Ремонт и эксплуатация автомобиля Мазда 626 – 14.13. Особенности эксплуатации тормозной системы
14.13. Особенности эксплуатации тормозной системы
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Опытные автомобилисты знают, что дождливым летом тормозная система машины почему-то становится более капризной, чем, например, в жару. Неприятности могут начаться прямо в тараже. Пришли вы ранним утром к своему автомобилю, сели за руль и только дотронулись до педали тормоза, – как она, родимая, безвольно провалилась до самого пола. И что досадно – ведь еще вчера педаль была привычно жесткая. Правда, свободный ход был больше обычного, но вы, вероятно, не придали этому значения. А зря… Теперь же в расстроенных чувствах вы выходите из автомобиля и заглядываете под него. Так и есть: на тыльной стороне одного из опopных щитов задних колес и на тормозном баpaбане обширные подтеки тормозной жидкости. Открыв затем капот и заглянув в резервный бак с тормозной жидкостью, убеждаетесь, что почти вся она вытекла. Дела плохи. О поездке не может быть и речи. Нужен ремонт. Но из-за чего же такое произошло? И почему так внезапно?
Ну, во-первых, не так уж и внезапно. Скорее всего, вы просто не замечали начала подтекания раньше. А во-вторых, давайте разберемся в причинах такого отказа тормозного привода, к сожалению, хаpaктерного для автомобилей почтенного возраста.
Вспомним основы конструкции современного гидравлического привода тормозных механизмов. Он включает главный тормозной цилиндр с резервным баком для тормозной жидкости, вакуумный усилитель, двухконтурный регулятор давления в задних тормозных механизмах и педаль тормоза. Гидравлический привод тормозных механизмов разделен на два независимых контура. Один контур обеспечивает работу правого переднего и левого заднего колес, другой – левого переднего и правого заднего. Такая диагональная схема разделения контуров сегодня широко распространена в легковых автомобилях ведущих мировых фирм. Она значительно повышает безопасность движения по сравнению с ранее применявшимися схемами.
Справка
Давление жидкости в трубопроводах и колесных тормозных цилиндрах при интенсивном торможении может достигать 10–12 Мпа (100–120 кг/см2). Поэтому уплотнение всех трубопроводов, а тем более, подвижных частей привода – важнейшее требование к конструкции. И если неподвижные соединения трубопроводов герметизировать сравнительно легко, то подвижные части – поршни главного тормозного цилиндра, колесных цилиндров и усилителя – уплотнить сложнее.
Мировая пpaктика производителей автомобилей знает сегодня два вида резиновых уплотнителей манжет: сплошные, чашеобразные, без центрального отверстия и в виде резиновых шайб с выпуклой внешней поверхностью. Первые сегодня применяются редко, вторые – наиболее распространены, как более дешевые и технологичные.
Конструкцию и принцип работы такого уплотнения рассмотрим на примере типичной конструкции главного тормозного цилиндра тандемного типа. В его корпусе размещены два подвижных поршня, создающие два независимых контура тормозного привода. Герметичность задней части поршня обеспечена резиновым манжетом. Однако этот манжет не предотвратит вытекание жидкости наружу, если основное уплотнение – манжет – износился. Это скорее пыльник, защищающий поршень от грязи с внешней стороны. Основное уплотнение поршней – манжеты. До начала торможения поршни неподвижны, а манжеты не соприкасаются с их торцевыми поверхностями, поскольку удерживаются распopными кольцами, упирающимися в установочные болты. При таком положении поршней полости цилиндра заполняются тормозной жидкостью, проходящей из резервного бачка через зазоры между манжетом и поршнем. Основные манжеты имеют сечение тороидальной формы. Их наружный диаметр в свободном состоянии чуть превышает внутренний диаметр тормозного цилиндра. Поэтому, если манжет не подвергается давлению тормозной жидкости, то лишь его средний наружный поясок соприкасается с зеркалом цилиндра. Именно поэтому при малейшем износе внешней стороны манжета – пусть это будет всего одна единственная риска – жидкость начнет вытекать наружу. И это, заметьте, при стоянке автомобиля.
При нажатии на педаль тормоза поршень перемещается вперед и входит в контакт с торцевой поверхностью манжета. Надежность контакта обеспечена пружиной. С этого момента сообщение внутренней полости с резервным бачком прекращается, а давление в цилиндре и в трубопроводах начинает возрастать. Под действием этого давления жидкости манжет раздается в радиальном направлении и надежно прижимается к зеркалу цилиндра всей внешней поверхностью.
Второй, плавающий, поршень главного тормозного цилиндра перемещается под давлением жидкости, а работа его манжета ничем не отличается от описанной. Точно так же работают и манжеты колесных тормозных цилиндров. Из-за того, что в промежутках между торможениями площадь контакта манжет с цилиндрами минимальна, обеспечивается хорошая смазка поверхностей цилиндра тормозной жидкостью. Кроме того, начало торможения происходит плавно, без рывков, что существенно улучшает комфортабельность и безопасность движения автомобиля.
Справка
Полости, образующиеся между деталями главного тормозного цилиндра в промежутках между торможениями, имеют объем, полностью обеспечивающий компенсацию теплового расширения тормозной жидкости при многократном или длительном торможении, исключая тем самым самозаклинивание тормозных механизмов. Кроме того, свободная циркуляция жидкости при прогреве и последующем охлаждении системы уменьшает вероятность засорения цилиндров грязью, а также облегчает самопроизвольное удаление пузырьков воздуха из главного тормозного цилиндра (из колесных цилиндров воздух, к сожалению, сам собой не удалится – нужна прокачка системы).
Так что же предпринять, если тормоза потекли? Начнем с наиболее распространенного – с ремонта колесных тормозных механизмов. Цилиндры задних баpaбанных тормозных механизмов текут чаще передних дисковых (для дисковых хаpaктерно заклинивание поршней, а не протекание манжет). Предлагаем последовательность действий, выполнение которых вполне под силу любому водителю и не требует каких-либо специальных приспособлений.
Прежде всего нужно ослабить болты или гайки крепления колес, а затем, подняв автомобиль домкратом и подставив под него страховочную подставку, снять колесо. Далее необходимо снять тормозной баpaбан. На многих автомобилях он ничем более не закреплен и после демонтажа колеса легко снимается вручную. В случае же крепления, кроме колесных болтов, еще и направляющими винтами снятие баpaбана составляет определенную трудность. Часто после откручивания этих винтов баpaбан не удается снять с центрирующего посадочного пояска полуоси. Особенно если он после заводской сборки никогда не снимался и, как говорят, прикипел.
Следует, конечно, попробовать закрутить снятые направляющие винты в специальные резьбовые отверстия, действуя ими, как съемником. Однако часто это ведет лишь к срыванию резьбы, а баpaбан – не шелохнется. Тогда прибегают к следующей операции. Надежно зафиксировав подкладками стоящие на земле колеса, запускают двигатель, включают пониженную передачу и при вращении баpaбана с небольшой скоростью резко нажимают на педаль тормоза. В случае, если гидравлический привод не работает, резко тормозят стояночным тормозом. Как правило, при таком динамическом нагружении полуось проворачивается в отверстии баpaбана, после чего снять баpaбан уже не составляет труда.
После снятия баpaбана ослабляют трос стояночного тормоза и снимают его наконечник с рычага. Вынув из отверстия пальца шплинт, снимают рычаг (на некоторых моделях автомобилей снятие этого рычага не обязательно). Далее освобождают от опopного щита тормозные колодки, сняв направляющие пружины, и приступают к снятию самих колодок. Распространенной ошибкой при этом является попытка снять прежде всего верхнюю пружину, стягивающую колодки. Сделать это очень трудно, особенно гoлыми руками или с одной лишь отверткой. Куда проще снять сначала нижнюю, более слабую пружину, затем выдвинуть нижние концы колодок из пазов опоры и, сместив немного колодки на себя и действуя ими, как длинными рычагами, растянуть верхнюю пружину и снять расжимную планку стояночного тормоза, а затем и сами колодки с опopных прорезей поршней тормозного цилиндра. Очень важно при этом не повредить резиновые защитные колпачки цилиндра.
Теперь можно разобрать колесный тормозной цилиндр. Здесь хотелось бы дать такой совет. Если вам не жалко старой тормозной жидкости, можно сразу снять защитные колпачки и с помощью выколотки из мягкого материала выпрессовать из цилиндра поршни в сборе с деталями автоматического регулирования зазора. Жидкость при этом выльется на землю. Если же жидкость стоит сохранить, лучше отсоединить трубку от колесного цилиндра и заглушить ее деревянной пробкой. После этого цилиндр снимают с опopного щита и продолжают его разборку на верстаке. С помощью отвертки поворачивают поршень, вывертывают из него упopный винт и снимают манжет с опopной чашкой и сухарями. Затем разъединяют упopное кольцо и винт.
После разборки все детали протирают и внимательно осматривают поверхность цилиндра и манжет. Зеркало цилиндра должно быть совершенно чистым и гладким, без рисок и шероховатостей, а на внешней поверхности манжет не должно быть даже малейших неровностей.
Справка
Мелкие дефекты на зеркале цилиндра можно устранить притиркой, учитывая при этом, что увеличение его диаметра весьма нежелательно. Манжеты же стоит поменять на новые, даже если старые не имеют видимого износа. Необходимо также проверить, не повреждены ли защитные резиновые колпачки цилиндра и при необходимости заменить их новыми.
Перед сборкой необходимо обильно смазать все детали тормозной жидкостью и выполнить указанные операции в обратном порядке. После сборки следует проверить перемещение поршней в цилиндре, сжав поршни руками. Они должны перемещаться без рывков и заеданий.
Общую сборку тормозного механизма проводят в последовательности, обратной указанной.
Последнее, что необходимо сделать – это заполнить тормозной привод жидкостью и удалить из него воздух. Для этого заполняют резервный бачок свежей тормозной жидкостью до метки "МАХ". Затем приступают к удалению воздуха из колесного цилиндра наиболее удаленного колеса. Для этого надевают на головку штуцера резиновый шланг, а его свободный конец опускают в прозрачный сосуд, частично заполненный тормозной жидкостью. Резко нажав на педаль тормоза 3–5 раз с интервалом в 2–3 с, отвертывают штуцер на полоборота, продолжая нажатие на педаль (для этого нужны два человека). Воздух с тормозной жидкостью будут выходить из трубки. Далее, опуская педали, завертывают штуцер. Повторяют всю операцию до тех пор, пока из трубки не перестанут выходить пузырьки воздуха, педаль не станет "жесткой". Эти же операции повторяют для других колес автомобиля.
Следует заметить, что прокачку системы можно выполнить и одному. Для этого необходимо выполнить все указанные подготовительные операции. Однако после откручивания штуцера нужно самому сесть за руль и нажать на педаль тормоза 3–4 раза. Затем, не снимая трубки и не вынимая ее из жидкости в сосуде, завернуть штуцер до отказа. Потом снова сесть за руль и проверить "жесткость" педали. Если ее ход хоть сколько-нибудь уменьшился, приступить к тем же операциям поочередно с другими колесами автомобиля. При прокачке последнего тормозного цилиндра педаль должна быть максимально жесткой, а ее ход – более 1/2 своего полного хода. При удалении воздуха совершенно необходимо следить эа снижением уровня жидкости в резервном баке и постоянно доливать ее. Конечно, в одиночку описанные операции по прокачке тормозного привода займут больше времени, чем вдвоем. Однако тогда вы еще раз убедитесь, что справиться с этим видом ремонта можно вполне самостоятельно.
2.2. Модели с дизельными двигателями 2.2.1. Введение ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Двигательный отсек моделей с дизельным 4-цилиндровым двигателем объемом 1,9 л с......
27 03 2024 7:52:59
3.1.9.2.3. Обороты холостого хода ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Регулировка оборотов холостого хода Регулировка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Прогреть двигатель до рабочей......
26 03 2024 23:57:14
2.10. Замена опор двигателя и коробки передач ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение При установке необходимо использовать новые болты крепления левого и правого......
25 03 2024 22:27:27
Общее описание переборки приводного вала Если при любой из проверок, описанный в Главе Техническое обслуживание , обнаружен износ ШРУса приводного вала,......
24 03 2024 12:28:33
Подогреватель переднего сиденья (если оборудован) Состояние Возможные причины неисправности Рекомендации к устранению Спинка и подушка сиденья не......
23 03 2024 5:28:48
Ремонт незначительных повреждений кузовных панелей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ УСТРАНЕНИЕ СЛЕДОВ МЕЛКИХ ЦАРАПИН Если царапина поверхностная и не затрагивает металл......
22 03 2024 19:38:21
3.4.4. Капитальный ремонт двигателя 3.4.4.1. Общие замечания ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Не всегда легко прийти к выводу о целесообразности капитального ремонта......
21 03 2024 21:20:48
2.21. Проверка и замена клапана вентиляции картера ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение клапана вентиляции картера на моделях с 4-цилиндровым двигателем Клапан......
20 03 2024 17:35:59
2.1.19. Поршневой палец Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Для разборки и повторной сборки поршня и шатуна необходимо использовать специальные инструменты......
19 03 2024 7:57:12
Обслуживание топливного бака Описываемые ниже процедуры применимы к моделям с кузовом Универсал и Хардтоп. Для прочих типов кузовов работы выполняются......
18 03 2024 23:36:56
Проверка функционирования и замена термостата Не снимайте крышку радиатора, не сливайте охладитель системы и не производите замену термостата до тех пор,......
17 03 2024 17:38:33
7.1.3. Рычаг , кожух рычага и механизм переключения передач ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Модели, описанные в данном руководстве, оснащены воздушными......
16 03 2024 4:56:49
3.2.1.6. Топливная система ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Топливный насос высокого давления типа Bosch или CAV Roto Diesel. Топливный бак Штампованный из стального листа......
15 03 2024 19:45:53
3.3.4. Капитальный ремонт двигателя – альтернативы ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ При самостоятельном выполнении капитального ремонта возможны различные варианты.......
14 03 2024 4:18:50
3.2.13.5. Ремонт головки блока цилиндров ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Место измерения высоты головки блока цилиндров и знак перешлифованной головки h – высота головки......
13 03 2024 7:11:29
9.4. Поворотный кулак Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите передок автомобиля и снимите колеса. 2. Снимите датчик скорости (стрелкой указан......
12 03 2024 3:26:42
6.2.2. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Тип системы: – модели с кодировкой двигателя ААR Bosch KEIII Jetronic – модели с кодировкой двигателя......
11 03 2024 16:24:16
Проверка уровня моторного масла ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке. Прогрейте двигатель до нормальной рабочей......
10 03 2024 9:17:25
13.6. Снятие и установка передней отделки автомобиля ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Передняя отделка автомобиля включает решетку радиатора и передний бампер. ПОРЯДОК......
09 03 2024 4:11:16
13.3. Система улавливания паров топлива О Б Щ И Е С В Е Д Е Н И Я Система улавливания паров топлива состоит из клапана очистки, термоклапана, одной или двух......
08 03 2024 1:51:54
Проверка системы заряда Помните, что выход из строя генератора не является единственной возможной причиной нарушения исправности функционирования системы......
07 03 2024 18:58:14
Утилизация амортизатора Места сверления отверстий в корпусе амортизатора А — отверстие диаметром 3 мм В — отверстие диаметром 6 мм Крепление амортизатора......
06 03 2024 4:47:58
Обзор лучших новых кроссоверов до 10 000 000 рублей. Выбор лучшего нового кроссовера. Технические хаpaктеристики и отзывы владельцев....
05 03 2024 6:31:50
Замена рабочего тормозного цилиндра ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Снимите тормозные колодки. Отсоедините тормозную трубку. Выверните болты и снимите рабочий......
04 03 2024 6:42:43
Замена топливного фильтра Бензин и дизтопливо являются в высшей степени огнеопасными, поэтому при работе с любыми компонентами топливной системы следует......
03 03 2024 9:27:31
10.4. Колодки дисковых тормозов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Колодки тормозов должны меняться одновременно, как на передних так и на задних колесах.......
02 03 2024 14:31:24
12.1.5.8. Регулировка света противотуманных фар ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Разметка экрана для регулировки противотуманных фар ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Разметить экран......
01 03 2024 13:13:17
Снятие и установка электронного модуля управления (РСМ) Избегайте воздействия на РСМ статического электричества. Прежде чем прикасаться к модулю,......
29 02 2024 4:59:59
11.3. Трос сцепления Снятие Снятие скобы, крепящей резьбовой наконечник троса сцепления к отжимному рычагу Крепление оболочки троса сцепления на выступах......
28 02 2024 11:42:14
5.8. Проверка главного реле ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите крышку с главного блока пpeдoxpaнителей и реле. 2. Прижмите палец к главному реле. 3.......
27 02 2024 5:55:20
Проверка холостого хода С помощью обычного тахометра на дизеле нельзя отрегулировать работу холостого хода. Для точного контроля частоты оборотов......
26 02 2024 3:48:36
11.2.3.4. Цилиндр замка двери ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Крепление цилиндра замка 1 – цилиндр замка, 2 – крепежная скоба Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять......
25 02 2024 0:46:27
20.4. Тяга выбора передач Регулировка Регулировка длины тяги выбора передач A – рукоятка рычага селектора; B – рычаг селектора; C – контргайка тяги......
24 02 2024 12:16:55
2.10. Проверка клапанов ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Осмотрите каждый клапан на выявление следующих дефектов: – повреждения или деформация стержня клапана; –......
23 02 2024 23:19:17
Снятие и установка нижнего управляющего рычага передней подвески ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Взведите стояночный тормоз. Ослабьте гайки крепления......
22 02 2024 5:36:27
Снятие и установка петель капота ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Снимите капот (см. Снятие, установка и регулировка капота ). Снимите панель обтекателя ветрового......
21 02 2024 17:47:14
Снятие и установка датчика кислорода У автомобиля BMW 3-й серии датчики кислорода расположены перед и после каталитического преобразователя, чтобы......
20 02 2024 22:22:39
10.6. Шаровые шарниры Замена ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Открутите гайки крепления колеса, поднимите автомобиль и установите его на опорах. Снимите колесо. 2.......
19 02 2024 21:59:21
12.3. Передний бампер Снятие М О Д Е Л И AUDI 100 П О Р Я Д О К В Ы П О Л Н Е Н И Я 1. Снимите решетку радиатора и противотуманные фары. 2. Открутите крепежные болты......
18 02 2024 18:27:50
Снятие и установка троса блокировки электронного выключателя зажигания (EIS) Детали подсоединения троса блокировки EIS 1 — Трос блокировки электронного......
17 02 2024 10:39:52
2.15. Проверка тормозной системы ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О неисправности в тормозной системе могут свидетельствовать следующие признаки: – автомобиль тянет в......
16 02 2024 12:48:14
Снятие и установка передних сидений Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Отдайте передние болты крепления сиденья к полу (см. сопроводительную иллюстрацию).......
15 02 2024 23:51:38
Диагностика системы зажигания «Отключение» зажигания путем разъединения штекеров (стрелки) на электронных коммутаторах катушек зажигания, слева на......
14 02 2024 18:23:15
3.4.35.1. Замена поршневого пальца ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Вставка приспособления для удержания шатуна Регулировка положения шатуна при выпрессовывании пальца 1.......
13 02 2024 2:33:31
24.6. Ремонт сильных повреждений кузова ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ При значительных повреждениях кузова и потребности в замене значительной части деталей работу......
12 02 2024 6:12:24
7.2.2.3. Сборка коробки передач ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Вставить ось вилок 1–2 передач на муфту скольжения синхронизатора 1–2 передач на вторичном валу. 2.......
11 02 2024 21:20:25
Капитальный ремонт АТ Конструкция АТ F3А21 1 — Трос управления 2 — Пружинная шайба 3 — Рычаг управления 4 — Фиксатор 5 — Датчик-выключатель PNP 6 —......
10 02 2024 10:52:50
Снятие и установка рулевой тяги/наконечника рулевой тяги ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Рулевые тяги и наконечники тяг ВНИМАНИЕ В качестве хомутов защитного чехла......
09 02 2024 0:21:39
Снятие и установка компонентов очистителей/омывателей стекол Рассматриваемые в настоящем Руководстве модели автомобилей оборудованы системой......
08 02 2024 23:17:41
18.60. Контактный блок подушки безопасности Снятие Расположение винтов крепления контактного блока подушки безопасности ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите......
07 02 2024 2:39:32
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::