Устройство, обслуживание, ремонт Daewoo Nexia – 11.4. Основные узлы коробки передач
11.4. Основные узлы коробки передач
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Tрaнcмиссия HYDRA-МАТIC 4Т40Е
Гидротрaнcформатор
Схема потока рабочей жидкости в гидротрaнcформаторе (без реактора)
Реактор в сборе с роликовой муфтой свободного хода
Схема потока рабочей жидкости в гидротрaнcформаторе при остановленном реакторе
Схема потока рабочей жидкости в гидротрaнcформаторе при свободно вращающемся реакторе
Автоматически коробка передач включает в себя три основных узла: планетарную передачу, гидротрaнcформатор и гидравлическую систему управления
Гидротрaнcформатор (ГТ) выполняет две основные функции: осуществляет плавную передачу крутящего момента от двигателя к трaнcмиссии и увеличивает величину крутящего момента при возрастании нагрузки.
ГТ состоит из трех основных узлов: насосного колеса (ведущий элемент), турбинного колеса (ведомый элемент) и реакторного колеса (реактивный элемент). Насосное колесо соединено сваркой с кожухом ГТ. Кольцевое прострaнcтво внутри кожуха ГТ заполнено рабочей жидкостью (трaнcмиссионным маслом). Кожух ГТ с помощью болтов прикреплен к диску с зубчатым венцом, служащим для зацепления с шестерней стартера. Диск установлен непосредственно на коленчатом валу двигателя. Таким образом, насосное колесо ГТ жестко связано с коленчатым валом двигателя и всегда вращается с той же скоростью, что и коленчатый вал.
При работе двигателя насосное колесо ГТ работает как центробежный насос, заставляя рабочую жидкость (масло) двигаться от центра к периферии колеса между его лопатками. Одновременно рабочая жидкость приобретает окружную скорость, направлен ную по часовой стрелке. На выходе их межлопаточных каналов насосного колеса рабочая жидкость попадает на лопатки турбинного колеса. Благодаря специальной форме лопаток турбины, поток рабочей жидкости изменяет направление своего движения, оказывая силовое воздействие на турбинное колесо и заставляя его вращаться в ту же сторону, что и насосное колесо. При работе двигателя на холостом ходу энергия, передаваемая насосным колесом рабочей жидкости, невелика, и возникающий на турбинном колосе крутящий момент также мал. При включенной передаче и работающем на холостом ходу двигателе величина крутящего момента турбины недостаточна для того, чтобы тронуть автомобиль с места. Увеличение угла открытия дроссельной заслонки приводит к увеличению частоты вращения насосного колеса, кинетической энергии рабочей жидкости, гидродинамических сил на лопатках турбинного колеса и, соответственно, крутящего момента на входном валу трaнcмиссии.
Рабочая жидкость, передавая энергию турбинному колесу, движется в межлопаточ ных каналах турбины по направлению от периферии к центру и на выходе из турбинного колеса приобретает окружную скорость, направленную против часовой стрелки.
Крутящий момент, передаваемый двигате лем турбинному колесу, возникает благода ря изменению направления движения рабочей жидкости при прохождении межлопаточных каналов турбины. Величина момента зависит от изменения момента количества движения рабочей жидкости на входе и выходе из турбинного колеса. Для раскрутки потока рабочей жидкости, выходящего из турбинного колеса, и придания ему вращения по часовой стрелки используется реактор, установленный между выходом турбинного и входом насосного колес. Реактор обеспечивает безударный вход рабочей жидкости на лопатки насосного колеса и высокий КПД насоса.
Функцией реактора является изменение направления окружной скорости рабочей жидкости, циркулирующей в ГТ. Окружная скорость жидкости на входе в реактор направленa против часовой стрелки. На выходе из реактора рабочая жидкость приобретает окружную скорость, направленную по часовой стрелке и совпадающую с направлением вращения насосного колеса. Благодаря действию реактора, кинетическая энергия рабочей жидкости на выходе из насосного колеса и крутящий момент на турбинном колесе возрастают. Крутящий момент турбины превышает крутящий момент двигателя.
Поток рабочей жидкости, протекающий через межлопаточные каналы реактора, воздействует на колесо реактора в направлении против часовой стрелки и заклинивает МСХ реактора, которая обеспечивает неподвижность реактора в режиме трaнcформации крутящего момента.
При полном нажатии на педаль акселерато ра и неподвижном автомобиле крутящий момент на турбине ГТ будет иметь максимальное значение, превышающее крутящий момент двигателя.
По мере увеличения частоты вращения турбины ГТ и разгона автомобиля направление потока рабочей жидкости, выходящего из каналов турбинного колеса, будет изменяться. При определенном соотношении скоростей вращения насосного и турбинного колес направление крутящего момента, действующего на лопатки реактора со стороны потока жидкости, изменится на обратное и МСХ разблокирует реактор. Реактор будет свободно вращаться, не оказывая влияние на поток рабочей жидкости, циркулирующей в ГТ. При этом ГТ работает в режиме гидромуфты без трaнcформации крутящего момента двигателя. Скорости вращения насосного и турбинного колес в этом режиме работы ГТ отличаются незначительно.
Планетарная передача
Планетарная передача служит для увеличения крутящего момента двигателя. Название "планетарная" связано с особенностями конструкции передачи, для которой хаpaктерно переносное движение шестерен. Все шестерни планетарной передачи находятся в постоянном зацеплении, что исключает ударное включение передач, возможное при введении шестерен в зацепление друг с другом. На каждой ступени планетарной передачи в зацеплении одновременно находятся несколько шестерен, которые распределяют между собой нагрузку. Это способствует большей прочности и меньшей массе планетарной передачи. Благодаря соосному расположению входного и выходного валов планетарная передача очень компактна.
Планетарный ряд состоит из солнечной шестерни, эпицикла с внутренними зубьями, водила и сателлитов, которые совершают относительное и переносное движение. Планетарная передача может увеличивать крутящий момент или скорость вращения выходного вала, изменять направление вращения выходного вала на обратное и жестко соединять между собой (напрямую) входной и выходной валы. Если передача работает в режиме увеличения крутящего момента, говорят, что включена понижающая ступень передачи, поскольку угловая скорость выходного вала уменьшается по сравнению со скоростью входного вала. При постоянной скорости вращения входного вала крутящий момент и угловая скорость выходного вала изменяются в обратной пропорции.
Понижающая ступень
Понижающая ступень получается при остановленной солнечной шестерне и ведущем эпицикле. При вращении эпицикла сателлиты, обкатывая неподвижное солнечное колесо, приводят во вращение водило (ведомое звено планетарного ряда) с замедленной скоростью. Водило вращается в ту же сторону, что и эпицикл.
Прямая передача
Прямая передача получается при жестком соединении между собой любых двух звеньев планетарного ряда. При этом все звенья вращаются с одинаковой скоростью. Сателлиты остаются неподвижными относительно водила, блокируя между собой солнечную шестерню и эпицикл.
Ускоряющая ступень
Ускоряющая ступень (сверху) и передача заднего хода (снизу). |
Ускоряющая ступень получается при остановленной солнечной шестерне и ведущем водило. Водило вращается вместе с сателлитами, которые обкатывают неподвижную солнечную шестерню и приводят во вращение эпицикл с большей скоростью, чем скорость водила.
Передача заднего хода
Изменение направления вращения ведущего звена получается при остановленном водило. Ведущим звеном может быть как солнечная шестерня, так и эпицикл. Соответственно ведомым звеном будет эпицикл или солнечная шестерня. В этом случае сателлиты вращаются относительно неподвижных осей и работают, как промежуточные шестерни. Независимо от того, какое звено является ведущим (солнечное колесо или эпицикл), ведомое звено планетарной передачи будет вращаться в обратном направлении относительно ведущего звена.
Фрикцион блокировки гидротрaнcформатора
Схема работы фрикциона блокировки
При включении фрикциона блокировки ГТ, диск фрикциона соединяется с кожухом ГТ и мощность двигателя передается непосредственно на вал турбинного колеса. Блокировка исключает скольжение ГТ. В ступицу диска блокировочного фрикциона встроен пружинный демпфер, снижающий динамические нагрузки в трaнcмиссии при блокировке ГТ. Демпфер имеет возможность осевых перемещений и относительного поворота на 45 градусов.
Многодисковые фрикционы
Схема работы многодискового фрикциона
Многодисковые фрикционы включаются гидравлически с помощью кольцевых цилиндров управления (сервоцилиндров).
Кулачковые муфты свободного хода
Кулачки и сепаратор МСХ
Схема кулачковой МСХ
Муфта свободного хода (МСХ) позволяет установленной на ней детали вращаться только в одном направлении.
МСХ состоит из внутреннего кольца, обоймы и кулачков с сепаратором.
Кулачок имеет специальный симметричный профиль. Один из размеров поперечного сечения кулачка выполнен больше, а другой – меньше, чем зазор А между внутренним кольцом и обоймой. При перекатывании кулачки блокируют друг с другом или освобождают внутреннее кольцо и обойму. Благодаря этому, возможно относительное вращение деталей только в одном направлении.
1.34. Электронная блокировка дифференциала (EDS) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ EDS работает совместно с ABS. EDS действует в автоматическом режиме, без участия......
22 06 2025 11:41:31
Свечи зажигания Общее описание Свеча зажигания состоит из центрального электрода, изолятора с корпусом и электрода(ов) массы. Между центральным......
21 06 2025 3:54:42
1.33. Пульт управления автономным отопителем ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ А – дисплей B – желтая контрольная лампа готовности к программированию времени включения C –......
20 06 2025 18:18:53
Система охлаждения двигателя Антифриз - средство защиты от замерзания Не допускайте попадания антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности......
19 06 2025 19:55:46
Снятие и установка поршней Снятие Детали установки поршня ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите двигатель. 2. Снимите головку блока цилиндров. 3. Снимите поддон.......
18 06 2025 22:38:24
Системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха См. также Раздел Комфорт Главы Руководство по эксплуатации Воздух, подаваемый системой......
17 06 2025 15:29:52
Замена охлаждающей жидкости - общие замечания См. так же Раздел Проверка функционирования системы охлаждения и морозоустойчивости охлаждающей жидкости,......
16 06 2025 14:38:18
Замена цепи привода ГРМ См. так же Раздел Привод ГРМ - общая информация, обслуживание компонентов Замена цепи привода ГРМ 1 — Натяжитель цепи привода ГРМ......
15 06 2025 7:46:56
Снятие и установка радиатора системы охлаждения - детали установки Детали установки радиатора системы охлаждения Детали установки радиатора системы......
14 06 2025 23:31:18
Системы зажигания и управления двигателем - общая информация Основные элементы системы микропроцессорного управления Схемы вакуумных соединений и......
13 06 2025 10:58:16
Системы управления двигателем LH-SFI и ME-SFI (8-цилиндровые бензиновые двигатели) Снятие и установка топливной распределительной магистрали с......
12 06 2025 6:50:19
Проверки системы управления зажиганием и впрыском Общая информация Компоненты системы зажигания очень надежны. Неисправности, как правило, связаны с......
11 06 2025 4:12:13
1.32. Воздуховыпускные устройства ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Подача воздуха через предназначенные для этого устройства регулируется, в зависимости от выбранного......
10 06 2025 2:32:43
Расположение основных элементов автоматической системы кондиционирования воздуха Расположение основных элементов автоматической системы кондиционирования......
09 06 2025 6:44:10
Распределительный вал Детали установки распределительного вала 70 — Головка блока цилиндров 80, 81, 82 — Крышки подшипников распределительного вала 84,......
08 06 2025 2:45:31
Спецификации Общие параметры Отдельные хаpaктеристики приведены также в тексте Главы и в случае обязательности их выполнения выделены жирным шрифтом.......
07 06 2025 4:29:52
Натяжитель цепи привода ГРМ - детали установки См. также Раздел Привод ГРМ - общая информация, обслуживание компонентов . Детали установки натяжителя......
06 06 2025 8:17:55
Проверка состояния и замена шатунов Проверка шатунов 1 — Шатун 2 — Шатунная крышка 3 — Втулка 4 — Направляющие пазы 5 — Шатунный болт 6 — Балансировочные......
05 06 2025 9:29:51
Замена ремня привода генератора Снятие Детали установки ремня привода генератора ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Ослабьте кожух вентилятора и закрепите его над......
04 06 2025 2:26:41
Система турбонаддува - общая информация Турбокомпрессор - общие сведения, снятие и установка Общая информация Конструкция турбокомпрессора (на примере......
03 06 2025 20:36:37
Снятие и замена шлангов системы охлаждения См. также Раздел Проверка состояния и замена шлангов двигательного отсека, локализация утечек в Главе Текущее......
02 06 2025 5:51:41
Электрооборудование двигателя Отдельные хаpaктеристики приведены также в тексте Главы и в случае обязательности их выполнения выделены жирным шрифтом.......
01 06 2025 14:44:37
Система выпуска отработавших газов - общая информация Общая информация Типичная конструкция системы выпуска отработавших газов (на примере моделей с......
31 05 2025 1:55:15
Крышка цепи привода ГРМ Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите нижний защитный щиток двигателя. 2. Снимите радиатор. 3. Снимите муфту вентилятора. 4.......
30 05 2025 12:21:59
1.35. Контроль уровня масла ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 5-цилиндровый дизельный двигатель 1. Вывод (-) для вспомогательного кабеля 2. Аккумулятор 3. Вывод (+) для......
29 05 2025 11:50:56
Система питания и впрыска топлива бензинового двигателя - общая информация Общая информация В состав топливной системы входят: установленный в задней......
28 05 2025 18:43:53
Система управления впрыском топлива (дизельные двигатели серии ОМ603.971) Общая информация Функциональные схемы систем впрыска топлива, используемых на......
27 05 2025 12:52:10
Снятие и установка водяного насоса Снятие Бензиновые модели с двигателями серии М119.97/98 Детали установки водяного насоса на моделях с двигателями......
26 05 2025 3:27:36
Привод ГРМ - общая информация, обслуживание компонентов Газораспределительная цепь может быть заменена без разборки двигателя. При помощи перечисленных......
25 05 2025 5:56:42
Меры безопасности и правила соблюдения чистоты при работе с топливной системой При работе с топливной системой необходимо соблюдать следующие меры......
24 05 2025 6:34:23
1.31. Автоматический кондиционер ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Кондиционер автоматически поддерживает равномерный микроклимат во всем прострaнcтве салона. Для этого......
23 05 2025 17:23:45
Каталитический преобразователь (бензиновые модели) Каталитический преобразователь имеет центральную керамическую часть сотовой конструкции (3), покрытую......
22 05 2025 5:49:47
Системы охлаждения, отопления Общая информация Система охлаждения двигателя Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оборудованы......
21 05 2025 1:17:55
1.30. Система стеклоочистителей и стеклоомывателей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Система стеклоочистителей и стеклоомывателей работает только при включенном зажигании.......
20 05 2025 23:19:10
Системы снижения токсичности выпуска - общая информация Общая информация Бензиновые модели В системах питания всех бензиновых моделей должен......
19 05 2025 11:15:30
Проверка термостата Проверка без снятия термостата ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Перед тем, как снимать и проверять работоспособность термостата, убедитесь в......
18 05 2025 11:38:14
Поиск неисправностей - общая информация и предварительные проверки Обратитесь также к Разделу Диагностика неисправностей Введения Система зажигания и......
17 05 2025 19:10:37
Проверка и регулировка числа оборотов холостого хода/момента зажигания/концентрации СО В рамках технического обслуживания не требуется регулировка числа......
16 05 2025 14:28:35
Они обладают маленькими и округлыми ушками, круглыми глазами и короткими ножками...
15 05 2025 22:50:13
Системы управления впрыском топлива и зажиганием ME-SFI и LH-SFI (12-цилиндровые бензиновые двигатели) Система впрыска МЕ-SFI - общая информация......
14 05 2025 19:14:21
Кожух вентилятора и вентиляторная сборка - детали установки (на примере бензиновой модели с двигателем серии М120.980/982) Детали установки кожуха......
13 05 2025 1:24:51
Система управления впрыском топлива (дизельные двигатели серии ОМ606.961) Общая информация Расположение компонентов электронной системы управления......
12 05 2025 20:45:30
Системы питания и выпуска Отдельные хаpaктеристики приведены также в тексте Главы и в случае обязательности их выполнения выделены жирным шрифтом. Сорта......
11 05 2025 22:13:58
Снятие и установка натяжителя ремня привода генератора Снятие Детали установки натяжителя ремня привода генератора A — Натяжитель 1-й версии 355 — Крышка......
10 05 2025 13:41:10
Система управления впрыском топлива и зажиганием HFM-SFI (6-цилиндровые бензиновые двигатели) Снятие и установка топливной распределительной магистрали с......
09 05 2025 1:56:50
Проверки системы впрыска топлива Перед тем, как приступить к работе, ознакомьтесь с мерами предосторожности, приведенными в Разделе Меры безопасности и......
08 05 2025 9:27:50
Система кондиционирования воздуха - дополнительная информация и меры предосторожности Общие сведения Система кондиционирования воздуха состоит из......
07 05 2025 19:19:30
Снятие и установка гильз цилиндров Извлечение гильзы Установка гильзы 1 — Блок цилиндров 2 — Гильза Посадочные хаpaктеристики гильз цилиндров D, D1 —......
06 05 2025 12:33:26
Привод Г Р М - общая информация, обслуживание компонентов Газораспределительная цепь может быть заменена без разборки двигателя. При помощи перечисленных......
05 05 2025 5:47:47
Проверка и регулировка угла опережения зажигания Поскольку угол опережения зажигания постоянно контролируется и регулируется системой управления......
04 05 2025 23:26:49
Еще:
Авто -1 ::