Устройство, обслуживание, ремонт BMW 3 серии E30 1983-1994 – 14.22. Как работает кондиционер, и что делать, если он вышел из строя
14.22. Как работает кондиционер, и что делать, если он вышел из строя
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Будучи когда-то прерогативой только шикарных автомобилей, кондиционер ныне становится неотъемлемой частью все большего и большего числа "обычных" семейных машин. По оценкам специалистов, к началу следующего века половина всех европейских машин будет продаваться с кондиционером как стандартным аксессуаром.
Система кондиционирования, попросту говоря, отбирает у воздуха тепло, а также снижает уровень его влажности. Поэтому, воздух в салоне машины всегда более прохладный и не такой влажный, что создает ощущение свежести.
Как создается микроклимат в салоне?
Стандартная система кондиционирования состоит из нескольких рабочих узлов, соединенных между собой герметичной системой трубок. Она заполнена хладагентом, который переходит из жидкой формы в газообразную и обратно, перенося тепло из салона.
Самой важной деталью, от которой зависит эффективность работы кондиционера, является регулирующий вентиль, который установлен на испарителе, размещенном в салоне автомобиля. Хладагент в виде жидкости под высоким давлением поступает через регулирующий вентиль в испаритель, где разбрызгивается в виде газо-капельной смеси (тумана). Регулирующий вентиль может быть игольчатым или типа диафрагмы. Мы будем рассматривать первый вариант.
Внутри игольчатого вентиля есть маленькое отверстие, а расположенная в отверстии иголка способна больше или меньше перекрывать его, изменяя таким образом эффективное сечение. Игла приводится в действие от термодатчика, помещенного внутри испарителя.
Жидкий хладагент, проходя через маленькое отверстие в вентиле, испаряется и превращается в газ под низким давлением. Этот процесс сопровождается резким падением температуры. Чем меньше отверстие, тем холоднее становится халадагент, то есть температуру в испарителе можно регулировать, вводя или выводя иглу из отверстия. Температура поверхности испарителя должна быть близка к точке замерзания воды, но не ниже ее, иначе на испарителе будет образовываться лед, что затруднит движение воздуха и передачу тепла хладагенту.
Как уже говорилось, вместо игольчатого вентиля иногда, устанавливается диафрагма. В ней нет движущихся частей, поэтому расход хладагента в испаритель не регулируется, но подача его контролируется при помощи термореле или реле давления. Превратившись в газ низкого давления, хладагент проходит по испарителю (теплообменнику) и отбирает тепло у воздуха в салоне. Для большей эффективности этого процесса теплообменник снабжен ребрами. Содержащаяся в воздухе влага конденсируется на внешней поверхности теплообменника и сливается вне салона. Воздух, пройдя через теплообменник, возвращается в салон более холодным и сухим.
Накопленное хладагентом тепло необходимо отдать в атмосферу, для чего хладагент с помощью компрессора направляется в конденсатор (это еще один теплообменник, расположенный обычно в передней части автомобиля).
Компрессор, задача которого – прогонять хладагент по трубкам системы, перенося тепло с низкого температурного уровня на более высокий, работает по принципу насоса и приводится ремнем от двигателя через электромагнитную муфту, чтобы кондиционер можно было отключать. Когда компрессор работает, он создает разрежение, которое "высасывает" газообразный хладагент из испарителя.
Внутри компрессора давление хладагента повышается, и он поступает в конденсатор, но уже в виде газа под высоким давлением. В конденсаторе газ превращается снова в жидкость, при этом содержащееся в ней тепло рассеивается с поверхности конденсатора в атмосферу.
Из конденсатора хладагент – уже в виде жидкости под давлением – снова подается на регулирующий вентиль, и цикл повторяется.
Дополнительные "примочки"
На пpaктике в описанную базовую схему входят еще кое-какие узлы, в частности, ресивер-осушитель, который часто (но не всегда) монтируется между конденсатором и регулирующим вентилем. Это устройство (его иногда называют "аккумулятором") фильтрует хладагент и удаляет из него влагу. Иногда осушитель снабжается цветовым индикатором, который показывает, когда его пора заменить (это значит, что он набрал максимум влаги). В систему трубок (между конденсатором и испарителем) иногда встраивают смотровое стекло, и тогда можно наблюдать за состоянием хладагента (наличие ненужных пузырьков и т. д.).
В систему кондиционирования входят также нагнетатель, прогоняющий воздух через испаритель, и вентилятор с термостатом, повышающий эффективность работы конденсатора. Обычно в систему входит также датчик давления с выключателем. Он расположен рядом с ресивером-осушителем и управляет работой компрессора и вентилятора конденсатора, а также поддерживает оптимальное давление в системе (разное для разных систем).
В большинстве систем над испарителем крепится еще и нагревательный элемент. Поток воздуха с помощью "смесительной заслонки" распределяется между испарителем и нагревателем так, чтобы придать ему желаемую температуру.
А как с экологией?
До недавнего времени в автомобильных кондиционерах применялся фреон R12. Потом было установлено, что содержащиеся в нем хлорфторуглероды губительно воздействуют на озоновый слой, поэтому сейчас выпускать R12 в атмосферу запрещено. К тому же, под воздействием открытого пламени R12 выделяет cмepтельный газ фосген. Пока еще разрешено заполнять им кондиционеры прежних выпусков, как разрешается и эксплуатация этих кондиционеров.
Соответственно, цена на фреон R12 повышается на 5–10% в месяц. В конце концов она станет такой, что "перезаряжать" старые системы станет просто разорительно. Уже сейчас фреон R12 стоит на Западе 150 $ за килограмм, а два года назад стоил 65 $ . В современных системах используется более "экологичный" хладагент – R134А.
Системы, рассчитанные на R134A, устроены так, чтобы при обслуживании и ремонте не было утечек. Для этого в нужных местах установлены специальные клапаны и другие приспособления.
Теоретически, R134А можно закачать и в старый кондиционер, внеся соответствующие изменения. Однако, этот хладагент процентов на 15 менее эффективен, чем R12, поэтому кондиционер старого типа будет с ним работать хуже. Кроме того, существует еще одна проблема: хладагент R134А просачивается, хотя и слабо, через шланги, сделанные из чистой резины. Для этого вещества необходимы специальные шланги с внутренней нейлоновой оплеткой. В то же время в старых системах применяются так называемые "заершенные" соединительные штуцеры, которые способны прорвать эту оплетку. Одним словом, на данный момент выгоднее пользоваться старым хладагентом.
Вообще-то, существуют так называемые "заместительные" хладагенты, предназначенные для замены R12 и не требующие дорогой переделки системы на R134А, но, как говорят специалисты, их нельзя и на пушечный выстрел подпускать к кондиционеру. Некоторые из этих веществ содержат бутан, который может воспламениться внутри системы, кроме того, он погубит тестовое оборудование.
Если вы хотите перейти с R12 на R134А, то лучше всего поменять вместе с хладагентом масло (минеральное на синтетическое) в системе, установить новый ресивер-осушитель, сменить резиновые шланги и проверить работу всех узлов. Тогда есть надежда, что система будет работать удовлетворительно.
Чтобы все работало
Для того, чтобы система кондиционирования хорошо работала, нужно уметь с ней обращаться. Например, многие не знают, что кондиционер только тогда будет работать эффективно, когда в машине закрыты все окна, а также люк. Чтобы быстрее охладить салон в очень жаркий день, нужно на минуту-другую открыть все двери, а когда машину продует – все закрыть и включить кондиционер (при работающем двигателе).
Осушающее воздействие кондиционера снижает запотевание ветрового и боковых стекол салона, поэтому иногда кондиционер полезно включать одновременно с печкой. Правда, некоторые климатические системы не предусматривают одновременной работы кондиционера и печки.
В системе кондиционирования есть масло, которое циркулирует вместе с хладагентом. Если система долго бездействует, некоторые ее детали, в частности, неопреновые прокладки, пересыхают и разрушаются, давая течь. Поэтому желательно раз в неделю включать кондиционер не меньше, чем на десять минут, в том числе и зимой, чтобы масло смазало все узлы системы.
Что можно починить?
Кондиционеры не подлежат "домашнему", любительскому ремонту. Хладагент – вещество капризное, для его полной откачки и закачки нового требуется профессиональное оборудование, а чтобы обеспечить полную герметичность, нужны специальные высокочувствительные приборы для выявления утечек.
Если кондиционер сломался, значит, как минимум, какие-то детали нужно заменить, в том числе специальные трубки и фитинги, но существует множество их типоразмеров. А для крепления трубок к фитингам применяются специальные обжимные приспособления.
Так что, если у вас возникли проблемы с кондиционером, полагайтесь только на специалистов. Обращайтесь в фирмы, которые производят сложный ремонт, а не только закачивают улетучившийся хладагент. Если хладагент "ушел" из системы, то вначале нужно найти причину, иначе новый хладагент улетучится точно так же!
Аналогично, если у вас заклинило компрессор, то просто заменить его недостаточно: через несколько месяцев его снова заклинит. Нужно вначале удалить из системы стружку и другой мусор, а затем промыть ее специальным раствором или азотом. Придется также заменить ресивер-осушитель (в нем осталась стружка) и закачать свежий хладагент.
Чаще всего получает повреждение конденсатор. Он расположен перед автомобильным радиатором и защищен только радиаторной решеткой.
Второй проблемой является отказ игольчатого вентиля (он забивается грязью). Прочищая вентиль, необходимо удалить из него грязь, а не проталкивать ее внутрь!
Возникают и другие проблемы – например, шумит компрессор. Обычно, это говорит о его близком конце.
Легко проверить состояние приводного ремня. В некоторых машинах компрессор приводится отдельным ремнем. Это удачный вариант. Однако современные автомобили часто оборудованы длинным "многофункциональным" ремнем, который приводит в движение сразу несколько устройств, часто, в том числе, и водяной насос. Так что, если подшипник ведущего шкива компрессора кондиционера вдруг заклинит, вы никуда не уедете, пока не найдете ремень меньшего размера, чтобы "обойти" компрессор!
Другие аспекты
Если все-таки произошла утечка хладагента через резиновые шланги, то их замена довольно проблематична, так как трудно надежно загерметизировать новые шланги на старых алюминиевых фитингах.
Имейте в виду, что кондиционер может не включиться, если окружающая температура ниже заданной или если давление в системе намного ниже (утечка хладагента) или выше оптимального.
К нарушениям в работе кондиционера приводят также избыток масла, хладагента, попадание в систему воздуха или влаги, сильное загрязнение ребер конденсатора или испарителя, неисправность системы охлаждения автомобиля (перегрев), а также проскальзывание муфты компрессора.
4.4.13. Снятие, проверка и установка термостата Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Слейте охлаждающую жидкость. 2. Отсоедините крышку термостата от кожуха......
27 03 2024 4:19:30
14.6. Лампочки (внутреннее освещение) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение При замене лампочек старайтесь не касаться стекла лампочек пальцами. Будьте......
26 03 2024 7:32:59
3.3.6. Головка цилиндров 3.3.6.1. Разборка головки цилиндров ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Более целесообразным представляется приобретение новой головки......
25 03 2024 17:36:22
Снятие и установка стабилизатора поперечной устойчивости (модели Corsa и Tigra) Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Пометьте положение заднего колеса относительно......
24 03 2024 22:21:27
7.4. Гидравлическая система управления сцеплением ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Элементы гидравлической системы управления сцеплением (главный цилиндр,......
23 03 2024 23:32:41
4.4.6.2. Двигатели 16DA (выпуск с мая 1989 г) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Использование циферблатного измерителя Проверка и регулировка газораспределения в этих......
22 03 2024 0:12:58
Снятие и установка переднего сиденья Автомобили с 09.1998 г. вып. могут оборудоваться боковой подушкой безопасности. Боковая подушка безопасности......
21 03 2024 7:18:56
14.2. Уход за кузовом ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение После мойки автомобиля из-за влажности уменьшается эффективность действия тормозов. Рекомендуется......
20 03 2024 3:55:20
Термостат Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Слейте охлаждающую жидкость до уровня, расположенного ниже термостата. Снимите штуцер входа охлаждающей жидкости и......
19 03 2024 3:46:53
7.1.4. Технические данные (5-цилиндровые модели) О Б Щ И Е С В Е Д Е Н И Я Код двигателя NG Тип системы топливоподачи/ зажигания CIS-E Motronic Ограничение числа......
18 03 2024 10:43:38
Снятие и установка приводных тросов отпускания замков крышки багажного отделения и дверцы люка заливной горловины топливного бака ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1.......
17 03 2024 11:17:46
11.4.3. Установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Нанесите тонкий слой высокотемпературной смазки на внутреннюю поверхность выжимного подшипника, шлицы первичного......
16 03 2024 2:30:10
Автолюбитель со средним достатком, выбирая машину для покупки, обычно стоит перед выбором: новый ВАЗ или подержанная иномарка. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки, которые нужно знать....
15 03 2024 10:13:28
10.9. Тормозной баpaбан ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Тормозной баpaбан собран со ступицей колеса и фактически они являются одной деталью. Снятие и установку тормозного......
14 03 2024 7:29:31
3.1.2.8. Крышка распределительного вала Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините тросик акселератора от кожуха дросселя. 2. Отсоедините вентиляционный......
13 03 2024 4:38:52
Тестирование, проверка и регулировка системы впрыска топлива Тестирование При обнаружении неисправности в системе впрыска топлива в первую очередь......
12 03 2024 10:53:50
3.5.2.2. Установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Очистите сопрягаемые поверхности головки и крышки головки блока цилиндров. 2. Установите новое уплотнение на......
11 03 2024 8:23:39
5.3.11. Кожух дроссельной заслонки Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините провод минусовой клеммы аккумулятора. 2. Снимите воздухозаборную......
10 03 2024 5:26:53
13.16.5. Мультиметр ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Мультимер 1. Крышка 2. Мультимер 3. Кронштейн Мультиметр устанавливается только на автомобилях 1987-95 гг., выполнен в......
09 03 2024 10:15:18
Замена троса(ов) привода стояночного тормоза Схема прокладки тросового привода стояночного тормоза представлена на иллюстрации. Схема прокладки торсового......
08 03 2024 9:52:45
12.27. Регулировка предварительного натяга пружины плунжера ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Опора рейки А. ПЕРЕД СБОРКОЙ СМАЗАТЬ ЛИТИЕВОЙ КОНСИСТЕНТНОЙ СМАЗКОЙ 14.......
07 03 2024 2:10:49
12.32. Шкив привода насоса Снять или отсоединить ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Демонтировать ремень. 2. Отвернуть 3 болта и снять шкив. Установить или......
06 03 2024 16:18:56
Снятие и установка компонентов системы выпуска ОГ Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки. Передний глушитель ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Отдайте......
05 03 2024 0:57:46
Замена ламп головных фар Галогенные лампы головных блок-фар заполнены находящимся под давлением газом и могут лопнуть при оцарапывании или ударе.......
04 03 2024 11:47:44
4.6.4. Проверка свечей накаливания ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Использование светодиодного пробника для проверки работоспособности свечей накаливания Если светодиод......
03 03 2024 11:45:20
1.50.3. Износ шин ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Контроль износа шин 1 – индикаторы; 2 – метка положения индикатора В шину на равном расстоянии друг от друга......
02 03 2024 9:52:17
10.2. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Тип тормозной жидкости DOT 3 или DOT 4 Ход штока выключателя стоп-сигнала 1,6 – 2,0 мм Свободный ход......
01 03 2024 17:28:10
14.3.5.1. Индекс соединений, точки заземления, соединения проводов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Индекс соединений Т1 – одноклеммное соединение жгута проводов,......
29 02 2024 2:56:18
1.3.3.8. Замена свечей зажигания (двигатели SOHC) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Правильное функционирование свечей зажигания – одно из важнейших условий эффективной......
28 02 2024 21:29:16
2.8. Уровень жидкости в системе гидропривода рулевого управления ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Бачок насоса гидроусилителя В автомобилях раннего выпуска бачок......
27 02 2024 11:55:48
Зубчатый ремень Снятие Двигатели 1,6 л Двигатели 2,0/1,8 л ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Ослабьте болт крепления шкива водяного насоса. Выверните болт крепления......
26 02 2024 4:19:41
Описание проверки компрессии и герметичности соединений компонентов Проверка компрессии Используйте компрессометр, предназначенный для дизельных......
25 02 2024 19:13:25
3.3.12. Коренные подшипники и подшипники шатунов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Причины износа подшипников 1. Снижение предела прочности металла, рваные царапины 2.......
24 02 2024 11:34:40
13.9. Решетка радиатора ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение верхних скоб крепления решетки радиатора Решетка радиатора закреплена четырьмя скобами в верхней......
23 02 2024 23:10:16
Сцепление Общие сведения Маховик, корзина и диск сцепления 1 — Маховик Прилегающая поверхность, обращённая в сторону фрикционных накладок, должна быть......
22 02 2024 17:15:34
2.11. Проверка системы охлаждения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Типичные повреждения шлангов 1. Перетертый шланг 2. Размягчение из-за внутреннего дефекта 3. Пережатие......
21 02 2024 14:35:55
10.9. Стабилизатор поперечной устойчивости (задней подвески) и втулки ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение На некоторых моделях, возможно, будет необходимо......
20 02 2024 20:38:40
4.3.5. Конденсатор ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Конденсатор системы кондиционирования воздуха установлен перед радиатором. Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Разрядите......
19 02 2024 0:51:12
Передняя подвеска ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Передняя подвеска в сборе 1 – опора амортизационной стойки 2 – амортизационная стойка 3 – корпус подшипников колес 4 –......
18 02 2024 23:22:56
Система управления двигателем Magneti-Marelli Обозначение компонентов 1 — Батарея 5 — Выключатель зажигания 6 — Монтажный блок реле/пpeдoxpaнителей а =......
17 02 2024 18:41:40
3.5. Капитальный ремонт двигателей 3.5.1. Введение ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ В этой главе приведены операции по снятию двигателя вместе с коробкой передач из......
16 02 2024 11:10:10
Проверка тормозной системы Помните, что выpaбатываемая при функционировании тормозных механизмов пыль может содержать чрезвычайно вредный для здоровья......
15 02 2024 8:25:27
Снятие и установка кармана консоли выключателей СНЯТИЕ Откройте крышку -1-. Отожмите наверх карман -2- в центре рукой и одновременно выньте. УСТАНОВКА 1......
14 02 2024 12:26:21
8.4. Суппорт тормоза ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение При серьезных повреждениях (например, при подтекании жидкости) суппорт рекомендуется заменить.......
13 02 2024 11:37:36
6.2.3. Воздушный фильтр Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Освободите зажимы и снимите крышку воздушного фильтра. Снимите воздушный фильтр. 2. Освободите......
12 02 2024 8:50:44
10.20.19. Выключатели поворота, аварийной сигнализации, парковочных огней ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Е2. Переключатель указателей поворота ЕЗ. Выключатель аварийной......
11 02 2024 21:46:14
9.4.5. Замена уплотнительных колец заднего дифференциала ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Все модели 1. Если боковая поверхность главной передачи покрыта маслом,......
10 02 2024 23:53:22
7.3.2.2. Проверка уровня масла в коробке передач ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Измеритель уровня масла в автоматической коробке передач Проверку уровня масла следует......
09 02 2024 3:57:25
8.5.2. Рычаг и тросик рычага переключения передач ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Механизм рычага переключения передач и тросика переключения передач 1. 3 Н.м. 2. Чехол......
08 02 2024 1:58:15
1.30. Проверка уровня жидкости в усилителе рулевого управления ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение бачка с жидкостью для усилителя рулевого управления Щуп для......
07 02 2024 5:46:20
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::