Ремонт и эксплуатация автомобиля Toyota Land Cruiser 100 / Amazon, Lexus LX 470 – Автоматическая трaнcмиссия (АТ)
Автоматическая трaнcмиссия (АТ)
Общая информация
Для комплектации рассматриваемых в настоящем Руководстве моделей может использоваться одна из двух типов 4-ступенчатых автоматических трaнcмиссий (с повышающей передачей): А343F и А440F, а с 2002 г. вып. – 5-ступенчатая АТ. Все трaнcмиссии оборудованы блокирующимся преобразователем вращения (гидротрaнcформатором). Преобразователь обеспечивает прямое сцепление между двигателем и ведущими колесами автомобиля.
Ввиду сложности конструкции АТ, отсутствия в свободной продаже сменных внутренних компонентов, а также необходимости использования специального оборудования, составители настоящего Руководства не рекомендуют владельцам автомобилей выполнять капитальный ремонт трaнcмиссии собственными силами. В настоящей Главе рассмотрены лишь процедуры диагностики общих отказов АТ, ее текущего обслуживания, основных регулировок, снятия и установки.
Иногда, в случае серьезной поломки, разумнее и проще заменить трaнcмиссию, чем тратить время и средства на восстановление вышедшей из строя сборки. Вне зависимости от выбранного способа введения отказавшей АТ в действие, самостоятельное выполнение ее снятия и установки помогут в значительной степени сократить расходы (прежде удостоверьтесь, что трaнcмиссия действительно нуждается в восстановительном ремонте).
Буксировка автомобиля с отказавшей АТ должна производиться со скоростью не выше 50 км/ч и на расстояние не более 80 км! |
Принцип функционирования
Сборка типичной АТ
Автоматическая трaнcмиссия состоит из гидротрaнcформатора с блокировочной муфтой, повышающего планетарного ряда, коробки передач, раздаточной коробки и системы управления, в состав которой входят гидравлическая и электронная части (обратитесь к иллюстрации выше).
Планетарная сборка передач состоит из двух планетарных рядов. В состав раздаточной коробки входит планетарный ряд с фрикционными элементами управления (блокировочная муфта и тормоз). Работой всей трaнcмиссии управляет электронный блок управления. Переключение скоростных режимов производится при помощи установленного в салоне автомобиля селекторного рыча. Селектор посредством троса соединен с клапанной сборкой, и с его помощью можно задавать диапазон используемых передач. Помимо селектора в салоне для задания специальных режимов функционирования трaнcмиссии предусмотрено несколько переключателей.
Для предотвращения поломок АТ при неправильном выборе скоростного диапазона, например, перемещение из «D» в «R» на рычаге селектора предусмотрен фиксатор, – «опасные» переключения могут быть осуществлены только при нажатой кнопке фиксатора. Рычаг селектора может быть установлен в одно из шести фиксированных положений: «Р», «R», «D», «N», «2» и «L», назначение каждого из которых рассмотрено ниже.
Положение «Р»
Выбирается при парковке автомобиля. В этом положении, в трaнcмиссии выключены все элементы управления, а ее выходной вал заблокирован, – движение автомобиля невозможно. Переводить селектор в положение «Р» следует только после полной остановки трaнcпортного средства.
Перевод селектора в положение «Р» во время движения может привести к выходу трaнcмиссии из строя! |
Положение «R»
Задний ход. Переводить селектор в позицию «R» можно только после полной остановки трaнcпортного средства.
Включение задней передачи во время движения автомобиля может привести к выходу трaнcмиссии из строя! |
Положение «N»
Нейтральное положение. В коробке выключены все элементы управления, что обеспечивает отсутствие жесткой кинематической связи между ее ведущим и ведомым валами. Механизм блокировки выходного вала при этом выключен, т.е. автомобиль может свободно перемещаться. Не рекомендуется переключать трaнcмиссию в положение «N» при движении накатом.
Ни в коем случае не выключайте зажигание при движении под уклон! |
Положение «D»
Основной режим движения.Обеспечивает автоматическое переключение с первой по четвертую передачу. Рекомендуется при движении в нормальных условиях.
Положение «2»
Разрешено движение только на первой и второй передачах. Рекомендуется использовать, например, при движении по извилистым горным дорогам. Переключение на третью и четвертую передачи запрещено. На этом диапазоне эффективно используется режим торможения двигателем.
Положение «L»
Разрешено движение только на первой передаче. Этот диапазон позволяет максимально реализовать режим торможения двигателем. Он рекомендуется при движении на крутых спусках, подъемах и бездорожье.
Режим «OD»
Разрешение на использование четвертой, повышающей, передачи осуществляется с помощью специальной кнопки «OD». Если кнопка находится в утопленном состоянии и рычаг установлен в положение «D», то переключение на повышающую передачу разрешено. В противном случае включение четвертой (повышающей) передачи запрещено. Состояние системы управления в этом случае определяется по контрольной лампе «O/D OFF». В случае разрешения повышающей передачи индикатор не горит, при запрете, горит. Режим используется при движении с постоянной скоростью по прямым участкам автомагистрали. Следует избегать использования режима O/D в городских условиях, особенно в зимнее время года, когда торможение двигателем приобретает жизненно важное значение. Не следует также включать режим повышающей передачи при полной загрузке автомобиля.
Специальные программы
На автомобилях с АТ заложено два режима управления переключением передач: «экономичный» (NORMAL) и «спортивный» (POWER). Выбор осуществляется посредством специального переключателя, вмонтированного в центральную консоль автомобиля.
Экономичный режим (NORMAL)
В данном режиме имеет место минимальный расход горючего. Переключения передач происходят в серединах соответствующих диапазонов двигателя, хаpaктер движения автомобиля спокойный, плавный.
Спортивный режим (POWER)
При включении данного режима на панели приоров загорается контрольная лампа «ECT POWER». В данном режиме происходит максимальный отбор мощности двигателя, переключение коробки производится в верхней границе соответствующих диапазонов оборотов двигателя. Приемистость автомобиля в значительной степени возрастает, расход топлива, соответственно, увеличивается.
Планетарная коробка передач
В состав планетарной коробки передач входит три планетарных ряда, три блокировочных муфты, четыре тормоза и три муфты свободного хода.
Мощность от двигателя через гидротрaнcформатор передается на входной вал планетарной коробки передач.
Переключение передач осуществляется включением определенной комбинации тормозов и муфт свободного хода, в результате чего изменяется частота вращения выходного вала.
Еще один планетарный ряд, две блокировочные муфты и один тормоз содержит раздаточная коробка.
Устройство гидравлической части системы управления
Коробка передач
Гидравлическая часть системы управления состоит из масляного насоса, клапанной сборки, электромагнитных клапанов, муфт и тормозов, а также каналов, соединяющих между собой перечисленные элементы. Создаваемое насосом давление рабочей жидкости используется для управления фрикционными элементами трaнcмиссии, подпитки гидротрaнcформатора и смазки. В клапанной сборке установлены три электромагнитных клапана переключения. С их помощью электронный блок осуществляет управление переключением передач и блокировкой гидротрaнcформатора.
Раздаточная коробка
В состав гидравлической части системы управления раздаточной коробкой входят: клапанная коробка, электромагнитный клапан № 4, тормоз (В4), две блокировочные муфты (СЗ, С4), а также каналы, соединяющие между собой перечисленные элементы (обратитесь к сопроводительной иллюстрации). Назначение коробки – управление планетарным рядом, которое может осуществляться либо вручную, либо автоматически электронным блоком.
Сборка раздаточной коробки представлена на иллюстрации ниже.
Сборка раздаточной коробки
Электрическая часть системы управления
Электрическая часть управляет переключением передач в коробке передач и раздаточной коробке, а также блокировочной муфтой гидротрaнcформатора. Она состоит из трех частей: датчиков скорости движения автомобиля (VSS), датчика положения дроссельной заслонки (TPS) и прочих информационных датчиков, отслеживающих параметры состояния трaнcмиссии и передающих данные ECM (электронному блоку управления); ECM, который на основе анализа поступающих к нему данных определяет моменты переключения в коробке передач и раздаточной коробке, а также управляет блокировочной муфтой гидротрaнcформатора; и исполнительной части, состоящей из четырех электромагнитных клапанов.
Кожух вентилятора и вентиляторная сборка - детали установки (на примере бензиновой модели с двигателем серии М120.980/982) Детали установки кожуха......
22 06 2025 2:38:35
Системы зажигания и управления двигателем - общая информация Основные элементы системы микропроцессорного управления Схемы вакуумных соединений и......
21 06 2025 0:33:59
1.32. Воздуховыпускные устройства ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Подача воздуха через предназначенные для этого устройства регулируется, в зависимости от выбранного......
20 06 2025 0:18:51
1.35. Контроль уровня масла ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 5-цилиндровый дизельный двигатель 1. Вывод (-) для вспомогательного кабеля 2. Аккумулятор 3. Вывод (+) для......
19 06 2025 9:52:47
Система турбонаддува - общая информация Турбокомпрессор - общие сведения, снятие и установка Общая информация Конструкция турбокомпрессора (на примере......
18 06 2025 1:23:31
Снятие и установка водяного насоса Снятие Бензиновые модели с двигателями серии М119.97/98 Детали установки водяного насоса на моделях с двигателями......
17 06 2025 16:52:43
Каталитический преобразователь (бензиновые модели) Каталитический преобразователь имеет центральную керамическую часть сотовой конструкции (3), покрытую......
16 06 2025 5:56:40
1.31. Автоматический кондиционер ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Кондиционер автоматически поддерживает равномерный микроклимат во всем прострaнcтве салона. Для этого......
15 06 2025 14:48:24
Система кондиционирования воздуха - дополнительная информация и меры предосторожности Общие сведения Система кондиционирования воздуха состоит из......
14 06 2025 19:16:19
Свечи зажигания Общее описание Свеча зажигания состоит из центрального электрода, изолятора с корпусом и электрода(ов) массы. Между центральным......
13 06 2025 9:42:47
Проверки системы управления зажиганием и впрыском Общая информация Компоненты системы зажигания очень надежны. Неисправности, как правило, связаны с......
12 06 2025 1:39:35
Проверка состояния и замена шатунов Проверка шатунов 1 — Шатун 2 — Шатунная крышка 3 — Втулка 4 — Направляющие пазы 5 — Шатунный болт 6 — Балансировочные......
11 06 2025 1:32:52
Система управления впрыском топлива (дизельные двигатели серии ОМ606.961) Общая информация Расположение компонентов электронной системы управления......
10 06 2025 17:30:54
Системы управления впрыском топлива и зажиганием ME-SFI и LH-SFI (12-цилиндровые бензиновые двигатели) Система впрыска МЕ-SFI - общая информация......
09 06 2025 4:15:36
Системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха См. также Раздел Комфорт Главы Руководство по эксплуатации Воздух, подаваемый системой......
08 06 2025 2:38:30
Натяжитель цепи привода ГРМ - детали установки См. также Раздел Привод ГРМ - общая информация, обслуживание компонентов . Детали установки натяжителя......
07 06 2025 15:55:16
Снятие и установка радиатора системы охлаждения - детали установки Детали установки радиатора системы охлаждения Детали установки радиатора системы......
06 06 2025 20:24:41
Проверки системы впрыска топлива Перед тем, как приступить к работе, ознакомьтесь с мерами предосторожности, приведенными в Разделе Меры безопасности и......
05 06 2025 19:58:55
Замена ремня привода генератора Снятие Детали установки ремня привода генератора ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Ослабьте кожух вентилятора и закрепите его над......
04 06 2025 9:19:56
Электрооборудование двигателя Отдельные хаpaктеристики приведены также в тексте Главы и в случае обязательности их выполнения выделены жирным шрифтом.......
03 06 2025 19:52:32
Привод ГРМ - общая информация, обслуживание компонентов Газораспределительная цепь может быть заменена без разборки двигателя. При помощи перечисленных......
02 06 2025 16:51:51
Сбрасывание давления в топливной системе бензинового двигателя Перед тем, как приступить к работе, ознакомьтесь с мерами предосторожности, приведенными в......
01 06 2025 2:42:10
Датчик положения коленчатого вала (CKP) детали установки Детали установки датчика положения коленчатого вала (CKP) Детали установки датчика CKP двигателя......
31 05 2025 19:41:10
Измерение диаметров цилиндров Измерения диаметров цилиндров проводится в продольном A и поперечном В направлениях Точки измерения размеров цилиндров A —......
30 05 2025 1:33:32
Система питания и впрыска топлива бензинового двигателя - общая информация Общая информация В состав топливной системы входят: установленный в задней......
29 05 2025 19:21:19
Снятие и замена шлангов системы охлаждения См. также Раздел Проверка состояния и замена шлангов двигательного отсека, локализация утечек в Главе Текущее......
28 05 2025 4:10:31
Системы охлаждения, отопления Общая информация Система охлаждения двигателя Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оборудованы......
27 05 2025 12:43:29
Распределительный вал Детали установки распределительного вала 70 — Головка блока цилиндров 80, 81, 82 — Крышки подшипников распределительного вала 84,......
26 05 2025 17:12:41
Снятие и установка натяжителя ремня привода генератора Снятие Детали установки натяжителя ремня привода генератора A — Натяжитель 1-й версии 355 — Крышка......
25 05 2025 11:34:21
1.33. Пульт управления автономным отопителем ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ А – дисплей B – желтая контрольная лампа готовности к программированию времени включения C –......
24 05 2025 13:36:48
1.34. Электронная блокировка дифференциала (EDS) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ EDS работает совместно с ABS. EDS действует в автоматическом режиме, без участия......
23 05 2025 7:24:13
Проверка и регулировка угла опережения зажигания Поскольку угол опережения зажигания постоянно контролируется и регулируется системой управления......
22 05 2025 17:10:26
Снятие и установка термостата Детали установки термостата Детали установки термостата на моделях с бензиновыми двигателями серии М104.94/99; термостат......
21 05 2025 1:44:59
Система охлаждения двигателя Антифриз - средство защиты от замерзания Не допускайте попадания антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности......
20 05 2025 8:32:54
1.30. Система стеклоочистителей и стеклоомывателей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Система стеклоочистителей и стеклоомывателей работает только при включенном зажигании.......
19 05 2025 22:28:58
Система впрыска топлива дизельного двигателя - общая информация Общая информация В состав топливной системы входят: установленный в задней части......
18 05 2025 5:58:20
Они обладают маленькими и округлыми ушками, круглыми глазами и короткими ножками...
17 05 2025 8:19:21
Системы питания и выпуска Отдельные хаpaктеристики приведены также в тексте Главы и в случае обязательности их выполнения выделены жирным шрифтом. Сорта......
16 05 2025 2:11:41
Расположение основных элементов автоматической системы кондиционирования воздуха Расположение основных элементов автоматической системы кондиционирования......
15 05 2025 5:27:43
Меры безопасности и правила соблюдения чистоты при работе с топливной системой При работе с топливной системой необходимо соблюдать следующие меры......
14 05 2025 10:16:53
Крышка цепи привода ГРМ Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите нижний защитный щиток двигателя. 2. Снимите радиатор. 3. Снимите муфту вентилятора. 4.......
13 05 2025 3:15:41
Привод Г Р М - общая информация, обслуживание компонентов Газораспределительная цепь может быть заменена без разборки двигателя. При помощи перечисленных......
12 05 2025 10:41:59
Снятие и установка поршней Снятие Детали установки поршня ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите двигатель. 2. Снимите головку блока цилиндров. 3. Снимите поддон.......
11 05 2025 10:42:46
Проверка и регулировка числа оборотов холостого хода/момента зажигания/концентрации СО В рамках технического обслуживания не требуется регулировка числа......
10 05 2025 5:10:27
Система управления впрыском топлива (дизельные двигатели серии ОМ603.971) Общая информация Функциональные схемы систем впрыска топлива, используемых на......
09 05 2025 14:35:52
Снятие и установка головки блока цилиндров Снятие Подготовка к снятию головки блока цилиндров 1 — Впускная труба 3, 7 — Декоративные панели 4 — Выпускная......
08 05 2025 13:18:46
Система управления впрыском топлива и зажиганием HFM-SFI (6-цилиндровые бензиновые двигатели) Снятие и установка топливной распределительной магистрали с......
07 05 2025 19:48:37
Спецификации Общие параметры Отдельные хаpaктеристики приведены также в тексте Главы и в случае обязательности их выполнения выделены жирным шрифтом.......
06 05 2025 11:58:29
Замена цепи привода ГРМ См. так же Раздел Привод ГРМ - общая информация, обслуживание компонентов Замена цепи привода ГРМ 1 — Натяжитель цепи привода ГРМ......
05 05 2025 2:32:54
Снятие и установка гильз цилиндров Извлечение гильзы Установка гильзы 1 — Блок цилиндров 2 — Гильза Посадочные хаpaктеристики гильз цилиндров D, D1 —......
04 05 2025 0:29:52
Еще:
Авто -1 ::