Ремонт и эксплуатация автомобиля Ауди 100/А6 – 14.16. Тормозная система
14.16. Тормозная система
14.16.1. Особенности эксплуатации тормозной системы
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Опытные автомобилисты знают, что дождливым летом тормозная система машины почему-то становится более капризной, чем, например, в жару. Неприятности могут начаться прямо в тараже. Пришли вы ранним утром к своему автомобилю, сели за руль и только дотронулись до педали тормоза, – как она, родимая, безвольно провалилась до самого пола. И что досадно – ведь еще вчера педаль была привычно жесткая. Правда, свободный ход был больше обычного, но вы, вероятно, не придали этому значения. А зря… Теперь же в расстроенных чувствах вы выходите из автомобиля и заглядываете под него. Так и есть: на тыльной стороне одного из опopных щитов задних колес и на тормозном баpaбане обширные подтеки тормозной жидкости. Открыв затем капот и заглянув в резервный бак с тормозной жидкостью, убеждаетесь, что почти вся она вытекла. Дела плохи. О поездке не может быть и речи. Нужен ремонт. Но из-за чего же такое произошло? И почему так внезапно?
Ну, во-первых, не так уж и внезапно. Скорее всего, вы просто не замечали начала подтекания раньше. А во-вторых, давайте разберемся в причинах такого отказа тормозного привода, к сожалению, хаpaктерного для автомобилей почтенного возраста.
Вспомним основы конструкции современного гидравлического привода тормозных механизмов. Он включает главный тормозной цилиндр с резервным баком для тормозной жидкости, вакуумный усилитель, двухконтурный регулятор давления в задних тормозных механизмах и педаль тормоза. Гидравлический привод тормозных механизмов разделен на два независимых контура. Один контур обеспечивает работу правого переднего и левого заднего колес, другой – левого переднего и правого заднего. Такая диагональная схема разделения контуров сегодня широко распространена в легковых автомобилях ведущих мировых фирм. Она значительно повышает безопасность движения по сравнению с ранее применявшимися схемами.
Давление жидкости в трубопроводах и колесных тормозных цилиндрах при интенсивном торможении может достигать 10–12 Мпа (100–120 кг/см’). Поэтому уплотнение всех трубопроводов, а тем более, подвижных частей привода – важнейшее требование к конструкции. И если неподвижные соединения трубопроводов герметизировать сравнительно легко, то подвижные части – поршни главного тормозного цилиндра, колесных цилиндров и усилителя – уплотнить сложнее.
Мировая пpaктика производителей автомобилей знает сегодня два вида резиновых уплотнителей манжет: сплошные, чашеобразные, без центрального отверстия и в виде резиновых шайб с выпуклой внешней поверхностью. Первые сегодня применяются редко, вторые – наиболее распространены, как более дешевые и технологичные.
Конструкцию и принцип работы такого уплотнения рассмотрим на примере типичной конструкции главного тормозного цилиндра тандемного типа. В его корпусе размещены два подвижных поршня, создающие два независимых контура тормозного привода. Герметичность задней части поршня обеспечена резиновым манжетом. Однако этот манжет не предотвратит вытекание жидкости наружу, если основное уплотнение – манжет – износился. Это скорее пыльник, защищающий поршень от грязи с внешней стороны. Основное уплотнение поршней – манжеты. До начала торможения поршни неподвижны, а манжеты не соприкасаются с их торцевыми поверхностями, поскольку удерживаются распopными кольцами, упирающимися в установочные болты. При таком положении поршней полости цилиндра заполняются тормозной жидкостью, проходящей из резервного бачка через зазоры между манжетом и поршнем. Основные манжеты имеют сечение тороидальной формы. Их наружный диаметр в свободном состоянии чуть превышает внутренний диаметр тормозного цилиндра. Поэтому, если манжет не подвергается давлению тормозной жидкости, то лишь его средний наружный поясок соприкасается с зеркалом цилиндра. Именно поэтому при малейшем износе внешней стороны манжета – пусть это будет всего одна единственная риска – жидкость начнет вытекать наружу. И это, заметьте, при стоянке автомобиля.
При нажатии на педаль тормоза поршень перемещается вперед и входит в контакт с торцевой поверхностью манжета. Надежность контакта обеспечена пружиной. С этого момента сообщение внутренней полости с резервным бачком прекращается, а давление в цилиндре и в трубопроводах начинает возрастать. Под действием этого давления жидкости манжет раздается в радиальном направлении и надежно прижимается к зеркалу цилиндра всей внешней поверхностью.
Второй, плавающий, поршень главного тормозного цилиндра перемещается под давлением жидкости, а работа его манжета ничем не отличается от описанной. Точно так же работают и манжеты колесных тормозных цилиндров. Из-за того, что в промежутках между торможениями площадь контакта манжет с цилиндрами минимальна, обеспечивается хорошая смазка поверхностей цилиндра тормозной жидкостью. Кроме того, начало торможения происходит плавно, без рывков, что существенно улучшает комфортабельность и безопасность движения автомобиля.
Полости, образующиеся между деталями главного тормозного цилиндра в промежутках между торможениями, имеют объем, полностью обеспечивающий компенсацию теплового расширения тормозной жидкости при многократном или длительном торможении, исключая тем самым самозаклинивание тормозных механизмов. Кроме того, свободная циркуляция жидкости при прогреве и последующем охлаждении системы уменьшает вероятность засорения цилиндров грязью, а также облегчает самопроизвольное удаление пузырьков воздуха из главного тормозного цилиндра (из колесных цилиндров воздух, к сожалению, сам собой не удалится – нужна прокачка системы).
Так что же предпринять, если тормоза потекли? Начнем с наиболее распространенного – с ремонта колесных тормозных механизмов. Цилиндры задних баpaбанных тормозных механизмов текут чаще передних дисковых (для дисковых хаpaктерно заклинивание поршней, а не протекание манжет). Предлагаем последовательность действий, выполнение которых вполне под силу любому водителю и не требует каких-либо специальных приспособлений.
Прежде всего нужно ослабить болты или гайки крепления колес, а затем, подняв автомобиль домкратом и подставив под него страховочную подставку, снять колесо. Далее необходимо снять тормозной баpaбан. На многих автомобилях он ничем более не закреплен и после демонтажа колеса легко снимается вручную. В случае же крепления, кроме колесных болтов, еще и направляющими винтами снятие баpaбана составляет определенную трудность. Часто после откручивания этих винтов баpaбан не удается снять с центрирующего посадочного пояска полуоси. Особенно если он после заводской сборки никогда не снимался и, как говорят, прикипел.
Следует, конечно, попробовать закрутить снятые направляющие винты в специальные резьбовые отверстия, действуя ими, как съемником. Однако часто это ведет лишь к срыванию резьбы, а баpaбан – не шелохнется. Тогда прибегают к следующей операции. Надежно зафиксировав подкладками стоящие на земле колеса, запускают двигатель, включают пониженную передачу и при вращении баpaбана с небольшой скоростью резко нажимают на педаль тормоза. В случае, если гидравлический привод не работает, резко тормозят стояночным тормозом. Как правило, при таком динамическом нагружении полуось проворачивается в отверстии баpaбана, после чего снять баpaбан уже не составляет труда.
После снятия баpaбана ослабляют трос стояночного тормоза и снимают его наконечник с рычага. Вынув из отверстия пальца шплинт, снимают рычаг (на некоторых моделях автомобилей снятие этого рычага не обязательно). Далее освобождают от опopного щита тормозные колодки, сняв направляющие пружины, и приступают к снятию самих колодок. Распространенной ошибкой при этом является попытка снять прежде всего верхнюю пружину, стягивающую колодки. Сделать это очень трудно, особенно гoлыми руками или с одной лишь отверткой. Куда проще снять сначала нижнюю, более слабую пружину, затем выдвинуть нижние концы колодок из пазов опоры и, сместив немного колодки на себя и действуя ими, как длинными рычагами, растянуть верхнюю пружину и снять расжимную планку стояночного тормоза, а затем и сами колодки с опopных прорезей поршней тормозного цилиндра. Очень важно при этом не повредить резиновые защитные колпачки цилиндра.
Теперь можно разобрать колесный тормозной цилиндр. Здесь хотелось бы дать такой совет. Если вам не жалко старой тормозной жидкости, можно сразу снять защитные колпачки и с помощью выколотки из мягкого материала выпрессовать из цилиндра поршни в сборе с деталями автоматического регулирования зазора. Жидкость при этом выльется на землю. Если же жидкость стоит сохранить, лучше отсоединить трубку от колесного цилиндра и заглушить ее деревянной пробкой. После этого цилиндр снимают с опopного щита и продолжают его разборку на верстаке. С помощью отвертки поворачивают поршень, вывертывают из него упopный винт и снимают манжет с опopной чашкой и сухарями. Затем разъединяют упopное кольцо и винт.
После разборки все детали протирают и внимательно осматривают поверхность цилиндра и манжет. Зеркало цилиндра должно быть совершенно чистым и гладким, без рисок и шероховатостей, а на внешней поверхности манжет не должно быть даже малейших неровностей.
Мелкие дефекты на зеркале цилиндра можно устранить притиркой, учитывая при этом, что увеличение его диаметра весьма нежелательно. Манжеты же стоит поменять на новые, даже если старые не имеют видимого износа. Необходимо также проверить, не повреждены ли защитные резиновые колпачки цилиндра и при необходимости заменить их новыми.
Перед сборкой необходимо обильно смазать все детали тормозной жидкостью и выполнить указанные операции в обратном порядке. После сборки следует проверить перемещение поршней в цилиндре, сжав поршни руками. Они должны перемещаться без рывков и заеданий.
Общую сборку тормозного механизма проводят в последовательности, обратной указанной.
Последнее, что необходимо сделать – это заполнить тормозной привод жидкостью и удалить из него воздух. Для этого заполняют резервный бачок свежей тормозной жидкостью до метки "МАХ". Затем приступают к удалению воздуха из колесного цилиндра наиболее удаленного колеса. Для этого надевают на головку штуцера резиновый шланг, а его свободный конец опускают в прозрачный сосуд, частично заполненный тормозной жидкостью. Резко нажав на педаль тормоза 3–5 раз с интервалом в 2–3 с, отвертывают штуцер на полоборота, продолжая нажатие на педаль (для этого нужны два человека). Воздух с тормозной жидкостью будут выходить из трубки. Далее, опуская педали, завертывают штуцер. Повторяют всю операцию до тех пор, пока из трубки не перестанут выходить пузырьки воздуха, педаль не станет "жесткой". Эти же операции повторяют для других колес автомобиля.
Следует заметить, что прокачку системы можно выполнить и одному. Для этого необходимо выполнить все указанные подготовительные операции. Однако после откручивания штуцера нужно самому сесть за руль и нажать на педаль тормоза 3–4 раза. Затем, не снимая трубки и не вынимая ее из жидкости в сосуде, завернуть штуцер до отказа. Потом снова сесть за руль и проверить "жесткость" педали. Если ее ход хоть сколько-нибудь уменьшился, приступить к тем же операциям поочередно с другими колесами автомобиля. При прокачке последнего тормозного цилиндра педаль должна быть максимально жесткой, а ее ход – более 1/2 своего полного хода. При удалении воздуха совершенно необходимо следить эа снижением уровня жидкости в резервном баке и постоянно доливать ее. Конечно, в одиночку описанные операции по прокачке тормозного привода займут больше времени, чем вдвоем. Однако тогда вы еще раз убедитесь, что справиться с этим видом ремонта можно вполне самостоятельно.
3.4.1.2. Модуль-усилитель системы зажигания ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Модуль-усилитель системы зажигания Модуль-усилитель системы зажигания установлен на......
18 01 2025 22:16:34
Доступ, защита Ключи Ключ является составной частью электронной системы блокировки пуска двигателя. Запасные ключи, заказанные в представительском......
17 01 2025 21:33:42
Расположение пpeдoxpaнителей Расположение пpeдoxpaнителей может отличаться в зависимости от модели. Расположение пpeдoxpaнителей отражено на крышке......
16 01 2025 2:48:47
9.18. Сальники редуктора задней оси Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите автомобиль, слейте масло из редуктора, достаньте из редуктора......
15 01 2025 6:25:13
Переналадка фар Перед пересечением границы страны с иным направлением движения следует произвести следующие действия для переналадки фар: Автомобили без......
14 01 2025 22:12:37
9.3.6. Наглядный ремонт коробки передач 097 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Технические хаpaктеристики Коробка передач: Кодовое обозначение AEL Автоматическая коробка......
13 01 2025 8:20:35
11.9. Задний стабилизатор поперечной устойчивости ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите тягу стабилизатора поперечной устойчивости. 2. Проверьте крутящий момент,......
12 01 2025 6:48:27
Топливный насос с электроприводом Во всех версиях двигателей Audi A4 топливный насос с электроприводом вставлен в корпус впускного коллектора внизу в......
11 01 2025 16:51:48
19.3. Замена масла в коробке передач ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Для отвинчивания пробки заливки / проверки уровня масла и пробки слива масла......
10 01 2025 21:27:28
Проверка состояния и замена шлангов двигательного отсека, локализация утечек Замену шлангов системы кондиционирования воздуха (К/В) следует производить......
09 01 2025 21:56:51
12.5. Ремонт вмятин ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Во время проведения ремонта вмятин первое, что необходимо сделать, это выправить вмятину, чтобы поврежденное место......
08 01 2025 9:58:17
Проверка исправности функционирования и замена термостата Не открывайте крышку радиатора и не снимайте термостат до полного остывания двигателя! См.......
07 01 2025 16:29:35
Масло двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Замена масла и масляного фильтра в двигателе Замена масла в двигателе должна производиться в зависимости от двух факторов:......
06 01 2025 9:46:54
3.3.13. Коренные и шатунные подшипники ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Виды износа коренных и шатунных подшипников Проверка Коренные и шатунные подшипники при капитальном......
05 01 2025 5:38:18
Замена ламп накаливания Рекомендуется иметь с собой в автомобиле запасные лампы. В продаже предлагается ящик с комплектом запасных ламп. Перечень ламп......
04 01 2025 23:47:46
Проверка и регулировка зазоров клапанов на двигателях 1,8 и 2,0 л (MLA) ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Проверку и регулировку зазоров клапанов проводите на холодном......
03 01 2025 16:41:45
Для того чтобы предотвратить запотевание стёкол — опасное явление при езде — необходимо использовать специальное средство. Для того чтобы выбрать хороший антизапотеватель, следует ознакомиться с тестом...
02 01 2025 22:27:32
3.3.15. Маховик и ведущий диск Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Механическая коробка передач 1. Снимите коробку передач и сцепление. 2. Застопорите маховик и......
01 01 2025 9:21:44
Проверка гидравлического привода сцепления ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Если сцепление разделяется правильно, то гидравлический привод сцепления в любом случае......
31 12 2024 13:45:15
2.3. Техническое обслуживание дизельных двигателей 2.3.1. Введение ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Моторный отсек двигателя объемом 2,0 л 1. Передняя стойка 2. Бачок......
30 12 2024 11:55:21
9.1.14. Ступица и подшипник заднего колеса ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Детали ступицы заднего колеса с подшипниковым узлом 1. Цилиндр 2. Диск тормоза 3. Ступица......
29 12 2024 19:15:16
12.11. Комбинация приборов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Детали панели приборов 1 – облицовка комбинации приборов; 2 – панель приборов; 3 – винт Крепление комбинации......
28 12 2024 23:14:37
3.1.5.1. Двигатель DOHC 3.1.5.1.1. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ С мая 1989 года предложен двигатель DOHC 2,0 дм 3 в экологической версии.......
27 12 2024 5:23:46
Органы управления и приёмы эксплуатации Спецификации Тип элемента питания блока ДУ Литиевая батарея CR1616 Массогабаритные данные Длина // ширина //......
26 12 2024 22:19:13
3.4.8. Индукционный датчик ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Проверка зазора между ротором и выступом индукционного датчика (1980-87 гг.) 1. Индукционный датчик 2. Зазор......
25 12 2024 17:56:48
Разборка и сборка ведомого вала Ведомый вал РКПП по № 0210417 Разборка Конструкция ведомого вала РКПП до № 0210417 3, 36 — Конические роликовые......
24 12 2024 1:39:27
1.3.2.11. Замена фильтрующего элемента воздушного фильтра (дизельные двигатели) ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините патрубок с крышки воздушного фильтра.......
23 12 2024 2:28:43
Снятие и установка ступиц задних колес Снятие Не снимайте ступицы задних колес без особой на то необходимости. Для стягивания ступицы с цапфы заднего......
22 12 2024 6:12:38
Спецификации Необходимые параметры приведены также в тексте и на иллюстрациях в Разделе. (Диагностические коды систем безопасности и темпостата приведены......
21 12 2024 5:57:18
Снятие и установка форсунок ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Поврежденные форсунки могут приводить к сильным ударам при работе двигателя, напоминающими работу двигателя с......
20 12 2024 3:19:40
2.2.4.4. Проверка натяжного ролика зубчатого ремня ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите верхний кожух зубчатого ремня. 2. Сильно нажмите на зубчатый ремень......
19 12 2024 3:46:47
10.1. Технические сведения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Передние тормоза Тип Дисковые тормоза с суппортом с одним поршнем Диаметр диска: – двигатели 1.6 и 1.8 литра......
18 12 2024 7:39:33
7.1.1. Технические данные ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Моменты затяжки резьбовых соединений, Н.м. Выключатель фар заднего хода 41 Верхние болты крепления коробки......
17 12 2024 20:34:15
1.21. Выключатель (замок) зажигания ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Выключатель (замок) зажигания 1 – выключатель зажигания; 2 – рулевая колонка; I, II и III – положения......
16 12 2024 11:57:37
5.13. Резистор вентилятора отопителя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение резистора вентилятора отопителя Резистор расположен справа от педали акселератора и......
15 12 2024 15:35:57
Модели Volkswagen Golf ll / Jetta 1983-1992 года выпуска Бензиновые двигатели 1.1/1.3/1.6/1.8 литра. Дизельный двигатель 1.6 литра. Ремонт и эксплуатация автомобиля VW GOLF IV, с 1997 г. выпуска. Бензиновые двигатели 1,4 / 1,6 / 1,8 / 2,3 л. Дизельные двигатели 1,9 л. Volkswagen Passat B5, Syncro / V6, с 1996 года выпуска. Бензиновые двигатели 1.6 / […]...
14 12 2024 12:52:34
Коды неисправностей Код неисправности P 0705 (DTC NO.72). Неисправность цепи датчика (выключателя) положения трaнcмиссии Схема электропроводки Двигатели......
13 12 2024 7:11:44
13.18.4. Снятие и установка зеркала заднего вида с датчиком дождя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Внутреннее зеркало заднего вида с датчиком дождя 1 – кожух; 2 – опора......
12 12 2024 2:55:25
Разборка головки цилиндров Новую или восстановленную головку цилиндров всегда можно заказать в мастерской автосервиса или на складе фирменного......
11 12 2024 17:46:32
7.2. Автоматическая трaнcмиссия ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ На автомобили устанавливаются 4-скоростные трaнcмиссии с блокирующимся гидротрaнcформатором. С 1993 г.......
10 12 2024 4:43:27
3.3.4. Дизельный двигатель TC4EE1 объемом 1,7 л с турбонаддувом ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Вакуумный насос закреплен на задней стороне генератора и приводится в......
09 12 2024 9:51:13
4.5.3. Ремонт двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Не всегда легко прийти к выводу о целесообразности полного капитального ремонта двигателя, поскольку необходимо......
08 12 2024 1:21:41
Каждый уважающий себя водитель грамотно выбирает свой автомобиль, основываясь на предпочтениях и целях. Для этого важно ознакомиться с новым рынком и обратить внимание на новинки авто 2015 года....
07 12 2024 18:24:39
4.1.2. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Термостат Температура начала открытия 78 – 80° С Температура полного открытия 91° С Давление пробки......
06 12 2024 4:42:22
Снятие, установка и регулировка капота Снятие и установка Детали установки капота ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Детали установки капота показаны на сопр.......
05 12 2024 4:36:12
9.2.4. Снятие и установка рычага подвески Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять защитный колпак заднего колеса и ослабить гайки крепления колеса. 2. Поднять......
04 12 2024 1:43:43
4.3. Проверка компрессии ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение На двигателе 1MZ-FE V6 отсоедините электрические разъемы от катушек зажигания. Измерение давления......
03 12 2024 20:29:41
13.32.7. Снятие и установка бачков и насоса омывателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение гайки крепления бачка стеклоомывателя Гайка крепления показана......
02 12 2024 20:31:11
Снятие и установка рабочего цилиндра сцепления СНЯТИЕ 1. Только если отсоединялся гидропровод: Oтcocите тормозную жидкость из резервуара до присоединения......
01 12 2024 0:22:36
19.2. Система охлаждения Перегрев двигателя • Недостаточный уровень жидкости в системе охлаждения. • Не работает термостат. • Забиты внутренние полости......
30 11 2024 1:55:11
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::