампе “O/D OFF”. В случае разрешения повышающей передачи индикатор не горит, при запрете, – горит. Режим используется при движении с постоянной скоростью по прямым участкам автомагистрали. Следует избегать использования режима OD в городских условиях, особенно в зимнее время года, когда торможение двигателем приобретает жизненно важное значение. Не следует также включать режим повышающей передачи при полной загрузке автомобиля.
Специальные программы (если предусмотрены)
На автомобилях с АТ заложено два режима управления переключением передач: “экономичный” (NORMAL) и “спортивный” (POWER). Выбор осуществляется посредством специального переключателя, вмонтированного в центральную консоль автомобиля.
Экономичный режим (NORMAL)
В данном режиме имеет место минимальный расход горючего. Переключения передач происходят в серединах соответствующих диапазонов двигателя, хаpaктер движения автомобиля спокойный, плавный.
Спортивный режим (POWER)
При включении данного режима на панели приоров загорается контрольная лампа “ECT POWER”. В данном режиме происходит максимальный отбор мощности двигателя, – переключение коробки производится в верхней границе соответствующих диапазонов оборотов двигателя. Приемистость автомобиля в значительной степени возрастает, расход топлива, соответственно, увеличивается.
Планетарная коробка передач
В состав планетарной коробки передач входит три планетарных ряда, три блокировочных муфты, четыре тормоза и три муфты свободного хода.
Мощность от двигателя через гидротрaнcформатор передается на входной вал планетарной коробки передач.
Переключение передач осуществляется включением определенной комбинации тормозов и муфт свободного хода, в результате чего изменяется частота вращения выходного вала.
Элементы планетарной коробки передач
Функциональная схема планетарной сборки автоматической коробки передач представлена на иллюстрации.
Блокировочная муфта повышающего планетарного ряда (С0) соединяет и солнечное водило и солнечное колесо повышающего планетарного ряда.
Тормоз повышающего планетарного ряда (В0) останавливает солнечное колесо повышающего планетарного ряда.
Муфта № 1 свободного хода (F1) при включенном тормозе второй передачи запрещает вращение против часовой стрелки солнечных шестерен переднего и заднего планетарных рядов.
Муфта переднего хода (С1) соединяет входной вал и эпицикл переднего планетарного ряда.
Тормоз второй передачи (В2) останавливает наружное кольцо муфты свободного хода №1, запрещая тем самым вращение солнечных шестерен переднего и заднего планетарных рядов против часовой стрелки.
Тормоз 1-й передачи и заднего хода (В3) останавливает водило заднего планетарного ряда.
Муфта свободного хода №2 (F2) запрещает вращение водила заднего планетарного ряда против часовой стрелки.
Муфта прямой передачи (С2) соединяет входной вал и солнечные шестерни переднего и заднего планетарных рядов.
Тормоз обеспечения режима торможения двигателем на второй передаче (В1) останавливает вращение солнечных шестерен переднего и заднего планетарных рядов.
Муфта свободного хода повышающего планетарного ряда (F0) при запуске двигателя соединяет солнечную шестерню и водило повышающего планетарного ряда.
Планетарная раздаточная коробка
Схема функционирования планетарной раздаточной коробки представлена на иллюстрации.
Раздаточная коробка содержит один планетарный ряд, две блокировочные муфты и один тормоз.
Элементы планетарной раздаточной коробки передач:
Муфта переднего хода (СЗ) соединяет выходной вал коробки передач с сателлитом планетарного ряда раздаточной коробки передач.
Муфта прямой передачи (С4) соединяет вал привода задних колес и ведущую звездочку цепной передачи привода передних колес.
Муфта повышающей передачи (В4) останавливает вращение эпицикла планетарного ряда раздаточной коробки.
Устройство гидравлической части системы управления
Коробка передач
Гидравлическая часть системы управления состоит из масляного насоса, клапанной сборки, электромагнитных клапанов, муфт и тормозов, а также каналов, соединяющих между собой перечисленные элементы. Создаваемое насосом давление рабочей жидкости используется для управления фрикционными элементами трaнcмиссии, подпитки гидротрaнcформатора и смазки. В клапанной сборке установлены три электромагнитных клапана переключения. С их помощью электронный блок осуществляет управление переключением передач и блокировкой гидротрaнcформатора.
Раздаточная коробка
Электрическая часть системы управления (трaнcмиссии серии F4А20)
Электрическая часть управляет переключением передач в коробке передач и раздаточной коробке, а также блокировочной муфтой гидротрaнcформатора. Она состоит из трех частей: датчиков скорости движения автомобиля (VSS), датчика положения дроссельной заслонки (TPS) и прочих информационных датчиков, отслеживающих параметры состояния трaнcмиссии и передающих данные электронному блоку управления; электронного блока управления, который на основе анализа поступающих к нему данных определяет моменты переключения в коробке передач и раздаточной коробке, а также управляет блокировочной муфтой гидротрaнcформатора; и исполнительной части, состоящей из четырех электромагнитных клапанов.
3.1.4.6. Механическая пятиступенчатая коробка передач типа N О Б Щ И Е С В Е Д Е Н И Я С октября 1986 года применяется новое конструктивное решение внутреннего......
16 01 2025 15:26:44
16.2. Электрические цепи ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Обычная электрическая цепь состоит из элементов электрического оборудования, выключателей, реле, двигателей,......
15 01 2025 11:42:30
Снятие и установка заднего комбинированного фонаря ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Освободите держатель лампы и снимите его (см. Раздел Замен ламп накаливания......
14 01 2025 13:58:24
Чистка и проверка состояния блока цилиндров/картера двигателя Чистка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите с блока все навесные агрегаты и компоненты, а также......
13 01 2025 17:56:42
22.6. Замена задних тормозных колодок ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Обязательно производите замену всех колодок на одной оси автомобиля, даже если......
12 01 2025 17:55:49
Замена ламп поворотно-нажимных рукояток панели управления функционированием систем отопления / вентиляции / кондиционирования воздуха Замена лампы......
11 01 2025 11:12:54
3.4.1. Двигатель 3VZ-FE ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение высоковольтных проводов на крышке распределителя зажигания ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отметьте положение......
10 01 2025 21:56:44
Снятие и установка ШРУС и защитных чехлов приводных валов 37а — Приводной вал 37b — Наружный шарнир 37с — Внутренний шарнир 37d — Ступица шарнира 37е —......
09 01 2025 16:24:16
Спецификации Отдельные хаpaктеристики приведены также в тексте Главы и в случае обязательности их выполнения выделены жирным шрифтом. Общие параметры Тип......
08 01 2025 23:52:57
18.13. Электрообогреватель заднего стекла ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Электрообогреватель заднего стекла, который является дополнительным оборудованием, состоит из......
07 01 2025 9:18:39
Помощь при неисправности Прокладка головки блока цилиндров Опознавательный признак Причины/особенности А. Уровень охлаждающей жидкости постоянно медленно......
06 01 2025 9:48:23
16.27. Замена фары и переднего указателя поворота ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи. 2. Снимите......
05 01 2025 9:44:24
Снятие и установка панели обтекателя ветрового стекла ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Снимите рычаги стеклоочистителей (см. Главу Бортовое электрооборудование ).......
04 01 2025 14:35:58
Процедуры ремонта дизельных двигателей 1.7 л и 2.0 л без извлечения их из автомобиля Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки......
03 01 2025 7:35:21
Органы управления и приемы безопасной эксплуатации Спецификации Все данные действительны для автомобилей в базовом исполнении с каталитическим......
02 01 2025 11:22:49
16.5. Передняя дверь ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 1 – крышка внутренней ручки; 2 – обивка двери; 3 – внутренняя ручка; 4 – защитный экран двери; 5 – направляющая......
01 01 2025 22:42:25
14.6.12. Звуковой сигнал, обогреватели стекол, электропривод зеркал ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ МОДЕЛИ ВЫПУСКА ДО 1995 Г. 7 – генератор; 23 – аккумуляторная батарея;......
31 12 2024 13:21:40
12.6. Починка отверстий от ржавчины или вмятин ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите всю краску с поврежденной поверхности и с окружающего металла в радиусе......
30 12 2024 3:59:36
Проверка исправности функционирования систем снижения токсичности отработавших газов ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 30 000 КМ (18 000 МИЛЬ) ПРОБЕГА Подробная информация по......
29 12 2024 15:26:50
9.20.3. Дизельный двигатель 2,0 л Снятие Предупреждение Не отделяйте насос усилителя рулевого управления от кронштейна. Новые насосы поставляются вместе......
28 12 2024 13:13:40
Натяжитель ремня безопасности Механический натяжитель ремня безопасности (модели с 03.1993 по 08.1996 г. вып.) Натяжитель ремня безопасности установлен в......
27 12 2024 21:58:48
Капитальный ремонт стартера При наличии подозрений на нарушение исправности функционирования стартера, его следует снять с автомобиля и доставить в......
26 12 2024 10:15:44
Диагностика отказов ABS Схема подключения контрольной лампы ABS Описание диагностических проверок приведены для случая выполнения диагностики без......
25 12 2024 0:33:53
12.10. Механизм регулировки момента впрыска, звездочка топливного насоса ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Для фиксации вала топливного насоса необходимо......
24 12 2024 0:54:19
Центральный замок Аварийная дeблокировка крышки топливного бака при неисправности центрального замка: снимите справа облицовку багажника, откиньте......
23 12 2024 17:19:28
Снятие и установка поддона картера двигателя Детали установки поддона картера двигателя 3 — Прокладка 4 — Поддон 5, 15, 22 — Болты 7 — Разъем проводки......
22 12 2024 7:26:38
5.5. Пятиступенчатая коробка передач типа 020 5.5.1. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Пятиступенчатая коробка передач типа 020......
21 12 2024 21:17:32
13.17.6. Приборы внутреннего освещения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Типичная конструкция фонаря внутреннего освещения (плафона) Эти приборы имеют примерно одинаковую......
20 12 2024 0:43:24
6.1.2. Техническое обслуживание выхлопной системы ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Элементы выхлопной системы 1. Глушитель 2. Промежуточный глушитель 3. Каталитический......
19 12 2024 9:40:59
12.24. Механизм натяжения передних ремней безопасности ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Элементы системы безопасности Прокон-тен (модели Audi 100) 1. Стопopный блок 2.......
18 12 2024 10:54:13
9.2.4. Сцепление с гидроприводом ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Детали сцепления и механизма выключения (гидропривод) 1. Коробка передач 2. Кожух ведомого диска 3.......
17 12 2024 11:37:20
7.3.2. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Тип с четырьмя передачами переднего хода и передачей заднего хода, управляемая компьютером......
16 12 2024 19:37:35
Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ) Приведенное ниже описание процедуры составлено на основании предположения о......
15 12 2024 18:20:30
Снятие и установка системы выпуска Все элементы системы выпуска могут заменяться по отдельности. При установке элементов системы выпуска следите за тем,......
14 12 2024 17:27:11
12.3.2. Разборка стартера ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Детали стартера 1 – болт; 2 – шайба; 3 – крышка подшипника; 4 – шайба; 5 – стопopная шайба; 6 – регулировочная......
13 12 2024 7:49:45
Контрольные кузовные размеры Расположение точек обмера Направляющие отверстия, реперные точки, технологические окна и прочие фиксированные фрагменты......
12 12 2024 9:23:27
2.16. Система охлаждения двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Герметичность системы охлаждения и работа клапана избыточного давления в крышке радиатора могут быть......
11 12 2024 7:18:19
3.6.2. Головка цилиндров ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение элементов выпускного коллектора 1. Выпускной коллектор 2. Турбонагнетатель 3. Штанга регулировочного......
10 12 2024 7:15:53
6.7. Система рециркуляции (EGR-система) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Устройство системы рециркуляции 1. Клапан рециркуляции 2. Вакуумный распределитель 3. Канал R 4.......
09 12 2024 21:23:34
9.1.2. Проверка уровня масла Осмотрите коробку передач на предмет отсутствия утечки масла. Вывернув заливную пробку, проверьте уровень трaнcмиссионного......
08 12 2024 11:16:58
Система автоматической стабилизации устойчивости с регулятором крутящего момента двигателя ASC+T/ Система динамического контроля устойчивости DSC* Эти......
07 12 2024 19:11:15
Аварийная сигнализация ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Аварийная сигнализация функционирует и при выключенном зажигании. При включенной аварийной сигнализации мигают......
06 12 2024 2:25:24
Подсветка приборной панели Патрон и лампа накаливания освещения приборов составляют единое целое. На иллюстрации лампа вывернута (стрелка). Слева: за......
05 12 2024 2:18:55
Технология обслуживания, инструмент и оборудование рабочего места Технология обслуживания Существует несколько методик выполнения процедур технического......
04 12 2024 5:36:55
Проверка и регулировка зазоров клапанов Регулировка клапанных зазоров производится на холодном двигателе! Бензиновый двигатель Для выполнения данной......
03 12 2024 4:10:12
10.4. Вакуумный насос (модели с дизельным двигателем) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Вакуумный насос 1 – штуцер; 2 – корпус; 3 – шестерня привода На моделях автомобилей......
02 12 2024 9:48:45
Проверка состояния крышки радиатора ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите крышку и тщательно очистите ее от следов коррозии и накипи. 2. Подсоедините к крышке......
01 12 2024 18:22:56
Идентификационные номера автомобиля На основании номера шасси может быть идентифицирован любой автомобиль. В номере шасси приведены серия модели, вариант......
30 11 2024 22:53:20
12.4. Наконечники рулевой тяги Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите переднюю часть автомобиля и зафиксируйте на подставках. Снимите переднее колесо. 2.......
29 11 2024 14:33:18
Приобретение запасных частей и идентификационные номера автомобиля Возможные источники приобретения запчастей На рынке автозапчастей представлен широкий......
28 11 2024 20:13:39
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::