Устройство, обслуживание, ремонт BMW 3 серии E30 1983-1994 – 14.34. Три в одном – или как уберечь катализатор
14.34. Три в одном – или как уберечь катализатор
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Замена отказавшего катализатора обойдется недешево, поэтому хорошо бы заранее знать, какие проблемы с ним бывают, как обстоит дело с ними на рынке запчастей.
До недавнего времени мы знали о катализаторе только следующее: это такая штука, которая непонятно зачем нужна, непонятно как работает, что наш бензин ее "убивает", в общем – одни неприятности. Вырезать – и никаких проблем! Но постепенно мы начали привыкать к тому что катализатор – вещь все-таки небесполезная, по крайней мере мысли о "хирургическом вмешательстве" в выхлопную систему посещают все реже и все меньшее количество голов.
Весной, когда сотрудники ГАИ начинают "борьбу за чистоту воздуха", на нас сваливается еще одна проблема – нужно отрегулировать СО. Владельцы машин, оборудованных катализаторами, об этом даже не задумываются, а посты проверки СО проезжают без дрожи в коленках и боязни за свой кошелек. Правда, тот же кошелек может прилично "похудеть" по другой причине. Штрафы за превышение уровня СО покажутся копеечными по сравнению с расходами на покупку и замену катализатора, если он выйдет из строя. Поэтому совсем не вредно знать, как с ним обращаться, а для этого нужно сначала разобраться, как он устрон и как работает.
Как они работают?
При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное – это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации. Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором.
Как говорят специалисты, каталитический нейтрализатор – это простое устройство, в котором происходит сложный химический процесс. "Внутри корпуса из нержавеющей стали находится керамический или металлический "кирпич", имеющий сотовую структуру. У этого монолита огромная площадь поверхности, причем вся она покрыта тончайшим слоем специального сплава – собственно катализатора, содержащего платину, родий и палладий. Именно эти драгоценные металлы отвечают за чудесные свойства катализатора, они же определяют его высокую стоимость".
Выхлопные газы "омывают" поверхность монолита, и, когда температура достигает "критического" значения 270° С, начинается каталитическая реакция. Окись углерода превращается в двуокись (углекислый газ), углеводороды превращаются в воду и опять же двуокись углерода, а окислы азота превращаются в воду и азот. Все это для окружающей среды менее вредно.
Каталитические нейтрализаторы способны довольно эффективно снижать токсичность выхлопа, при этом они не влияют на потрeбление топлива и мощность двигателя. При наличии катализатора слегка возрастает обратное давление выхлопа, от чего двигатель теряет 2–3 л.с., но это, пpaктически, вся "плата" за очистку выхлопа. Однако, установка каталитического нейтрализатора – не идеальное решение. Теоретически, он должен служить бесконечно, так как вышеупомянутые драгметаллы служат лишь катализатором, который при химической реакции, как известно, не расходуется. На пpaктике же жизнь катализатора имеет свой предел …
Что их губит?
Отказ каталитического нейтрализатора может произойти по нескольким причинам, хотя, обычно, это процесс постепенный, уловить который без специального оборудования невозможно.
"Сердцевина" большинства катализаторов изготовлена из керамики – материала, известного своей хрупкостью. Автомобиль может на скорости попасть в выбоину, удариться обо что-то или даже просто "чиркнуть" корпусом катализатора по камню, и от этого каталитический "кирпич" может треснуть. После этого потеря "сердцевиной" своих рабочих качеств – дело времени.
Конверторы нового поколения, содержащие металлический монолит, не столь уязвимы по этой части. Разбить их, конечно, можно, но, во всяком случае, не так просто.
Враги катализатора
Кроме физического разрушения существует еще одна частая причина выхода из строя катализатора. Топливо. Он чрезвычайно чувствителен к составу топлива. Если бензин этилированный, то тетраэтил свинца, содержащийся в нем, откладывается на активной поверхности каталитического "кирпича" и быстро "засаливает" ее, от чего всякие реакции прекращаются. Уж, кажется, на заправках и наконечники шлангов стали ставить разного размера, и раздаточные колонки красят в разные цвета, и пишут об этом на каждом углу, а все равно потребители иногда путают и заливают не тот бензин. А ведь достаточно "сжечь" полбака такого бензина, и катализатор погибнет безвозвратно.
Но не только этилированный бензин – враг катализатора. Катализатор можно погубить и неэтилированным, если неисправна система управления двигателем, неполностью сгорает смесь или двигатель сильно изношен.
Тройные каталитические нейтрализаторы ("тройные" потому, что катализатором служит совокупность трех драгоценных металлов) устанавливают только на те машины, двигатели которых оборудованы замкнутой системой контроля выхлопа. Перед катализатором установлен кислородный датчик, который отслеживает состав выхлопа и передает эти данные в центральный процессор. В зависимости от содержания кислорода в выхлопе, БЭУ регулирует состав горючей смеси и зажигание так, чтобы поддерживались их оптимальные значения. Это служит главной защитой для катализатора, а также обеспечивает экономию топлива и эффективность работы двигателя. Катализатор не переносит больших отклонений в составе рабочей смеси. Плохо отрегулированный двигатель с повышенным содержанием углеводородов в выхлопе просто гробят катализатор. Если же смесь слишком бедная, это может вызвать резкий перегрев катализатора, от чего снова пострадает монолит, только уже "физически". Таким образом, "жизнь" катализатора зависит от исправности системы управления двигателем.
Многое зависит и от исправности самого кислородного датчика. С "возрастом" он становится "ленивым" или совсем выходит из строя, что сказывается на составе смеси и, соответственно, на исправности катализатора.
Испортить катализатор может и выхлоп сильно изношенного двигателя, сжигающего масло. Оно, попадая вместе с выхлопом в катализатор, "запекается" на поверхности монолита, подобно лаку, и не дает катализатору работать.
Есть и другие вредные факторы. Например – свечи. Неподходящие свечи не будут давать полного сгорания, что может вызвать в катализаторе губительную реакцию расплавления".
Будьте очень осторожны в применении присадок к бензину или маслу. Большинство об этом не задумывается, а ведь присадки тоже могут вредно воздействовать на катализатор. Если на продукте не написано: "совместим с катализатором", лучше не рискуйте.
Еще один опасный случай – запуск двигателя буксировкой. При этом может происходить попадание в катализатор просто чистого бензина. Это, во-первых, отравляет катализатор, но также может вызвать мгновенную реакцию и даже взрыв. Смотрите также, куда едете – старайтесь не попадать в глубокие лужи. Рабочая температура катализатора составляет порядка 900° С. Внезапное попадание его в воду может быть фатальным.
В целом, замечено, что на срок службы катализатора влияют условия эксплуатации. Больше страдают катализаторы на машинах, эксплуатируемых в городских условиях, когда двигатель часто заводят. С другой стороны, при длительной высокоскоростной езде по магистралям катализатор также портится от того, что перегревается".
Наконец, вы поступите разумно, если станете регулярно осматривать всю систему выхлопа. Если сломаны кронштейны или отвалились резиновые подвески, выхлопная труба будет вибрировать, передавая на катализатор ненужные нагрузки.
12.3.6. Вентилятор радиатора (работа после остановки двигателя) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ F54 – термовыключатель вентилятора; F87 – термовыключатель вентилятора......
25 04 2024 13:15:54
5.23. Проверка клапана системы улавливания паров топлива ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините вакуумные шланги от клапана улавливания паров топлива (EVAR) и......
24 04 2024 14:28:55
6.1.15.7. Регулировка холостого хода ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Винт регулировки качества (состава) смеси карбюратора 2Е2 1 – винт регулировки качества (состава)......
23 04 2024 9:54:38
7.4. Проверка системы зажигания 7.4.1. Система зажигания с распределителем зажигания ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Если двигатель проворачивается стартером, но......
22 04 2024 19:46:18
3.4. Термостат 3.4.1. Снятие ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение термостата на бензиновых двигателях 1,6-/ 1,8-I 1 – термостат; 2 – уплотнительное кольцо; 3 –......
21 04 2024 8:27:47
Функция отдельных узлов Гидравлический модуль Гидравлический модуль (1) системы антиблокировки размещается впереди слева в двигательном отсеке. Он связан......
20 04 2024 0:14:45
Проверка исправности функционирования измерителей температуры двигателя и расхода топлива ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Данная процеДypa относится только к......
19 04 2024 11:27:41
3.5.10. Переборка и проверка головки цилиндров ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Для проведения переборки и проверки головки цилиндров необходимы специальные......
18 04 2024 23:41:48
13.18.3.2. Автомобили 1992-98 гг. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение реле (1992-98 гг.) 1. Реле клапана ABS-системы (до 1994 г.) 2. Реле привода ABS-системы 3.......
17 04 2024 17:58:57
17.5. Удаление воздуха из тормозной системы ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Операция по удалению воздуха из тормозной системы проводится во всех случаях попадания воздуха......
16 04 2024 11:51:23
15.8. Зарядка системы кондиционирования воздуха Предупреждение Приведена зарядка системы кондиционирования воздуха через сторону с низким давлением......
15 04 2024 21:15:48
Снятие и установка промежуточного вала Полноприводные модели и модели с двигателем DOHC Автомобили с двигателем DOHC 1,9 л и/или полным приводом имеют......
14 04 2024 15:23:49
9.3.2.8. Замена и регулировка натяжения приводного ремня П О Р Я Д О К В Ы П О Л Н Е Н И Я 1. Снять провод массы с аккумулятора. 2. На автомобилях с кондиционером снять......
13 04 2024 15:30:24
1.3.2.16. Проверка передних тормозных колодок и тормозного диска П О Р Я Д О К В Ы П О Л Н Е Н И Я 1. Затяните ручной тормоз, поднимите переднюю часть автомобиля и......
12 04 2024 8:24:24
3.6.7. Удаление воздуха из топливной системы ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Удалять воздух из топливной системы следует после ее вскрытия или если топливный бак был......
11 04 2024 3:37:39
3.17. Замена уплотнительных колец коленчатого вала Переднее уплотнительное кольцо ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите шкив коленчатого вала / гаситель......
10 04 2024 22:29:24
6.7. Проверка максимального давления, создаваемого насосом ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.......
09 04 2024 7:49:22
5.1.8. Карбюратор 5.1.8.1. Проверка и разборка карбюратора ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Типичное устройство карбюратора 1. Винт рычага ускорительного насоса 2. Рычаг......
08 04 2024 14:45:53
3.1.3. Установка механизма газораспределения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Стержни фиксации шкивов распредвала и коленвала (двигатели объемом 1.8 и 2.0 литра) 1.......
07 04 2024 8:56:26
Снятие, капитальный ремонт и установка клапана управления См. предупреждения, приведенные в разделе Тормозная система . При сборке потребуются новые......
06 04 2024 14:49:30
3.1.1. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Порядок нумерации цилиндров и направление вращения распределителя двигателей 2F и 3F-E Темным кружком......
05 04 2024 10:23:53
15-дюймовые колеса Все модели Audi 80 укомплектованы 15-дюймовыми колесами размера 6 J x 15 (по желанию 7 J х 15). Основная версия шин шириной 195 с......
04 04 2024 14:31:55
Проверка амортизатора ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Следующие признаки указывают на неисправность амортизаторов: – Дополнительные колебания кузова при движении по......
03 04 2024 20:25:54
11.1. Снятие и установка переднего буфера ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Верхнее крепление буфера 1 – винт; 2 – буфер ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять декоративную накладку......
02 04 2024 8:27:26
13.14. Ограничитель давления ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Ограничитель давления 1 – тормозная трубка от главного тормозного цилиндра; 2 – тормозная трубка к переднему......
01 04 2024 12:39:51
Снятие и установка троса блокировки электронного выключателя зажигания (EIS) Детали подсоединения троса блокировки EIS 1 — Трос блокировки электронного......
31 03 2024 18:49:28
Снятие и установка панелей отделки передних ножных колодцев Детали установки панелей отделки передних ножных колодцев 3 — Панель отделки водительского......
30 03 2024 13:27:10
6.3. Система предпускового подогрева (дизельные двигатели) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ В каждой вихревой камере устанавливается свеча накаливания. Свечи накаливания......
29 03 2024 12:46:12
3.9. Распределительные валы и толкатели ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Элементы крепления сборки коромысел Элементы крепления распределительных валов на двигателе 2,5 л......
28 03 2024 13:41:40
4.1.16.6. Проверка коромысел и толкателей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Каждое коромысло изнашивается только в трех точках, а именно в точках контакта толкателя и......
27 03 2024 15:10:44
Запуск двигателя от вспомогательного источника питания При запуске двигателя не пользуйтесь вспомогательными аэрозолями! Необходимо соблюдать порядок......
26 03 2024 9:20:54
Снятие и установка компонентов очистителей/омывателей стекол Рассматриваемые в настоящем Руководстве модели автомобилей оборудованы системой......
25 03 2024 14:52:59
Считывание памяти блока самодиагностики ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 10 000 КМ (6000 МИЛЬ) ПРОБЕГА ИЛИ РАЗ В 12 МЕСЯЦЕВ Данная работа требует применения специального......
24 03 2024 13:37:56
Проверка состояния и замена соединительных линий гидравлического тpaкта привода сцепления ПРОВЕРКА ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Внимательно осмотрите трубки и......
23 03 2024 13:17:13
13.13. Снятие и установка решетки радиатора ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Детали решетки радиатора 1 – решетка радиатора; 2 – фиксирующий зажим; 3 – крестообразный шип;......
22 03 2024 5:12:35
1.1.33.2.1. Как очистить ото льда лобовое и боковые стекла ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Переключатель В (см. рис. Органы управления вентиляцией и отплением) установите на ступень 3. 2. Ручку А поверните по часовой стрелке до упора. 3. Ручку С установите на . 4. Сопла 3 закройте. 5. Сопла 4 установите таким образом, чтобы поток воздуха был направлен […]...
21 03 2024 2:54:48
Замена заднего сальника коленчатого вала ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите коробку передач (см. Главу Коробка переключения передач ). 2. Снимите приводной......
20 03 2024 9:55:25
12.9.2. Снятие и установка дополнительного стабилизатора МОДЕЛИ 2,0 Л С 16-Ю КЛАПАНАМИ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите заднюю часть автомобиля и......
19 03 2024 9:44:32
Снятие и установка топливного насоса и датчика запаса топлива Топливный бак, насос и датчик запаса топлива. Бензиновый двигатель 1 — Топливный бак 2 —......
18 03 2024 7:13:38
1.1.1. Если двигатель не запускается и не работает стартер ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Если это модель с автоматической трaнcмиссией, удостоверитесь, что рычаг......
17 03 2024 2:50:25
11.17. Проверка целостности цепи ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Проверка целостности цепи необходима для того, чтобы определить, нет ли в цепи разрыва. Отключите......
16 03 2024 6:21:14
5.3.4. Топливный насос и топливное давление ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Набор для проверки большинства топливных систем Общая проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1.......
15 03 2024 20:40:35
11.2.2. Прокачка – использование комплекта с однонаправленным клапаном ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Комплект состоит из трубки с установленным на ней однонаправленным......
14 03 2024 19:57:38
Проверка уровня жидкости системы гидроусиления руля Два раза в год или каждые 10000 км пробега (что наступит раньше) Периодически проверяйте уровень......
13 03 2024 18:56:22
10.22. Центральная напольная секция ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Центральная секция 1. Верхняя панель 2. Задний короб секции 3. Кронштейн заднего короба 4. Кронштейн......
12 03 2024 8:59:23
1.30. Органы управления отопителем ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Органы управления отопителем и их назначение Регулятор температуры задает температуру воздуха на входе......
11 03 2024 4:11:58
2.18.2. Стабилизация холостого хода ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Блок управления Digifant и лямбда-зонд 1. Соединение с массой Закрепляется на кузове 2. Соединительный......
10 03 2024 10:57:33
4.2.11.3.1. Установка заднего коренного подшипника ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Установка упopного полукольца коленчатого вала ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установить......
09 03 2024 7:42:46
9.4. Замена промежуточного подшипника правого приводного вала ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Для снятия подшипника необходимо использовать специальный......
08 03 2024 22:16:34
Проверка и регулировка моментов впрыска (ТНВД Bosch) Некоторые из пробок доступа и установок ТНВД могут быть опломбированы на заводе-изготовителе. Не......
07 03 2024 19:12:52
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::