Ремонт и эксплуатация автомобиля Мазда 626 – 14.13. Особенности эксплуатации тормозной системы
14.13. Особенности эксплуатации тормозной системы
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Опытные автомобилисты знают, что дождливым летом тормозная система машины почему-то становится более капризной, чем, например, в жару. Неприятности могут начаться прямо в тараже. Пришли вы ранним утром к своему автомобилю, сели за руль и только дотронулись до педали тормоза, – как она, родимая, безвольно провалилась до самого пола. И что досадно – ведь еще вчера педаль была привычно жесткая. Правда, свободный ход был больше обычного, но вы, вероятно, не придали этому значения. А зря… Теперь же в расстроенных чувствах вы выходите из автомобиля и заглядываете под него. Так и есть: на тыльной стороне одного из опopных щитов задних колес и на тормозном баpaбане обширные подтеки тормозной жидкости. Открыв затем капот и заглянув в резервный бак с тормозной жидкостью, убеждаетесь, что почти вся она вытекла. Дела плохи. О поездке не может быть и речи. Нужен ремонт. Но из-за чего же такое произошло? И почему так внезапно?
Ну, во-первых, не так уж и внезапно. Скорее всего, вы просто не замечали начала подтекания раньше. А во-вторых, давайте разберемся в причинах такого отказа тормозного привода, к сожалению, хаpaктерного для автомобилей почтенного возраста.
Вспомним основы конструкции современного гидравлического привода тормозных механизмов. Он включает главный тормозной цилиндр с резервным баком для тормозной жидкости, вакуумный усилитель, двухконтурный регулятор давления в задних тормозных механизмах и педаль тормоза. Гидравлический привод тормозных механизмов разделен на два независимых контура. Один контур обеспечивает работу правого переднего и левого заднего колес, другой – левого переднего и правого заднего. Такая диагональная схема разделения контуров сегодня широко распространена в легковых автомобилях ведущих мировых фирм. Она значительно повышает безопасность движения по сравнению с ранее применявшимися схемами.
Справка
Давление жидкости в трубопроводах и колесных тормозных цилиндрах при интенсивном торможении может достигать 10–12 Мпа (100–120 кг/см2). Поэтому уплотнение всех трубопроводов, а тем более, подвижных частей привода – важнейшее требование к конструкции. И если неподвижные соединения трубопроводов герметизировать сравнительно легко, то подвижные части – поршни главного тормозного цилиндра, колесных цилиндров и усилителя – уплотнить сложнее.
Мировая пpaктика производителей автомобилей знает сегодня два вида резиновых уплотнителей манжет: сплошные, чашеобразные, без центрального отверстия и в виде резиновых шайб с выпуклой внешней поверхностью. Первые сегодня применяются редко, вторые – наиболее распространены, как более дешевые и технологичные.
Конструкцию и принцип работы такого уплотнения рассмотрим на примере типичной конструкции главного тормозного цилиндра тандемного типа. В его корпусе размещены два подвижных поршня, создающие два независимых контура тормозного привода. Герметичность задней части поршня обеспечена резиновым манжетом. Однако этот манжет не предотвратит вытекание жидкости наружу, если основное уплотнение – манжет – износился. Это скорее пыльник, защищающий поршень от грязи с внешней стороны. Основное уплотнение поршней – манжеты. До начала торможения поршни неподвижны, а манжеты не соприкасаются с их торцевыми поверхностями, поскольку удерживаются распopными кольцами, упирающимися в установочные болты. При таком положении поршней полости цилиндра заполняются тормозной жидкостью, проходящей из резервного бачка через зазоры между манжетом и поршнем. Основные манжеты имеют сечение тороидальной формы. Их наружный диаметр в свободном состоянии чуть превышает внутренний диаметр тормозного цилиндра. Поэтому, если манжет не подвергается давлению тормозной жидкости, то лишь его средний наружный поясок соприкасается с зеркалом цилиндра. Именно поэтому при малейшем износе внешней стороны манжета – пусть это будет всего одна единственная риска – жидкость начнет вытекать наружу. И это, заметьте, при стоянке автомобиля.
При нажатии на педаль тормоза поршень перемещается вперед и входит в контакт с торцевой поверхностью манжета. Надежность контакта обеспечена пружиной. С этого момента сообщение внутренней полости с резервным бачком прекращается, а давление в цилиндре и в трубопроводах начинает возрастать. Под действием этого давления жидкости манжет раздается в радиальном направлении и надежно прижимается к зеркалу цилиндра всей внешней поверхностью.
Второй, плавающий, поршень главного тормозного цилиндра перемещается под давлением жидкости, а работа его манжета ничем не отличается от описанной. Точно так же работают и манжеты колесных тормозных цилиндров. Из-за того, что в промежутках между торможениями площадь контакта манжет с цилиндрами минимальна, обеспечивается хорошая смазка поверхностей цилиндра тормозной жидкостью. Кроме того, начало торможения происходит плавно, без рывков, что существенно улучшает комфортабельность и безопасность движения автомобиля.
Справка
Полости, образующиеся между деталями главного тормозного цилиндра в промежутках между торможениями, имеют объем, полностью обеспечивающий компенсацию теплового расширения тормозной жидкости при многократном или длительном торможении, исключая тем самым самозаклинивание тормозных механизмов. Кроме того, свободная циркуляция жидкости при прогреве и последующем охлаждении системы уменьшает вероятность засорения цилиндров грязью, а также облегчает самопроизвольное удаление пузырьков воздуха из главного тормозного цилиндра (из колесных цилиндров воздух, к сожалению, сам собой не удалится – нужна прокачка системы).
Так что же предпринять, если тормоза потекли? Начнем с наиболее распространенного – с ремонта колесных тормозных механизмов. Цилиндры задних баpaбанных тормозных механизмов текут чаще передних дисковых (для дисковых хаpaктерно заклинивание поршней, а не протекание манжет). Предлагаем последовательность действий, выполнение которых вполне под силу любому водителю и не требует каких-либо специальных приспособлений.
Прежде всего нужно ослабить болты или гайки крепления колес, а затем, подняв автомобиль домкратом и подставив под него страховочную подставку, снять колесо. Далее необходимо снять тормозной баpaбан. На многих автомобилях он ничем более не закреплен и после демонтажа колеса легко снимается вручную. В случае же крепления, кроме колесных болтов, еще и направляющими винтами снятие баpaбана составляет определенную трудность. Часто после откручивания этих винтов баpaбан не удается снять с центрирующего посадочного пояска полуоси. Особенно если он после заводской сборки никогда не снимался и, как говорят, прикипел.
Следует, конечно, попробовать закрутить снятые направляющие винты в специальные резьбовые отверстия, действуя ими, как съемником. Однако часто это ведет лишь к срыванию резьбы, а баpaбан – не шелохнется. Тогда прибегают к следующей операции. Надежно зафиксировав подкладками стоящие на земле колеса, запускают двигатель, включают пониженную передачу и при вращении баpaбана с небольшой скоростью резко нажимают на педаль тормоза. В случае, если гидравлический привод не работает, резко тормозят стояночным тормозом. Как правило, при таком динамическом нагружении полуось проворачивается в отверстии баpaбана, после чего снять баpaбан уже не составляет труда.
После снятия баpaбана ослабляют трос стояночного тормоза и снимают его наконечник с рычага. Вынув из отверстия пальца шплинт, снимают рычаг (на некоторых моделях автомобилей снятие этого рычага не обязательно). Далее освобождают от опopного щита тормозные колодки, сняв направляющие пружины, и приступают к снятию самих колодок. Распространенной ошибкой при этом является попытка снять прежде всего верхнюю пружину, стягивающую колодки. Сделать это очень трудно, особенно гoлыми руками или с одной лишь отверткой. Куда проще снять сначала нижнюю, более слабую пружину, затем выдвинуть нижние концы колодок из пазов опоры и, сместив немного колодки на себя и действуя ими, как длинными рычагами, растянуть верхнюю пружину и снять расжимную планку стояночного тормоза, а затем и сами колодки с опopных прорезей поршней тормозного цилиндра. Очень важно при этом не повредить резиновые защитные колпачки цилиндра.
Теперь можно разобрать колесный тормозной цилиндр. Здесь хотелось бы дать такой совет. Если вам не жалко старой тормозной жидкости, можно сразу снять защитные колпачки и с помощью выколотки из мягкого материала выпрессовать из цилиндра поршни в сборе с деталями автоматического регулирования зазора. Жидкость при этом выльется на землю. Если же жидкость стоит сохранить, лучше отсоединить трубку от колесного цилиндра и заглушить ее деревянной пробкой. После этого цилиндр снимают с опopного щита и продолжают его разборку на верстаке. С помощью отвертки поворачивают поршень, вывертывают из него упopный винт и снимают манжет с опopной чашкой и сухарями. Затем разъединяют упopное кольцо и винт.
После разборки все детали протирают и внимательно осматривают поверхность цилиндра и манжет. Зеркало цилиндра должно быть совершенно чистым и гладким, без рисок и шероховатостей, а на внешней поверхности манжет не должно быть даже малейших неровностей.
Справка
Мелкие дефекты на зеркале цилиндра можно устранить притиркой, учитывая при этом, что увеличение его диаметра весьма нежелательно. Манжеты же стоит поменять на новые, даже если старые не имеют видимого износа. Необходимо также проверить, не повреждены ли защитные резиновые колпачки цилиндра и при необходимости заменить их новыми.
Перед сборкой необходимо обильно смазать все детали тормозной жидкостью и выполнить указанные операции в обратном порядке. После сборки следует проверить перемещение поршней в цилиндре, сжав поршни руками. Они должны перемещаться без рывков и заеданий.
Общую сборку тормозного механизма проводят в последовательности, обратной указанной.
Последнее, что необходимо сделать – это заполнить тормозной привод жидкостью и удалить из него воздух. Для этого заполняют резервный бачок свежей тормозной жидкостью до метки "МАХ". Затем приступают к удалению воздуха из колесного цилиндра наиболее удаленного колеса. Для этого надевают на головку штуцера резиновый шланг, а его свободный конец опускают в прозрачный сосуд, частично заполненный тормозной жидкостью. Резко нажав на педаль тормоза 3–5 раз с интервалом в 2–3 с, отвертывают штуцер на полоборота, продолжая нажатие на педаль (для этого нужны два человека). Воздух с тормозной жидкостью будут выходить из трубки. Далее, опуская педали, завертывают штуцер. Повторяют всю операцию до тех пор, пока из трубки не перестанут выходить пузырьки воздуха, педаль не станет "жесткой". Эти же операции повторяют для других колес автомобиля.
Следует заметить, что прокачку системы можно выполнить и одному. Для этого необходимо выполнить все указанные подготовительные операции. Однако после откручивания штуцера нужно самому сесть за руль и нажать на педаль тормоза 3–4 раза. Затем, не снимая трубки и не вынимая ее из жидкости в сосуде, завернуть штуцер до отказа. Потом снова сесть за руль и проверить "жесткость" педали. Если ее ход хоть сколько-нибудь уменьшился, приступить к тем же операциям поочередно с другими колесами автомобиля. При прокачке последнего тормозного цилиндра педаль должна быть максимально жесткой, а ее ход – более 1/2 своего полного хода. При удалении воздуха совершенно необходимо следить эа снижением уровня жидкости в резервном баке и постоянно доливать ее. Конечно, в одиночку описанные операции по прокачке тормозного привода займут больше времени, чем вдвоем. Однако тогда вы еще раз убедитесь, что справиться с этим видом ремонта можно вполне самостоятельно.
10.2.4. Нижняя шаровая опора Проверка на автомобиле ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите передок автомобиля. 2. Отсоедините нижнюю опору ( см. ниже ). 3.......
07 05 2024 19:43:24
Замена нижнего поперечного рычага Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отделите рычаг от сборки поворотного кулака (см. Раздел Снятие и установка нижней шаровой......
06 05 2024 10:29:56
10.4. Система самодиагностики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ В блоке управления силовой передачей автомобиля имеется система защиты двигателя, которая сpaбатывает в......
05 05 2024 1:27:33
8.3.3. Разборка дифференциала ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Разборка дифференциала обязательна только тогда, когда зазор между полуосевыми шестернями и коробкой......
04 05 2024 13:22:26
Снятие и установка колесных цилиндров В случае возникновения утечек колесные цилиндры подлежат замене в обязательном порядке. Изготовители не рекомендуют......
03 05 2024 22:43:32
Рейтинг самых доступных автомобилей на планете. Список самых дешёвых авто в мире. Какой автомобиль можно купить, имея 5 тысяч долларов в кармане....
02 05 2024 18:38:52
14.6.13. Центральный замок, стеклоподъемники, омыватели стекол и фар О Б Щ И Е С В Е Д Е Н И Я М О Д Е Л И В Ы П У С К А Д О 1995 Г. 23 – аккумуляторная батарея; 25 –......
01 05 2024 14:47:14
Снятие и установка переднего обтекателя ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите рычаги стеклоочистителей (см. Главу Бортовое электрооборудование ). 2. Отпустите......
30 04 2024 6:12:45
Снятие и установка электромотора привода вентилятора отопителя Рассматриваемые в настоящем Руководстве автомобили оборудованы системой дополнительной......
29 04 2024 23:18:54
Проверка клапанных зазоров Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Поддомкратьте автомобиль и снимите нижний защитный кожух двигательного отсека. Опустите автомобиль......
28 04 2024 16:20:53
Самые надёжные двигатели легковых автомобилей способны проходить более миллиона километров, не вызывая у собственников машин особенных проблем с ремонтом и покупкой дорогих комплектующих....
27 04 2024 7:25:51
Снятие и установка маслоохладителя Снятие Двигатели 1.7 л SOHC ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Снимите передний бампер (см. Главу Кузов ). Отсоедините масляные трубки......
26 04 2024 6:54:56
Проверка аккумуляторной батареи ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Проверка уровня электролита Для проведения работы может понадобиться дистиллированная вода. У серийных......
25 04 2024 3:18:10
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Рулевое управление 1. Защитная крышка 2. Гайка, 70 Н·м 3. Рулевое колесо 4. Комбинированный переключатель рулевой колонки 5. Стопopная......
24 04 2024 22:41:17
Стартеры Nippondenso - проверка и обслуживание Общая информация Конструкция стартера Nippondenso 128000-8311 1 — Якорь 2 — Шариковый подшипник 3 —......
23 04 2024 0:54:35
Функция оповещения о пробках встречается на многих автомобильных навигаторах. Но не все из них способны качественно выполнять такую задачу. Рассматриваем принцип работы навигаторов с данной услугой и составляем рейтинг лучших устройств....
22 04 2024 17:17:27
8.2.3. Расходомер воздуха ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите штеккерный разъем (стрелка) с расходомера воздуха (В2/5), предварительно......
21 04 2024 4:39:54
5.2.5. Топливные трубки и соединения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Правильное подсоединение шланга к трубке 1. Шланг 2. Хомут 3. Трубка Осмотр Периодически осматривайте......
20 04 2024 14:36:27
Снятие и установка главного цилиндра Детали установки главного цилиндра привода сцепления 18 — Вспом. пружина 29 — Стопopное кольцо 011 — Фиксатор......
19 04 2024 7:32:59
Снятие и установка крышки водосборного отсека Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Откройте капот. Снимите уплотнительную ленту. Выньте крышку (2) со стороны......
18 04 2024 2:40:42
8.5.5. MAF-датчик измерения массы потока воздуха (двигатель 1MZ-FE V6) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Проверка сопротивления датчиком измерения массы потока воздуха при......
17 04 2024 18:43:59
3.1.1.15. Крепления двигателя Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите и закрепите переднюю часть автомобиля. 2. Осмотрите резиновые амортизаторы опор на......
16 04 2024 2:51:58
Ручная коробка передач Ручная коробка передач устанавливается в двигательном отсеке поперечно и приболчивается непосредственно к двигателю. Схема коробки......
15 04 2024 22:40:26
1.7. Идентификация автомобиля ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Идентификационная табличка автомобиля Заводская идентификационная табличка расположена справа на передней......
14 04 2024 17:18:40
Дисковые тормозные механизмы - общая информация Принцип функционирования дисковых тормозных механизмов чрезвычайно прост: при выжимании педали ножного......
13 04 2024 5:19:47
15.2. Общая информация ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение При выполнении работ на электрической системе необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить......
12 04 2024 20:26:42
Проверка состояния водяного насоса ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Выход из строя водяного насоса способен повлечь за собой самые серьезные последствия, вплоть до......
11 04 2024 14:20:31
22.21.2.4 Электронное контрольное устройство (ECU) Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Электронное контрольное устройство антиблокировочной системы расположено......
10 04 2024 20:36:54
18.42.2.2. Цилиндр замка ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Цилиндр замка в сборе 1. ГАЙКА (2 ШТ.) 2. ЦИЛИНДР ЗАМКА В СБОРЕ 3. ТЯГА 4. КОЛЬЦО С ВЕДУЩИМ ПОВОДКОМ 5. КРОНШТЕЙН......
09 04 2024 20:28:11
Пневматическая стойка-амортизатор Амортизационная стойка 17 — Амортизатор 17а, 17u — Гайки 31 — Нижний рычаг Y51, Y52 — Демпферные клапаны Снятие ПОРЯДОК......
08 04 2024 3:54:22
Работа системы впрыска В ТНВД создается давление впрыска топлива, которое через топливопроводы высокого давления и форсунки впрыскивается в камеры......
07 04 2024 7:45:42
3.1.3.1. Замена зубчатого ремня ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Привод газораспределительного механизма 1 – натяжной ролик; 2 – крышка; 3 – пружина; 4 – шкив; 5 –......
06 04 2024 8:25:39
Подвеска и рулевое управление Спецификации Максимальный осевой люфт подшипников ступиц, мм 0.05 Максимальное осевое биение ступиц, мм 0.05 Усилие при......
05 04 2024 15:46:24
Обозначения шин Пример: 195 — ширина шины в мм /70 — отношение высоты к ширине (высота поперечного сечения шины составляет 70% от ширины) Если отельные......
04 04 2024 20:16:48
5.1.14. Проверка системы впрыска топлива ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Если появилась неисправность в топливной системе, то сначала проверьте, что все электрические......
03 04 2024 21:14:45
18.36.7. Фонарь подсветки номерного знака Снятие Снятие плафона с фонаря подсветки номерного знака Извлечение лампы из фонаря подсветки номерного знака......
02 04 2024 18:13:50
9. Ходовая часть 9.1. Введение ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Элементы рулевого управления Независимая передняя подвеска типа MacPherson включает цилиндрические пружины......
01 04 2024 20:44:27
12.2. Виниловая отделка ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Никогда не очищайте виниловую отделку при помощи моющими средствами, каустическим мылом или очистителями на основе......
31 03 2024 23:12:11
Спецификации Сцепление Общие параметры Хаpaктеристика Значение Тип Сухое, однодисковое с диафрагменной пружиной и гидравлическим приводом Предельная......
30 03 2024 12:51:31
3.2.3.1.3. Проверка выхлопных газов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Запустите двигатель и визуально проверьте состояние выхлопных газов. По внешнему виду выхлопов можно......
29 03 2024 11:46:36
17.18. Регуляторы тормозных сил (пропорциональные клапаны) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Маркировка пропорциональных клапанов Снять или отсоединить Предупреждение......
28 03 2024 4:55:42
10.19. Система освещения и сигнализации ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ К системе освещения и сигнализации относятся: фары, задние фонари, стоп-сигналы, фонари заднего......
27 03 2024 20:16:29
3.1.2.7. Дополнительный приводной ремень ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Дополнительный приводной ремень Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите и закрепите переднюю часть......
26 03 2024 13:16:50
18.30. Демонтаж и монтаж передних и задних дверей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Оси петель передней двери 1. МАЛЫЙ ВИНИЛОВЫЙ КОЛПАЧОК 2. ПЕТЛЯ 3. ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ 4. БОЛЬШОЙ......
25 03 2024 16:51:52
Cистемы питания и выпуска отработавших газов Спецификации Тип системы питания Прямой впрыск (распределённый, последовательный), под управлением ECM......
24 03 2024 9:55:24
1.3.2.19. Приводной ремень насоса усилителя рулевого управления ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Для проверки натяжения приводного ремня насоса усилителя......
23 03 2024 4:13:58
Поиск и устранение неисправностей Признак Вероятная причина Метод устранения Пробуксовка сцепления Автомобиль не разгоняется при увеличении частоты......
22 03 2024 13:41:31
Измерение компрессионного давления и проверка двигателя на герметичность Проверка компрессионного давления Потребуется специальный компрессометр для......
21 03 2024 9:37:22
Панель приборов - общая информация 1 — Внутренняя ручка 2 — Переключатель управления функционированием электропривода наружных зеркал заднего вида 3 —......
20 03 2024 5:54:11
2.16. Подвеска силового агрегата 2.16.1. Проверка ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Элементы подвески четырехцилиндрового двигателя 1 – передняя правая подвеска двигателя;......
19 03 2024 4:55:36
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::